о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Почему дорожает бензин?

05.06.2008 14:30 Рубрика: Экономика


Свой вариант ответа на этот вопрос, волнующий всех без исключения жителей России, корреспонденту «Молвы» изложил Президент Владимирской областной топливной ассоциации (ВОТА) Рустам Вишняков.

- Рустам Сулейманович, большинство обывателей винят в постоянном росте цен все растущие аппетиты «бензиновых королей». Так ли это на самом деле?
- Мнение, что это «бензиновые короли» вздули цены, абсолютно неверно. Нам самим выгодно, чтобы бензин был дешевым. Во-первых, мы меньше бы тратили оборотных средств на его закупку на заводах. А сейчас у нас всех взяты большие банковские кредиты, которые тоже стоят денег. Закупить дешевый бензин впрок на длительный срок практически невозможно - не хватит хранилищ и оборотных средств. Во-вторых, при дешевом бензине люди ездили бы больше. А мы бы получали доход на «валовке».

- Еще одной из причин роста цен на ГСМ называют картельный сговор бензинщиков. Прокомментируйте это.
- Даже в нашей области много владельцев заправок - около 30-ти - и сговор между ними невозможен. Рост цен на бензин находится в прямой зависимости от мировых цен на нефть. Если бы цена на нефть оставалась в пределах $100-105 за баррель, цены на бензин не росли бы, т.к. с 1 июня государство установило рекордную экспортную пошлину - $396 за тонну. И, по идее, при стабильной цене нефти на мировом рынке повышение экспортной пошлины привело бы к тому, что экспортировать нефть и нефтепродукты стало бы менее выгодно. Их больше бы оставалось внутри страны. А чем больше внутри страны бензина, тем ниже его цена.

Еще одна причина высоких цен на бензин - вертикально-интегрированные компании (ВИНКи). У нас и добыча нефти, и ее переработка производится структурными подразделениями одной и той же компании, между производителями топлива нет конкуренции, нет необходимости сокращать свои издержки. Добыча и переработка нефти должны быть «разведены» по разным собственникам. А при нынешней ситуации, когда НПЗ - составная часть нефтяных компаний, им нет нужды совершенствовать технологии, повышать производительность труда, внедрять современное оборудование. Вот и получается, что из тонны нефти в США производят до 450 л бензина, а у нас - едва 180. У нас на НПЗ работают по 2-3 тысячи человек, тогда как на заводах такой же мощности в США - в десятки раз меньше.

- Но почему нефтяные компании не вкладывают деньги в модернизацию своих НПЗ?
- Вкладывают, но мало. А смысл? Они все равно продадут свой бензин. Легче просить преференции у правительства.

- А какое влияние на цену бензина оказывает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)?
- НДПИ, по сути, означает цену, по которой государство продает сырье нефтяникам. Он тоже зависит от мировой цены на нефть. Чем выше цена, тем выше НДПИ, и наоборот.

- А еще НПЗ платят акциз на бензин и дизтопливо. Акциз - это налог на роскошь. В нашей стране машина пока еще - роскошь? Даже старый «Запорожец», купленный пенсионером еще в советские времена?
- Да, акциз - это налог на товары не первой необходимости. И если государство хочет позаботиться о пенсионере с ржавым «Запорожцем», оно должно компенсировать ему затраты на бензин. Но, по большому счету, из каждой тысячи россиян только 150 человек имеют машины.

Теперь второе - дороги строятся для тех, кто по ним ездит. И, следовательно, строительство дорог должны оплачивать именно владельцы автомобилей. Транспортный налог, который платят владельцы машин, идет в муниципальные бюджеты, а акциз, «сидящий» в цене бензина и тоже уплаченный автовладельцем, идет в федеральный бюджет. Другое дело, как эти налоги расходуются. Разве справедливо, что федеральный бюджет тратит деньги, собранные в виде акциза, на инфраструктуру для Олимпиады в Сочи? Хотя ведь и владимирские автовладельцы, покупая бензин и платя акциз, имеют право на пропорциональное финансирование строительства дорог у себя в области. Если Сочи выиграли право проведения Олимпиады, то пускай сами и выкручиваются - при чем тут владимирские автовладельцы?

- Есть точка зрения, что государство с помощью роста цен на бензин негласно «отсекает» с российских дорог малоимущих автовладельцев. Дескать, наша дорожная сеть не «переварит» растущее количество машин, поэтому из-за дороговизны ГСМ на наши улицы и трассы будет меньше выезжать автостарья. Что вы думаете по этому поводу?
- Это вряд ли, хотя рассуждение, на первый взгляд, логичное. Но, продолжая эту логику, можно сказать, что когда государство платит пенсионерам по 3 тысячи рублей пенсии, оно хочет, чтобы старики побыстрее покинули этот мир?

- Рустам Сулейманович, допустим, государство ничего не может поделать с частными нефтяниками. Но есть же государственные компании: «Роснефть», «Газпром-нефть». На их-то бензин государство почему не снизит цены?
- По закону, все компании, государственные и частные, находятся в равных условиях. Государство теоретически может приказать им установить низкие цены. Но этого не сделает. Во-первых, среди акционеров этих компаний есть и частные акционеры, почему они должны страдать? Во-вторых, государственные компании принадлежат всем россиянам. Почему они должны нести убытки ради автовладельцев, составляющих всего 15% населения? В-третьих, эти компании имеют большие займы в западных банках. И если им ограничить цену или если цена нефти завтра раза в полтора упадет, та же «Роснефть» может оказаться банкротом. Она очень много заняла на покупку «ЮКОСа» и других активов. Конечно, если это случится, придется бюджету, т.е. всем нам, «помочь» ей. Но я считаю, что деньги бюджета - это деньги бюджетников: врачей, учителей, военных и т.д. И эти деньги нельзя тратить на покупку «ЮКОСа» или на организацию Олимпиады в Сочи (а точнее, курорты для богатых россиян)!

- Но есть страны, которые на своих внутренних рынках продают бензин почти за копейки. Иран, Венесуэла, арабские государства. У нас почему не так?
- Один из кардинальных путей снижения цены на моторное топливо - введение квоты на экспорт нефти. Но это антирыночно. Сегодня - квоты на бензин, завтра - на пшеницу, масло и трусы, послезавтра - социализм и тотальный дефицит. И потом: система квот, когда где-то конкретные чиновники решают, сколько какой компании разрешить экспортировать - это очень коррумпированная система. Представляете, какие взятки придется платить чиновникам, решающим эти вопросы? Крупная компания еще может себе это позволить. А маленькая, добывающая тысяч по пять тонн нефти в месяц? Кто ее допустит к трубе?

Но даже не в этом дело. С каждого рубля, потраченного россиянином на бензин, государство забирает до 70 копеек в виде НДПИ, пошлин, акциза, НДС и т.д. Но доходят ли эти деньги до россиян? Где эти деньги? Они идут на нацпроекты. А, возможно, доплачивая малоимущим россиянам из этих денег по 500-1000 рублей, государство имело бы больше пользы. Люди бы стали покупать больше и более качественных продуктов, тем самым стимулируя наш агропром.

- Недавно правительство объявило о «налоговых каникулах» для нефтяников. В частности, будет снижен НДПИ. Как вы к этому относитесь?
- Снижение НДПИ - это обворовывание населения. Ведь природные ресурсы принадлежат всем россиянам, а не нефтяным компаниям и автовладельцам. Если государство хочет стимулировать модернизацию НПЗ для производства более качественного топлива Евро-3, Евро-4, Евро-5, оно должно уменьшить налог на прибыль, идущий на инвестиции. С другой стороны, НДПИ должен зависеть не только от мировых цен на нефть, но и от дебета скважин.

Кроме того, мы хотим в ВТО, а ее требование - увеличение НДПИ и уменьшение экспортной пошлины на энергоносители. Это приведет к повышению цен на энергоносители, в том числе и топливо - если не будут модернизированы НПЗ и не появится конкурентная среда. В принципе, это справедливо, т.к. сегодня многие компании, например, металлургические, получают дополнительную незаслуженную энергетическую маржу. Например, в производстве алюминия 80% стоимости составляет энергосоставляющая, принадлежащая всему народу.

- Эту логику я знаю. Дерипаска-то сможет себе позволить покупать энергоносители по мировой цене. А сможет ли покупать газ или энергию по мировым ценам наш пенсионер?
- А вот тут-то и нужна политическая воля руководства страны. Что мешает государству из сверхдоходов увеличивать субсидии, пенсии, пособия и зарплаты? Чтобы шел рост потребления в стране, чтобы в России развивалось производство товаров народного потребления.

- Стало быть, проблема не в высоких ценах на бензин, а в низких доходах населения?
- Правильно. Все дело - в несоответствии мировых цен на бензин «немировым» доходам большого числа наших сограждан. Ведь в той же Европе цена бензина в 2-3 раза выше, чем у нас, да и все остальное тоже дороже. Но людям это по средствам, у них высокие зарплаты. А все потому, что они еще хоть что-то производят, кроме нефти и газа. А у нас 20% бюджета формирует «Газпром», еще 40-50% - нефтянка. В принципе, структура нашего экспорта не изменилась со времен Петра, тогда - мед, пенька да меха, сейчас - нефть, газ и металлы.
Беседу вел Иван СТЕПАНОВ.
Фото автора.

Источник публикации: Молва. Экономика



www.vladimironline.ru




только в разделе Экономика

Последние новости

Все новости