Стоматологи Владимирской области готовы бороться за повышение доверия общества к медицинским работникам
09.02.2023 10:10 Рубрика: Экономика
За время своей работы организация стала, пожалуй, одной из крупнейших профессиональных медицинских НКО в регионе и, более того, входит в 20 крупнейших стоматологических региональных профессиональных организаций по стране.
В преддверии профессионального праздника мы поговорили с Президентом Владимирской областной медико-стоматологической ассоциации Дмитрием Маляновым о том, каких успехов достигла организация за время своего существования.
Давайте начнем с основных направлений деятельности Ассоциации, какие они на сегодняшний день?
В Уставе Ассоциации прописано, что основным направлением нашей деятельности является защита и представление законных интересов своих членов. В первую очередь, это юридическая поддержка: к примеру, если в отношении нашего коллеги будет возбуждено уголовное дело по одной из пяти медицинских статей Уголовного кодекса, то Ассоциация полностью возьмет на себя расходы по его защите.
С недавнего времени в стране изменился порядок допуска медицинских работников к осуществлению своей профессиональной деятельности: ранее была сертификация, теперь это аккредитация. Это новый процесс, и мы помогаем коллегам в этом вопросе, чтобы они комфортно и максимально безболезненно для себя прошли эту процедуру.
Далее, членам нашей Ассоциации мы помогаем получать востребованное и актуальное для них дополнительное профессиональное образование. И здесь у нас реализован очень интересный проект совместно с ВлГУ, с привлечением в том числе профессорско-преподавательского состава университета по праву, психологии и так далее. Получается, что медицинское профессиональное сообщество самостоятельно формирует свою образовательную траекторию. Есть и обратное движение со стороны ВлГУ. У нашего госуниверситета давние связи с Иракским государственным медицинским университетом, для студентов которого мы проводили небольшую стажировку в крупных частных медицинских организациях региона.
Очень важное направление нашей деятельности – повышение доверия общества к медицинским работникам. Все мы прекрасно понимаем, что, если между врачом и пациентом будет недопонимание, ни к чему хорошему это не приведет. С сожалением приходится констатировать, что сейчас существует тенденция, при которой слово «врач» в сознании некоторых поменяло последнюю букву на букву «г», и мы очень серьезно работаем, для того чтобы вернуть и укрепить доверие этих людей к медицинским работникам.
Формирование здоровой конкурентной среды на рынке медицинских услуг региона – еще одна наша задача. Многие члены Ассоциации частные клиники ранее были непримиримыми конкурентами, а сейчас сели за один стол и совместно решают общие задачи, и мы были приятно этому удивлены.
Наконец, наша Ассоциация занимается благотворительностью. Не совсем корректно будет здесь говорить о наших проектах, отмечу лишь, что мы в том числе откликнулись на помощь нашим бойцам, которые участвуют в СВО.
Расскажите про самые успешные и значимые проекты Ассоциации.
Начать здесь хотелось бы со «Знака одобрения, качества и безопасности» Владимирской областной медико-стоматологической ассоциации. Это такой знак отличия, который мы выдаем той или иной медицинской организации. И факт его наличия говорит о том, что Ассоциация может достоверно сказать: в этом учреждении есть все условия для оказания качественной и безопасной медицинской помощи. Получить этот знак клиника может только после прохождения проверок и добровольных аудитов. Мы разработали перечень критериев, который позволяет судить об уровне оказания медпомощи. Участие в оценке - добровольное. Организации - обладатели такого знака Ассоциации и их контактные данные размещены на нашем официальном сайте. Кстати, среди них не только владимирские, но и одна нижегородская медорганизация и несколько соседей из Рязанской области.
Не так давно мы реализовали еще один беспрецедентный проект - ничего подобного на территории Владимирской области в таком масштабе никогда не проводилось. Два месяца в более чем 70 медицинских организациях нашей области проводился опрос пациентов. Мы поставили себе задачу сделать выборку в 10 000 опрошенных. На данный момент анкетирование закончено, и завершается обработка данных. Но полученные результаты уже сейчас сильно удивляют. Например, несмотря на то, что по базовым правилам посещать стоматолога надо не реже одного раза в полгода (даже если у вас ничего не болит), большинство (40,1% опрошенных) идут к врачу, только если их что-то беспокоит. Зато негативного опыта посещения стоматологической клиники нет у 61,7 % людей против 38,3%.
Идем дальше. Невзирая на то, что стоматологии сейчас обеспечены современными материалами, в том числе и анестетиками, 28,9% пациентов испытывают дискомфорт при посещении врача-стоматолога. А вот выбирают частную кинику чаще, чем государственную в основном из-за качества лечения (43,9%) и доступности, то есть отсутствия очередей (26,4%). И только потом идут такие показатели, как хороший сервис и использование современного оборудования.
Вопрос об изменении расходов на платные стоматологические услуги в 2022 году мы задали по понятным причинам: инфляция. Но результат нас удивил – у 50,5% опрошенных расходы на платную стоматологию не изменились. Дальше мы спросили по поводу цен и выяснили, что большинство респондентов (55,8%) считает, что цены на платные стоматологические услуги в нашем регионе оптимальные. И только 38,6% посчитали их завышенными. Несмотря на то что Ассоциация никак не может влиять на участников рынка, мы констатируем, что ценовая политика построена грамотно. Необоснованного повышения цен не произошло. И это несмотря на то что стоимость расходных материалов и оборудования значительно выросла.
Но больше всего нас удивил ответ на такой вопрос: «Считаете ли вы, что в отношении медицинских работников нужно ужесточить ответственность, в том числе уголовную, за некачественное лечение?». Мы очень робко попытались задать этот вопрос, потому что боялись получить не очень приятный для себя ответ. Но посмотрите, что мы имеем в итоге: 81,7% опрошенных выступает против ужесточения ответственности врачей, причем не только стоматологов, а всех медицинских работников. Этот результат серьезно диссонирует с тем, что на протяжении 5-10 лет в обществе активно муссируются предложения по ужесточению ответственности медработников. Как мы видим, пациенты этого не хотят. Тогда откуда растут корни, кто в итоге станет бенефициаром, если вдруг все-таки на законодательном уровне эта ответственность будет ужесточена? Результаты по этому вопросу мы будем еще долго переваривать. Но с позицией мы определились совершенно точно: Ассоциация как представитель профессионального медицинского сообщества всеми возможными способами будет выступать против этого. И в отличие от тех, кто ратует «за», у нас есть для этого аргументы.
Наконец, вот уже на протяжении шести лет мы реализуем крупный образовательный проект – Владимирский межрегиональный стоматологический форум. Масштаб мероприятия увеличивается с каждым годом. В прошлый раз он собрал рекордное количество участников – к нам в область приехало более 1 300 врачей. «Домом» для форума стал Владимирский государственный университет, поскольку это, наверное, единственная площадка, которая прекрасно технически оснащена и способна вместить такое количество участников. Как правило, синхронно у нас работает до 12 залов, где врачи-стоматологи из разных регионов обмениваются опытом и повышают свою квалификацию. Этот год не станет исключением: 3-4 июня состоится уже шестой Владимирский межрегиональный стоматологический форум.
Владимирская областная медико-стоматологическая ассоциация существует всего два года. Срок небольшой. Многого удалось добиться за это время?
Вы знаете, да. Например, Владимирская областная медико-стоматологическая ассоциация смогла получить лицензию на судебно-медицинскую экспертизу. И стала единственной в стране профессиональной НКО, основанной на членстве медицинских работников, которая этой лицензией обладает. Это очень серьезное направление деятельности: мы имеем все законные основания для производства судебно-медицинской экспертизы, назначенной судом, органом следствия или дознания из любой точки страны, от Калининграда до Камчатки.
Ассоциация успешно осуществляет юридическую защиту своих членов. Представляет их интересы в конфликтах с пациентами – как досудебно в рамках претензионной работы, так и в суде. Все чаще Ассоциация выступает арбитром в подобных спорах, и это хорошо, зачем выносить сор из избы. К сожалению, и до нашей области докатилось такое явление, как «потребительский экстремизм», когда «пациенты», используя несовершенство законодательства, юридическую неграмотность врачей и клиник, пытаются использовать свой конфликт с ними в качестве источника дополнительного дохода, поэтому работы в этом направлении у нас более чем достаточно. Есть и серьезные успехи, я думаю, мы сможем справиться с этим явлением.
Больная точка для нас – открытость информационного пространства, когда любая конфликтная ситуация с врачом может быть подкреплена негативным отзывом, опубликованным в интернете. Таких явлений стало очень много. Они крайне неприятны. Ведь в любом случае пациент не обладает специальными знаниями и не может объективно понять, есть ли реальные недостатки в оказанной ему медицинской помощи или нет. В этом случае мы помогаем нашим коллегам и всегда им напоминаем, что в Уголовном кодексе есть статья касаемая клеветы. И если опубликованная информация действительно затрагивает личные интересы врача и необоснованно угрожает его деловой репутации, мы всегда придем на помощь.
Как повлияли санкции, введенные в отношении Российской Федерации, на деятельность стоматологических клиник региона?
Коснулись они нашей сферы серьезно. Особенно на самом первом этапе. Если брать стоматологию, то существенная часть всех технологий, материалов и инструментов, которые мы используем, – иностранного производства. К сожалению, достойной альтернативы по качеству пока нет. Ряд крупных компаний, которые занимали значительный сегмент рынка в Российской Федерации, сначала приостановили деятельность, а кто-то и вовсе ушел. К счастью, таких оказалось совсем немного. Тем не менее были нарушены логистические цепочки. Нам повезло, что в составе нашей Ассоциации – представители крупнейшей торгующей организации региона, и это позволило оперативно найти альтернативу. Думаю, можно с уверенностью сказать, что рынок стоматологических медицинских изделий найдет свой баланс. Вообще, стоматологи, как и все остальные медицинские работники, – это люди особой организации, нас очень легко обидеть. Поэтому, когда компании, которым мы доверяли много лет, осуществили такой демарш, нас это задело персонально. И если эти компании когда-нибудь захотят вернуться на российский рынок, им это будет сделать очень сложно.
Какие отношения у Ассоциации с органами государственной власти?
Мы довольно тесно контактируем с нашим главным контрольно-надзорным органом – «Росздравнадзором». Сейчас парадигма контрольно-надзорной деятельности построена по принципу: лучше предотвратить нарушение, чем потом его выявлять и наказывать нарушителя. «Росздравнадзор» оказывает нам серьезную методическую поддержку – мы всегда можем обратиться за любыми разъяснениями по вопросам законодательства и обязательным требованиям. Установлены хорошие деловые отношения с Министерством здравоохранения региона. Нас не может не радовать кадровый состав Минздрава – на сегодняшний день это уверенная команда серьезных и ответственных профессионалов. И более доступных и идущих на контакт чиновников мы ранее не встречали. С ними можно напрямую оперативно решить все возникающие вопросы, и мы приветствуем это.
Как выбрать врача-стоматолога и стоматологическую клинику? Каков он - идеальный стоматолог?
Что касается стоматологической клиники, то неплохой ориентир для пациентов – это наличие нашего «Знака качества» – все данные есть на сайте Ассоциации, и здесь мы с уверенностью можем говорить, что, обратившись в эти организации за медицинской помощью, вы не будете разочарованы. А вот насчет идеального стоматолога... Мне кажется, вы вряд ли удовлетворитесь моим ответом. Но попробую. На самом деле, плохих врачей не бывает. Все мы закончили советскую или уже российскую медицинскую школу. И вся система медицинского образования – неважно, среднего или высшего, – построена так, что каждый выпускник имеет стопроцентную прививку на человеколюбие и добросовестность. Но, например, наличие способностей к коммуникации и владение современными технологиями сильно повышает востребованность врача. Тем не менее люди всегда выбирают стоматолога индивидуально – под себя, во многом ориентируясь на сарафанное радио. Могу лишь сказать, что, если про врача очень-очень много хороших и лестных отзывов, это совершенно не значит, что он чем-то профессионально, с позиции специалиста, отличается от того, кто менее коммуникабельный. Проведенное нами анкетирование, о котором я уже говорил выше, позволило нам нарисовать портрет идеального, по мнению наших пациентов, врача. Но это мы оставим для внутреннего пользования – как рекомендацию нашему сообществу продолжать стремиться к этому идеалу, работая на благо пациентов.
В этот знаменательный день – 9 февраля – хотелось бы поздравить Вас, коллеги, с нашим профессиональным праздником. Пожелать Вам профессиональных успехов, терпения, трудолюбия, а, самое главное, благодарных пациентов и их красивых улыбок!
Источник публикации: зебра-тв: бизнес
www.vladimironline.ru