Система пассажирских перевозок во Владимире требует обновления
17.07.2008 17:50 Рубрика: Экономика
10 рублей платят с 28 июня владимирцы за поездку в городском транспорте, неважно, хоть это автобус, хоть - троллейбус. Очередное повышение тарифа стало поводом для встречи с директором одного из крупнейших автотранспортных предприятий города - компании «БигАвтоТранс» Автандилом Бигановым и его заместителем Юрием Желдыбиным. Оказалось, 10-рублевый тариф отнюдь не решает проблем перевозчиков. Все гораздо серьезнее - если «по уму», то надо менять всю систему пассажирского транспорта в областном центре. Для этого в городе есть все необходимое.
10 рублей - цена февраля
- Начнем все же с тарифа. Как он высчитывался? Обоснован ли он экономически?
- Он был экономически обоснован для февраля этого года. Полугодовое опоздание уже заложено в систему, по которой устанавливаются тарифы на пассажирские перевозки. Цепочка выглядит так. Мы рассчитываем экономически обоснованный тариф, закладывая в него все наши расходы на момент расчета. Затем департамент цен и тарифов обладминистрации наши расчеты проверяет, с чем-то соглашаются, что-то не утверждают - и, наконец, губернатор подписывает постановление. Затем оно публикуется в печати, а еще через 10 дней вступает в силу. А пока все эти согласования тянутся, все дорожает: дизтопливо, запчасти и т.д. Например, если бы мы сегодня считали реальный тариф по сегодняшним ценам только на одну солярку, билет стоил бы уже 12 рублей.
- Но власти должны как-то защищать малоимущих…
- Социальность не должна влиять на безопасность. В Москве, например, перевозчики считают все свои реальные расходы и доказывают их в мэрии. Мэрия принимает решение - допустим, реальная цена одной поездки - 24 рубля. Но билет для граждан будет стоить 15 рублей. А разницу в 9 рублей с поездки компенсирует перевозчику бюджет. Причем дотация выплачивается не за километр пробега, как это делается у нас на социальных маршрутах, а за каждого перевезенного пассажира. А наладить технически их учет можно довольно просто.
Любое автотранспортное предприятие обязано выполнять многочисленные требования по организации пассажирских перевозок. Особенно по безопасности. Но требования во всей Федерации одинаковые, а вот тарифы - разные. Подчеркнем - затраты на содержание служб технического и медицинского контроля обязательны в наших расходах. На них ни мы, ни власти, повлиять не можем. Топливо и запчасти тоже покупаем по рыночным ценам, и на их рост ни мы, ни власти тоже не могут повлиять. По какой статье власти могут сдерживать тариф? Только по одной - сдерживание роста зарплаты наших водителей, кондукторов и другого персонала. А вы попробуйте найти квалифицированного водителя автобуса на зарплату 15 тысяч?
Слишком много перевозчиков?
- Но вряд ли стоит сравнивать возможности бюджетов Москвы и Владимира. Может, нам пойти другим путем? Рассчитать, сколько реально нужно нашему городу транспортных компаний? Не кажется ли вам, что их слишком много?
- Во Владимире для полного решения проблемы пассажирских перевозок достаточно 2-3 крупных автобусных перевозчиков плюс троллейбус. Сегодня две компании: «БигАвтоТранс» и «Владавтолинии», перевозят каждая по 25-30% всех пассажиров, пользующихся автобусом. И нам по силам перевести всех пассажиров! Сегодня же в городе оперируют около 10 компаний.
Опять же - тех, кто на виду, легче проверять. Всем проверяющим известно, где у нас офис, автопарк, рембаза. С мелкими компаниями хлопот больше - вот их и проверяют значительно реже, чем крупных перевозчиков.
Должны отметить, что во Владимире система пассажирских перевозок организована гораздо лучше, чем во многих других областных городах России. Мы и «Владавтолинии» задали в этом деле высокую планку качества. В городе немного таких предприятий, которые несли бы сравнимую с нами социальную нагрузку, такую же ответственность за целый крупный сегмент городской инфраструктуры. Работа организована настолько слаженно, что жителям и гостям нашего города даже в голову не приходит, что может быть иначе: что могут быть толпы народа на остановках, что на работу надо выезжать за час-два до ее начала. Владимирцы привыкли рассчитывать свое время на дорогу по минутам.
Но проблема все же назревает. Прежде всего, это касается экономической стороны вопроса. И у нас все есть для принятия правильного решения. Было бы желание. Для начала, чиновники городской администрации, ведающие вопросами пассажирского транспорта, должны быть компетентными и неангажированными. Они - наши заказчики, они нами руководят, они должны разговаривать на одном языке с нами.
Во-вторых, неплохо бы посмотреть, насколько рационально выстроена маршрутная схема во Владимире. Ведь ныне действующие маршруты вводились лет 8 назад. Тогда, возможно, не было других вариантов. Но сегодня-то надо продолжать расчеты, мониторить пассажиропоток, менять принципы составления маршрутной сети. Надо работать над повышением качества и культуры обслуживания, надо максимально исключить дублирующие маршруты. Или вот вопрос - сегодня рабочий день на владимирских предприятиях начинается в одно и то же время - в 8-9 утра. Возможно, стоит разнести на час-два начало смен - это дало бы автобусникам возможность, с одной стороны, разгрузить нынешний час пик, а с другой - более рационально использовать подвижной состав. Думается, в этом вопросе свое веское слово вполне могли бы сказать и мэрия, и горсовет.
Неверная и вредная позиция
- Помните, когда речь заходила о дальнейшем существовании убыточных троллейбусов во Владимире, о чересчур большом числе перевозчиков, власти частенько парировали: дескать, если мы откажемся от альтернативного вида транспорта, автоперевозчики, особенно крупные, будут диктовать городу свою волю, шантажировать власти. Что вы думаете о подобной логике рассуждений?
- Это крайне неверная и даже вредная позиция. Для нас нет ничего лучше стабильности. Ни мы, ни одно другое пассажирское предприятие, никогда на это не пойдет. Поймите, когда предприятие вкладывает миллионы в покупку транспорта, в создание производственной базы, оно видит в этом залог своего будущего, будущего своих сотрудников.
В «БигАвтоТрансе», например, трудится около 700 человек. И у всех есть дети, семьи, которых надо кормить. А на нас, руководителях, лежит колоссальная ответственность не только за бизнес и вложенные в него деньги, но и за этих людей.
У нас на предприятии трудятся представители более 30 семейных династий: мужья, жены, дети, снохи, зятья. И это, кстати, показатель отношения сотрудников к своему месту работы - никто из родителей не посоветует детям пойти в плохую организацию, в фирму-«однодневку». И, кстати, пользуясь случаем, мы убедительно просим наших уважаемых пассажиров - давайте терпимее относиться к водителям и кондукторам. Поверьте - работа, которую они делают по 10-12 часов в день, очень тяжела и ответственна.
Беседу вел Иван СТЕПАНОВ.
Фото: Максим ЕФРЕМОВ.
10 рублей - цена февраля
- Начнем все же с тарифа. Как он высчитывался? Обоснован ли он экономически?
- Он был экономически обоснован для февраля этого года. Полугодовое опоздание уже заложено в систему, по которой устанавливаются тарифы на пассажирские перевозки. Цепочка выглядит так. Мы рассчитываем экономически обоснованный тариф, закладывая в него все наши расходы на момент расчета. Затем департамент цен и тарифов обладминистрации наши расчеты проверяет, с чем-то соглашаются, что-то не утверждают - и, наконец, губернатор подписывает постановление. Затем оно публикуется в печати, а еще через 10 дней вступает в силу. А пока все эти согласования тянутся, все дорожает: дизтопливо, запчасти и т.д. Например, если бы мы сегодня считали реальный тариф по сегодняшним ценам только на одну солярку, билет стоил бы уже 12 рублей.
- Но власти должны как-то защищать малоимущих…
- Социальность не должна влиять на безопасность. В Москве, например, перевозчики считают все свои реальные расходы и доказывают их в мэрии. Мэрия принимает решение - допустим, реальная цена одной поездки - 24 рубля. Но билет для граждан будет стоить 15 рублей. А разницу в 9 рублей с поездки компенсирует перевозчику бюджет. Причем дотация выплачивается не за километр пробега, как это делается у нас на социальных маршрутах, а за каждого перевезенного пассажира. А наладить технически их учет можно довольно просто.
Любое автотранспортное предприятие обязано выполнять многочисленные требования по организации пассажирских перевозок. Особенно по безопасности. Но требования во всей Федерации одинаковые, а вот тарифы - разные. Подчеркнем - затраты на содержание служб технического и медицинского контроля обязательны в наших расходах. На них ни мы, ни власти, повлиять не можем. Топливо и запчасти тоже покупаем по рыночным ценам, и на их рост ни мы, ни власти тоже не могут повлиять. По какой статье власти могут сдерживать тариф? Только по одной - сдерживание роста зарплаты наших водителей, кондукторов и другого персонала. А вы попробуйте найти квалифицированного водителя автобуса на зарплату 15 тысяч?
Слишком много перевозчиков?
- Но вряд ли стоит сравнивать возможности бюджетов Москвы и Владимира. Может, нам пойти другим путем? Рассчитать, сколько реально нужно нашему городу транспортных компаний? Не кажется ли вам, что их слишком много?
- Во Владимире для полного решения проблемы пассажирских перевозок достаточно 2-3 крупных автобусных перевозчиков плюс троллейбус. Сегодня две компании: «БигАвтоТранс» и «Владавтолинии», перевозят каждая по 25-30% всех пассажиров, пользующихся автобусом. И нам по силам перевести всех пассажиров! Сегодня же в городе оперируют около 10 компаний.
Опять же - тех, кто на виду, легче проверять. Всем проверяющим известно, где у нас офис, автопарк, рембаза. С мелкими компаниями хлопот больше - вот их и проверяют значительно реже, чем крупных перевозчиков.
Должны отметить, что во Владимире система пассажирских перевозок организована гораздо лучше, чем во многих других областных городах России. Мы и «Владавтолинии» задали в этом деле высокую планку качества. В городе немного таких предприятий, которые несли бы сравнимую с нами социальную нагрузку, такую же ответственность за целый крупный сегмент городской инфраструктуры. Работа организована настолько слаженно, что жителям и гостям нашего города даже в голову не приходит, что может быть иначе: что могут быть толпы народа на остановках, что на работу надо выезжать за час-два до ее начала. Владимирцы привыкли рассчитывать свое время на дорогу по минутам.
Но проблема все же назревает. Прежде всего, это касается экономической стороны вопроса. И у нас все есть для принятия правильного решения. Было бы желание. Для начала, чиновники городской администрации, ведающие вопросами пассажирского транспорта, должны быть компетентными и неангажированными. Они - наши заказчики, они нами руководят, они должны разговаривать на одном языке с нами.
Во-вторых, неплохо бы посмотреть, насколько рационально выстроена маршрутная схема во Владимире. Ведь ныне действующие маршруты вводились лет 8 назад. Тогда, возможно, не было других вариантов. Но сегодня-то надо продолжать расчеты, мониторить пассажиропоток, менять принципы составления маршрутной сети. Надо работать над повышением качества и культуры обслуживания, надо максимально исключить дублирующие маршруты. Или вот вопрос - сегодня рабочий день на владимирских предприятиях начинается в одно и то же время - в 8-9 утра. Возможно, стоит разнести на час-два начало смен - это дало бы автобусникам возможность, с одной стороны, разгрузить нынешний час пик, а с другой - более рационально использовать подвижной состав. Думается, в этом вопросе свое веское слово вполне могли бы сказать и мэрия, и горсовет.
Неверная и вредная позиция
- Помните, когда речь заходила о дальнейшем существовании убыточных троллейбусов во Владимире, о чересчур большом числе перевозчиков, власти частенько парировали: дескать, если мы откажемся от альтернативного вида транспорта, автоперевозчики, особенно крупные, будут диктовать городу свою волю, шантажировать власти. Что вы думаете о подобной логике рассуждений?
- Это крайне неверная и даже вредная позиция. Для нас нет ничего лучше стабильности. Ни мы, ни одно другое пассажирское предприятие, никогда на это не пойдет. Поймите, когда предприятие вкладывает миллионы в покупку транспорта, в создание производственной базы, оно видит в этом залог своего будущего, будущего своих сотрудников.
В «БигАвтоТрансе», например, трудится около 700 человек. И у всех есть дети, семьи, которых надо кормить. А на нас, руководителях, лежит колоссальная ответственность не только за бизнес и вложенные в него деньги, но и за этих людей.
У нас на предприятии трудятся представители более 30 семейных династий: мужья, жены, дети, снохи, зятья. И это, кстати, показатель отношения сотрудников к своему месту работы - никто из родителей не посоветует детям пойти в плохую организацию, в фирму-«однодневку». И, кстати, пользуясь случаем, мы убедительно просим наших уважаемых пассажиров - давайте терпимее относиться к водителям и кондукторам. Поверьте - работа, которую они делают по 10-12 часов в день, очень тяжела и ответственна.
Беседу вел Иван СТЕПАНОВ.
Фото: Максим ЕФРЕМОВ.
Источник публикации: Молва. Экономика
www.vladimironline.ru