о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Ковровская академия – драйвер развития беспилотных технологий

06.06.2024 13:20 Рубрика: Экономика


Когда мы в детстве читали сказки, а позднее – произведения фантастов, нам не приходило в голову, что волшебные предметы из книг когда-нибудь перекочуют в реальную жизнь. Но, пожалуйста, – ступа Бабы-Яги «трансформировалась» в самолёт, царское зеркальце в видеосвязь, а шустрый клубок – в навигатор

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ И ИХ ОПАСНОСТЬ

Что говорить о предвидениях фантастов: двери на фотоэлементах, генная инженерия, мини-наушники, бионические протезы, а наряду с ними танк, ядерная бомба – всё это было описано в их произведениях. Как и роботы, которые задуманы как помощники для людей, а потом учатся принимать собственные решения и устраивают переворот.

Но если в прежние времена между фантастической идеей и её воплощением проходили минимум десятилетия, то особенность сегодняшнего времени – скорость. Беспилотные аппараты, едва появившись, сразу сделались мощнейшим оружием на поле боя. А сейчас уже идут разговоры о том, что, во-первых, современное развитие почти всех сфер невозможно без беспилотных технологий, а во-вторых, от них самих необходима защита. Значит, перед нами стоят новые вызовы, на которые придётся отвечать, и в первую очередь – учёным и инженерам.

ОДНАЖДЫ 10 ЛЕТ НАЗАД

К счастью, учёные-«технари» не хуже фантастов умеют смотреть на шаг вперёд, чтобы предугадать в только наметившейся тенденции глобальную задачу и начать искать решение. Например, в Ковровской академии им. Дегтярёва уже 10 лет назад группа молодых учёных под руководством заведующего кафедрой робототехники и комплексной автоматизации, кандидата технических наук Андрея Сергеевича Карпенкова начала разработку беспилотных транспортных средств, систем управления и навигации для них. Что ценно, к преподавателям присоединились и студенты. Результатами совместной работы стали снегоболотоход с автономным управлением, затем – пилотируемая «Газель». С ними ковровская команда ежегодно выходила на «Робокросс» – всероссийские соревнования автоматизированных транспортных средств – и занимала призовые места, непрерывно совершенствуя системы управления и оснащение. В 2024-м году команда КГТА, представившая на конкурс полностью роботизированную «Газель», стала победительницей «Робокросса».

В конце прошлого года команда КГТА заняла 2-е место в технологическом конкурсе НТИ UpGreat: «Пятый уровень»: беспилотная «Газель» выдержала 20 минут движения по городским улицам в автономном режиме. Ещё одной научной разработкой, предвосхитившей «беспилотную» тему, стала транспортная роботизированная платформа, созданная совместно с заводом им. Дегтярёва. Логично, что учёные Ковровской академии стали разрабатывать и тему беспилотных летательных аппаратов.

НА БЛАГО СТРАНЫ

Ректор КГТА Елена Евгеньевна Лаврищева рассказывает:

«Когда началась СВО, стало ясно, что беспилотные технологии – это одновременно и мощное оружие нового поколения, и незаменимая помощь. Их развитие – самый актуальный вектор на сегодня. А у Ковровской академии уже была создана база – наземные пилотируемые комплексы. Конечно, различия есть, но основа та же. Поэтому наши учёные сразу "подхватили" тему беспилотия, и уже сейчас у них есть хорошие наработки по системам навигации, искусственному интеллекту, машинному зрению».

Очередным серьёзным этапом в развитии беспилотных технологий в КГТА стала разработка концепции проекта «Ковровской академии беспилотных авиационных систем "Кречет"».

В основе проекта лежат три базовых направления – наука, производство и образование. И все функционируют в тесной связке.

В настоящее время большинство научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) учёных академии проводятся в области беспилотного транспорта. Разработки ведутся в области как исполнительных механизмов беспилотников, так и построения систем «органов чувств» для них. Речь идет о создании программно-аппаратных комплексов для обеспечения ориентирования беспилотника в пространстве. Необходимо обеспечить беспилотное транспортное средство зрением, слухом и другими «чувствами», а главное – научить думать и принимать решения. Над этими задачами работают учёные кафедр робототехники, прикладной математики и САПР, приборостроения, гидропневмоавтоматики и гидропривода и других.

Для проведения полноценных опытно-конструкторских работ необходимо современное высокоточное, высокопроизводительное оборудование, и база для него в Ковровской академии создана. Это и уже существующее опытно-экспериментальное производство, и лаборатории, которые с 1 сентября откроются в рамках проекта «Профессионалитет».

Рассказывает проректор по научной работе и цифровой трансформации Роман Викторович Смышников:

«Сейчас одной из основных научных задач академии является выполнение государственного задания по теме "Создание информационно-измерительной системы высокоавтоматизированного транспортного средства для работы в недетерминированных условиях". Для выполнения госзадания создана рабочая группа из ведущих ученых и специалистов академии, а также талантливых студентов. Цель исследования – разработка архитектуры, методов и алгоритмов системы управления автоматическим движением наземного транспортного средства для надежной работы в сложных условиях, как погодных (например, ночь, яркое солнце, снег, дождь, туман), так и дорожных (например, внештатные и аварийные ситуации, потеря сигнала спутниковой навигационной системы, отсутствие четких границ дороги), в том числе при возможном отсутствии сигналов спутниковой навигационной системы. Итогом выполнения работы будет разработка комплексного метода определения координат и ориентации беспилотного транспортного средства в сложных условиях. Это фундаментальные исследования, которые рассчитаны на три года. Само госзадание носит исключительно научный характер. Но, чтобы иметь возможность проверить предлагаемые научные решения на практике, мы запланировали создание наземной беспилотной автоматизированной платформы, на которой будем производить испытания. Подключим к решению этой прикладной задачи Студенческое научное общество КГТА. Это позволит представить результаты научной деятельности более понятно, наглядно и интересно для молодёжи.

Также в академии активно развивается направление БАС и систем противодействия их несанкционированному использованию. Ведутся переговоры с одним из разработчиков устройств радиоэлектронной борьбы с БПЛА на предмет их сборки в академии и участия наших учёных в совместных разработках. Совместно с партнёрами этой же компании сейчас модернизируем программу обучения операторов БПЛА и готовим курсы операторов РЭБ. Ребята из Студенческого научного общества КГТА подали заявку на участие в федеральном конкурсе "Молодые инженерные команды" с темой "Разработка средств защиты от БПЛА". Команда студентов-инженеров должна разработать необходимый прибор или устройство, по итогам защиты проекта есть шанс получить федеральный грант.

В рамках подписанного недавно соглашения с Тульским Государственным университетом будем участвовать в совместных НИОКР, в том числе связанных с беспилотием.

Ещё одним перспективным проектом академии в этой области может стать разработка модульной каркасной системы для создания габионных защитных сооружений против беспилотников-камикадзе. Ведутся переговоры с заказчиком».

ТАМ, ГДЕ УЧАТ ЛЕТАТЬ

Система специализированного образования «Кречета» рассчитана не только на студентов, желающих попробовать себя в научной работе и в производстве отдельных элементов БПЛА, и на молодых учёных, для которых беспилотные технологии уже стали темой их первых разработок. Но и для школьников, желающих освоить модный нынче навык управления дроном, а также разобраться, «что у него внутри», разработаны программы в рамках дополнительного образования. И, конечно, важнейший модуль образовательной программы – подготовка операторов дронов и обучение разработчиков беспилотных систем и аналитиков данных с БПЛА.

В рамках образовательного проекта «Кречета» в КГТА появился самый большой в регионе крытый полигон для БПЛА – площадью 400 кв.м., оснащённый специализированным оборудованием. Это проект областного значения: академия построила его своими силами, а на субсидию от губернатора в 7 млн руб. приобрела оборудование и необходимое оснащение. Площадка значительно превосходит по уровню те немногие, что есть в регионе. Поэтому федерация гонок дронов Владимирской области именно её выбрала для проведения соревнований в феврале этого года.

На базе полигона организованы занятия для участников программы ещё одного регионального проекта – Центра подготовки граждан призывного возраста. Сертифицированные инструкторы «Кречета» подготовили уже 150 операторов дронов. Парк оборудования и инфраструктура полигона постоянно пополняются, сейчас это полноценная платформа для обучения не только операторов военных беспилотников, но и конструкторов БПЛА. В связи с требованиями времени в программу включена практика пилотирования БПЛА с системами сброса. В частности, операторы тренируются прицельно сбрасывать «боеприпас» с беспилотника в люк макета танка. Технические средства, которые позволили реализовать этот этап обучающей программы, самостоятельно разработали специалисты «Кречета».

ПОДДЕРЖКА ДЛЯ ЛИДЕРОВ

Совместные усилия Ковровской академии с её научным и образовательным потенциалом, регионального правительства и профильных предприятий способно обеспечить лидерство Владимирской области в сфере беспилотных систем. Идею масштабного объединения с деятельным участием всех сторон разработало руководство КГТА.

Недавно в академии побывала делегация правительства региона во главе с первым заместителем губернатора Александром Александровичем Ремигой. Темой стало развитие беспилотных технологий на базе КГТА. Александр Александрович осмотрел наш крытый полигон для БПЛА, ознакомился с образцами дронов, имеющихся в распоряжении «Ковровской академии беспилотных систем «Кречет»» (многие из них спроектированы и собраны студентами КГТА в рамках работы студенческого научного общества) и центра подготовки операторов БПЛА. Ректор академии Елена Евгеньевна Лаврищева рассказала о финансовой поддержке областного правительства, благодаря которой удалось создать полигон, и поделилась планами его развития: оснащение компьютерными симуляторами, оборудование рабочих мест для монтажа комплектующих, закупка принтеров 3D-печати и т. д.

Также для гостей из региона провели экскурсию в военный учебный центр академии. Начальник центра Юрий Викторович Баженов рассказал о направлениях подготовки курсантов, познакомил с материально-технической базой. Он отметил, что в программу обучения курсантов внесены изменения – с 1 сентября будущие офицеры будут осваивать пилотирование БАС.

В рамках визита советник ректора КГТА по стратегическому развитию и международному взаимодействию Андрей Викторович Толстиков презентовал проект научно-технологического консорциума беспилотных систем во Владимирской области. Коллаборация вуза, предприятий и правительства области должна стать мощным локомотивом развития беспилотия. Консорциум объединит владельцев результатов интеллектуальной деятельности в направлении беспилотных систем Владимирской области и соседних регионов и станет своеобразной «копилкой» результатов интеллектуальной деятельности в области БАС.

А. А. Ремига высоко оценил потенциал академии в сфере беспилотных технологий и уже достигнутые результаты и обещал обсудить вопрос создания консорциума с губернатором А. А. Авдеевым. Стартом должно стать подписание соглашения и определение стратегических задач консорциума и его первоочередных целей. Первая из них – войти в федеральный проект «Кадры для БАС» – уже выполнена. На днях КГТА стала одним из 31-го учебного заведения со всей страны, которые будут обучать граждан по программам дополнительного образования в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС. Конкурс проводила АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035». Критериями отбора были мощная производственная и испытательная база, квалифицированные кадры, опыт реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в области разработки, производства, эксплуатации БАС. Впереди – определение программ для профессионального обучения совместно с Центром компетенций БАС на базе «Университета 2035».

В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ

Будет ошибкой думать, что дроны – это только про СВО. Конечно, спецоперация стала катализатором развития беспилотных технологий. Но без них сегодня сложно представить работу множества вполне мирных отраслей.

«Сегодня беспилотники задействованы и в сельском хозяйстве, и в логистике, и в сборе урожая, и в опылении лесов. Дроны незаменимы в строительстве: все геодезические работы с ними можно выполнять быстрее и в более мощных масштабах. Беспилотные технологии при проектировании отбивки отметок, разработке карьеров давно применяют крупные компании — измерения, на которые специалист потратит месяц, дрон сделает за 15 минут. Если говорить о дронах в контексте последних событий, то огромную важность приобретают системы дистанционного разминирования для сельхозугодий российских территорий. Это перспектива на ближайшие 50 лет. Поэтому ректор Ковровской академии приняла решение, что в основе нового этапа развития вуза должны лежать беспилотные технологии», - рассказывает А. В. Толстиков.

Современная история пишется у нас на глазах. Важно вовремя войти в этот процесс, чтобы быть среди первых. Сегодня у КГТА, руководства области и промышленных предприятий есть мощный потенциал для того, чтобы сделать Владимирский регион одним из центров беспилотия России. Совместно созданный консорциум способен обеспечить успех столь важного общего дела.

Реклама. ФГБОУ ВО «КГТА им. Дегтярева», ИНН 3305007006
erid:2VfnxxVTDq2

Источник публикации: зебра-тв: бизнес



www.vladimironline.ru




только в разделе Экономика

Последние новости

Все новости