«Чем больше мы отдаем на откуп искусственному интеллекту, тем выше ценится эксклюзивная ручная работа»
19.06.2023 10:03 Рубрика: Экономика
Марина Владимировна, какие у вас впечатления от Петербургского международного экономического форума?
Для меня участие в форуме стало возможностью узнать мнение экспертов по актуальным вопросам и определить новые возможности для развития бизнеса. Некоторые дискуссии и презентации были довольно интересными и увлекательными и принесли ценный опыт и информацию. Форум — это также место встреч с интересными людьми, новые знакомства и контакты, которые так полезны бизнесу.
Кроме того, я выступала в качестве эксперта на конференции «Лидер Завтра», организованной Ленинградской областной торгово-промышленной палатой, и рассказывала о том, как новые технологии повлияли на работу нашего предприятия.
А какие новые технологии вы используете в производстве?
У нас максимально автоматизированы все этапы производства — от сбора проб до упаковки готовой продукции.
За последние 5 лет наше предприятие полностью обновило оборудование, установив роботизированные линии упаковки и формовки, внедрив умный складской комплекс, а также системы автоматического мониторинга и контроля оборудования и производства продукции.
Всё это позволило увеличить производительность, снизить издержки и практически исключить производственный брак.
Значит ли это, что рано или поздно машины вытеснят человека на производстве?
Автоматизация производства сократила объем монотонного и низкоквалифицированного труда, однако ручной труд остается ценным ресурсом. Качественные рецептуры и популярные вкусы — это заслуга человека, его таланта, чутья, любви к делу. Рецептуры, которые создает наш технолог, не придумает ни одна даже самая умная машина. Мы нашего технолога за глаза называем чародейкой: она умеет придумывать волшебные рецепты.
Технологии постоянно обновляются, а хорошие работники на вес золота. До сих пор я не встречала технологий, которые полностью расчеловечивают производства. Контроль, мониторинг, настройки — всё это дело рук человека.
Ручной труд уже становится особой ценностью, мы видим это на примере фермерской продукции, популярность которой растет. Сейчас мало какие крупные предприятия выпускают продукцию ручной работы, тогда как у небольших есть такая возможность. Например, настоящую краковскую колбасу крутят руками. Я как специалист отличу, где ручная закрутка, а где машина штампует. Конечно, машина это делает идеально, но в продуктах ручной работы есть особая магия.
Чем больше мы отдаем на откуп искусственному интеллекту, тем выше ценится эксклюзивная ручная работа. Небольшие цеха с дорогой авторской продукцией — за этим будущее.
Сделано человеком — сделано с душой и с любовью. Для многих потребителей это важно.
Марина Матвеева родилась в 1956 году в г. Коврове Владимирской области.
В 1982 году возглавила рыбокоптильное производство Ковровского пищеторга, а с 1991 года занялась предпринимательской деятельностью.
В 1998 году Марина Матвеева открыла мясное производство. В 2002 году была создана и зарегистрирована ТМ «Делко». В настоящее время предприятие производит мясную и рыбную продукцию, имеет собственный автопарк и сеть фирменных магазинов. В компании трудятся 160 человек.
Продукция «Делко» отмечена множеством наград и премий — как российских, так и международных. Она представлена во всех крупных сетях, поставляется в социальные и детские учреждения Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода, а также для Минобороны, ФСО, ФСБ и Росгвардии.
До недавнего времени при производстве колбасных изделий использовались импортные добавки. Что изменилось за последний год?
Год действительно был непростым для производства. Нам пришлось искать новых поставщиков, менять упаковочные материалы и т.д. Ингредиенты подорожали довольно резко в связи со скачком курса валют, выросла стоимость кредитов. Мы адаптировались к ситуации, хотя пришлось в некоторых продуктах менять специи, поскольку под каждую рецептуру идет определенный микс. Главное — уведомить об этом потребителей, для этого есть информация на упаковке. А вот сырьевой состав не меняли: свинина, курица, говядина, шпик — всё это производят наши отечественные компании.
Конечно, первое время покупатели адаптировались, и мы несколько корректировали объемы производства, но затем ситуация выровнялась.
Тем более, у нас рынок сложный, конкуренция всегда высока, приходится перестраиваться и приспосабливаться. Интересно, что вырос спрос на дорогую нишевую продукцию.
А вводили какие-то новинки?
Да, мы запустили новую марку «ГОСТиный ряд». Это продукция в высоком ценовом сегменте, которая сейчас пользуется спросом. Есть покупатели, которые предпочитают, как говорится, меньше, да лучше.
Но в целом никаких радикальных изменений не было. Тем более, мы поставляем продукцию для социальной сферы, например, в школы и детские сады, а также для структур Минобороны. Здесь важна стабильность в части ассортимента, цены и качества.
Изменилась ли система работы с сетями?
В сетях сейчас ведущую роль играют товары с желтыми ценниками, то есть выросла конкуренция за кошелек покупателей. Но могу сказать, что сети сейчас активно сотрудничают с производителями в части запуска СТМ.
Советские ГОСТы — это пережиток прошлого или эталон качества?
В детском питании я жесткий приверженец ГОСТов. У детей не выражены вкусовые предпочтения, им нужен максимально натуральный продукт.
А вот взрослые, не побоюсь этого слова, испорчены разнообразием вкусов. Мы проводили эксперимент и сделали несколько продуктов по советскому ГОСТу. Один из тех, кто дегустировал, пришел ко мне и как шмякнет по столу батоном «Докторской»! Говорит: «Есть невозможно». Я отрезаю, ем — чистое мясо. Бухгалтер мой отрезает, пробует — всё прекрасно. Это самая дорогая колбаса, соответствующая советскому ГОСТу.
Люди привыкли к многообразию вкусов, а ГОСТ — это натурально, но им уже непривычно.
Какая продукция предприятия есть на вашем семейном столе?
Муж любит телячью русскую колбасу, сырокопченая колбаса у нас прекрасная, а так — едим всё без особых предпочтений.
Сейчас много говорят об альтернативном мясе. Как вы думаете, оно потеснит с прилавков традиционные мясные продукты?
С одной стороны, мы видим сейчас такое разнообразие на прилавках, что глаза разбегаются. С другой стороны, производство продуктов питания — очень консервативная отрасль. По данным исследований, в 2020 году доля альтернативных мясных продуктов составляла около 1% от мирового рынка мяса. Однако прогнозируется, что к 2030–2035 годам эта доля возрастет до 10%.
Есть мясопродукты из альтернативного белка: сои, грибов и даже из клеток, выращенных в лаборатории. Сейчас технологии позволяют придавать и вкус, и текстуру традиционных мясопродуктов чему угодно.
Но мы всё так же едим колбасу, сосиски с той лишь разницей, что растут требования к качеству, и производители в борьбе за покупателя расширяют ассортимент.
Мало кто, за исключением вегетарианцев или сторонников жесткого ЗОЖ, откажется от хорошего стейка или сервелата. Колбасные изделия остаются важной частью рациона многих людей, они прочно вошли в нашу жизнь. Поэтому наша продукция будет востребованной и в будущем.
Я считаю, пусть растут все цветы, и альтернативное мясо обязательно найдет своего потребителя.
Кстати, а вред колбасы — это миф или реальность?
Миф, конечно. Если продукция произведена по технологии с соблюдением всех норм и стандартов, то она не может быть вредной. Я рекомендую внимательно читать состав на упаковке и смотреть, чтобы количество консервантов и других добавок было минимальным.
Тяжело ли женщине управлять таким предприятием? Есть ли какая-то специфика управления?
Управлять предприятием вообще непростое дело. Но, я думаю, женский подход к руководству более мягкий, даже семейный и добрый. Женщины на нашем предприятии очень ответственные и эффективные работники, которые сами к себе предъявляют высокие требования. Так что одной из своих важнейших задач я считаю создание здоровой психологической атмосферы в коллективе и командного духа. Это позволяет и мотивировать сотрудников, и поддерживать их лояльность, а значит - совместная работа будет приносить только лучшие результаты.
Источник публикации: зебра-тв: бизнес
www.vladimironline.ru