Генеральный директор компании Аби Татьяна Трифонова – об итогах 2022 года и планах на 2023 год: «Время новых вызовов и задач»
14.03.2023 12:43 Рубрика: Экономика
До конца 2023 года компания Аби, один из крупнейших налогоплательщиков во Владимирской области, специализирующаяся на производстве колбасных изделий, замороженных полуфабрикатов и замороженных полностью готовых продуктов питания (бренды «Горячая штучка», «Вязанка», «Стародворье», «Баварушка», «Ядрёна копоть»), введёт в эксплуатацию два новых завода.
Генеральный директор Аби Татьяна Трифонова сообщила, что оба предприятия будут совокупно выпускать порядка тысячи тонн продукции в сутки. Объёмы будут обеспечивать три тысячи новых сотрудников. Общий объём инвестиций – 16 миллиардов рублей.
Трифонова рассказала, что Аби планирует расширить географию поставок – к территории России и стран СНГ, а также Монголии, подключить Ближний Восток и другие регионы. Планируется отгружать новую продукцию – Foodgital. Это «Чебупели», чебуреки и наггетсы, сделанные не из мяса, а из растительного белка.
Кроме этого, Аби начала выпускать десертную выпечку – с мая в рознице появится «Чебупай» – сладкие пирожки с начинками из вишни и яблок.
Татьяна Трифонова сообщила, что за время санкций сотрудникам компании удалось наладить связи с российскими предприятиями для выпуска отечественного производственного оборудования.
***
2022 год для компании Аби каким был? Вас устраивают его итоги?
Аби со своими задачами в 2022 году справилась.
В прошлом году компания Аби вложила в регион 8,2 миллиарда рублей инвестиций. Налоговые отчисления по итогам года составили 6,3 миллиарда рублей. Выручка – 71,8 миллиарда рублей. Объём продаж достиг 390 тысяч тонн.
Более того, мы не собираемся останавливаться. На первый квартал 2023 года уже сформирован инвестиционный бюджет в объёме 2,3 миллиарда рублей.
Это в строительство?
Да. В 2022 году мы построили 27 500 квадратных метров площадей, а в стадии строительства находятся еще 46 500 квадратных метров. Соответственно, это всё дополнительные рабочие места. На текущий момент у нас 10,5 тысяч сотрудников, а вновь введенные заводы дадут прирост еще на 3 тысячи рабочих мест.
То есть, если будет около 14 тысяч человек – это будет сопоставимо с Владимирским тракторным заводом не в самые худшие его времена?
Да, всё правильно, общая численность сотрудников составит около 14 тысяч человек.
В декабре 2021 года,вы говорили, что ситуация могла бы быть лучше, если бы не пандемия и не коронавирусные ограничения. В 2022 году получилось так, что в отношении России были введены санкции, которых до этого никогда не было, они во многом затрагивали поставки высокотехнологичного оборудования, которое внутри страны, по сути, не производилось. Вы столкнулись с какими-то проблемами по поставкам оборудования, по строительным материалам, каким-то технологиям, по обслуживанию ранее купленной строительной техники?
Санкции коснулись оборудования, на котором мы работали. Оно традиционно было импортным. Особенно это касается технологических решений по автоматизации бизнес-процессов. Но мы нашли выход из ситуации.
У нас идет техническое оснащение новых заводов. Когда ввели санкции и зарубежные компании перестали поставлять новое оборудование, мы сгруппировались и поехали по территории всей Российской Федерации. Вы знаете, нашли аналоги российские. На новом заводе у нас сейчас, например, монтируются печки полностью российского производства и сборки, хотя до этого таких в России не производили.
Печи – это самая важная часть в производстве продукта.
У нас есть определенный технологический процесс. Приходит сырье, его распаковывают, потом на блокорезках – это промышленный аналог домашних мясорубок – прокручивают. Дальше идут куттеры – это как огромные миксеры, которые уже взбивают фарш для вареной колбасы и сосисок. Полученная масса формуется в батоны, а дальше они закатываются в печи. Вот эти печи были импортные.
Печь – это сложное оборудование с программным обеспечением, на котором устанавливается программа работы под конкретный вид продукта. Нужно, чтобы колбаса разных размеров и в разных оболочках на рамах равномерно проварилась, была с ровной корочкой.
Эти печи российского производства полностью вас устраивают?
Да. Мы сейчас их настраиваем и тестируем.
Если ситуация не улучшится и не останется лазеек по закупке этого оборудования через дружественные страны, заместить это оборудование будет можно?
Да, думаю, это будет возможно. Отечественные производители налаживают производство высокотехнологичного оборудования. Мы нашли таких производителей. Это был интересный опыт совместной работы по конструированию оборудования, необходимого для наших производств. Как это происходило – наши специалисты, конструкторы и технари, выезжали на предприятия по производству оборудования и совместными усилиями дорабатывали. Так, например, у нас печи российского производства. Производитель даже не один – у нас печки обнинские и саратовские.
То есть, Аби загрузила заказами два других предприятия, которые находятся в других регионах, которые в отсутствие санкций сами бегали бы, ломая голову, куда им свои печки продавать?
Думаю, что так можно сказать. Хорошо, что мы встретились. Это дало возможность обеим сторонам решить серьезные задачи. Нам – найти высокотехнологичное оборудование для новых заводов, им – узнать потребности современного пищевого завода, разработать и изготовить оборудование более высокого качества. Более того, производители оборудования приезжают к нам и проводят обслуживание.
Что по вашему производству больнее всего ударило? Что вам удалось переломить в сложившейся ситуации?
Я не могу сказать, что именно было больнее всего. Когда наступила санкционная история, у нас просто появились новые задачи. Например, что касается строительства, мы тоже посмотрели, какие строительные материалы попали под санкции, изучили аналоги российского производства. Провели переговоры и используем строительные материалы отечественных производителей.
Про печки я уже рассказала, но и другое оборудование тоже искали. Например, ледогенераторы, которые производят ледяную крошку для охлаждения продукции. Они тоже были всегда импортные, а теперь – челябинские. По ресурсу и техническим характеристикам не уступают зарубежным аналогам.
По части запчастей для ремонта уже работающего оборудования – с ними тоже возникали вопросы. Но, у нас есть свои инженеры очень хорошие, технари. Мы создали свое конструкторское бюро и нашли российские аналоги.
Была и история с самим продуктом. Сырье у нас полностью российского производства – поставщики в основном из Краснодарского края и Белгородской области. К мясу вообще никаких вопросов не было. Были проблемы с импортной оболочкой. Но тоже нашли аналоги, доработали и заменили.
Таких проблем, что у нас всё встало и мы не знали, куда бежать, не было. Просто появились новые дополнительные задачи, которые пришлось отработать. Мы их отработали. Сами видите, строительство идет полным ходом, объемы продаж выросли.
Вы в декабре 2021 года говорили, что вложения в строительство у вас составят как минимум 11 миллиардов рублей. И вы говорили, что это крупнейший инвестиционный проект во Владимирской области, чтобы одно предприятие такие деньги вкладывало в создание новых мощностей. В какой стадии это всё находится?
Да, в нашу последнюю встречу мы обсуждали инвестиционный бюджет в 11 миллиардов рублей. Потом бюджет уточнили, он составил 16 миллиардов рублей. В конце 2021 года в Суздале на Инвестиционном конгрессе мы подписали соглашение с областной администрацией о реализации инвестпроектов на сумму 16 миллиардов рублей.
Мы взяли на себя следующие обязательства.
Первое: построить новый завод «Стародворских колбас» с объёмом производства 500 тонн в сутки. Это завод вареных колбасных изделий, соответственно – будет выпускать варёную колбасу и сосиски.
Второе: построить новый завод «Мясная галерея», который выпускает полностью готовые продукты – наггетсы, «Чебупели», новинку Foodgital. Объем производства – 250 тонн в сутки.
Кроме этого, сейчас уже сдан семиэтажный административно-бытовой корпус для завода «Стародворские колбасы». А до конца 2023 года будет построен административно-бытовой корпус завода «Мясная галерея». Административно-бытовые корпуса – это для производственного персонала, куда они приходят, переодеваются, моются, получают спецодежду, где комфортабельная столовая.
Помимо заводов и административных зданий, еще будут организованы объекты инфраструктуры: трансформаторные подстанции, аммиачные холодильные установки и так далее.
За 2022 год построена полностью центральная проходная административно-бытового корпуса завода «Стародворские колбасы».
Колбасный завод мощностью 500 тонн продукции в сутки у нас уникальный – трехэтажный. Таких заводов вообще нет. Первый этаж технологический. Там будет выпускаться 250 тонн продукции. Второй этаж инженерный. На нем расположены все коммуникации. Третий этаж опять технологический. То есть два технологических этажа по 250 тонн.
Первый этаж полностью построен. Но продукция там пока не выпускается, идет его технологическая отработка. Когда строится новый завод, берется какой-то срок, для тестового производства колбасной продукции не на продажу. Полностью отлаживается оборудование и технологический процесс.
Третий этаж в стадии строительства. В этом году мы его будем сдавать.
16 миллиардов рублей инвестиций – это на какой период?
Это стоимость всего инвестиционного проекта, то есть три года. В 2022 году объем инвестиций составил 8,2 миллиарда. На 2023 год в первом квартале запланировано уже 2,3 миллиарда, и дальше планомерно будем распределять инвестиции до конца года, чтобы завершить всё строительство.
Новые мощности ЗАО «Стародворские колбасы» (колбасные изделия «Вязанка», «Стародворье», «Баварушка», «Ядрена копоть»):
Площадь: 32 810 м
Производительность: 500 тонн в сутки
Рабочие места: 2100 человек
Сроки строительства: 2021-2023 гг.
Новые мощности ЗАО «Мясная галерея» (замороженные готовые продукты и полуфабрикаты Foodgital, «Горячая штучка», «Вязанка»):
Площадь: 35 700 м
Производительность: 250 тонн в сутки
Рабочие места: 1062 человека
Сроки строительства: 2021-2023 гг.
Получается, вы будете выпускать около 2000 тонн продукции в сутки. А кто всё это съест?
Кто всё это съест?! Отвечаю: мы продаём продукцию на всей территории Российской Федерации без исключения. Дотягиваемся даже до самых дальних регионов. Плюс мы поставляем в страны СНГ и в прошлом году добавили Монголию. В конце 2022 года представляли свою продукцию на выставках в Саудовской Аравии и во Вьетнаме. Весной участвовали в выставке в Объединенных Арабских Эмиратах.
Саудовская Аравия? А там разве не халяль требуется?
В Саудовской Аравии мы представляли новую линейку – это продукты Foodgital, как раз для этих рынков – из растительного белка. Это наш популярный ассортимент, который мы делаем на заводе полностью готовых продуктов – чебуреки, «Чебупели» и наггетсы плюс котлеты для бургеров, только полностью на растительной основе. Основные ингредиенты там – белок пшеницы и гороха. Всё российское. Мы уже всю необходимую сертификацию в Саудовской Аравии прошли – продукция полностью соответствует всем критериям качества, их требованиям к пищевой и промышленной безопасности. Этот продукт полностью сделали наши технологи...
И его везде можно купить?
Линейку Foodgital выпустили только в конце прошлого года. Уже начались отгрузки в сервисы онлайн-доставки «Самокат», «ВкусВилл», Ozon и в «Сойку». В течение 2023 года представленность еще больше расширится. Новый завод строится в том числе для производства инновационных продуктов Foodgital и «Чебупай» – сладкий пирожок.
В декабре 2021 года вы говорили про поставки в страны СНГ, теперь получается, что перешагнули границы бывшего Советского Союза?
Мы присматриваемся к более далёким рынкам. Все заводы, которые мы строим – суперсовременные, и они отвечают всем требованиям промышленной безопасности, которые предъявляются государственными органами не только России, но и других стран.
Кроме колбас и сосисок, вы ещё выпускаете продукцию с использованием теста...
Да. Чебуреки, «Чебупели», пельмени, и только наладили выпуск сладких пирожков «Чебупай» – с вишней и яблоками. С 1 мая у нас будет выпускаться 200 тонн этого продукта в месяц.
Если сейчас кто-то скажет, что предприятия, входящие в Аби, это на 100% переработка мяса, то это уже будет не совсем так?
Это не корректно, да. Это раньше мы были мясоперерабатывающим предприятием, а сейчас мы производители продуктов питания. Помимо запуска продуктов из растительного белка, мы выходим на рынок хлебобулочных и десертных изделий. Мы даже в прошлом году миссию компании расширили: у нас были «продукты питания из мяса», а сейчас уже не только. Мы идем вслед за ожиданиями наших потребителей и наращиваем свое предложение.
Во Владимирской области для вашего производства практически отсутствует централизованная подготовка по некоторым профессиям, например, термист. Как выходите из ситуации?
Мы планируем для подготовки кадров создать специальное направление в аграрном колледже в Новоалександрове Суздальского района по обучению сотрудников для наших нужд. Планируем организовать там маленький цех, привезти оборудование, чтобы можно было более эффективно учиться.
Пока этого не случилось, к вам приходят люди с улицы?
К нам приходят люди без специальных знаний и навыков, и мы их сами обучаем. У нас есть корпоративный университет, где сотрудники обучаются профессии. В зависимости от сложности профессии, обучение длится по-разному, но в среднем около месяца. Без отрыва от производства. Любой к нам может прийти, мы его обучим, дадим работу.
А часто вы людей обучаете, а они уходят к другим?
Такие случаи бывают, но редко. Мы заботимся о наших сотрудниках: средний уровень дохода по итогам 2022 у основных рабочих специальностей составил 65 тысяч рублей в месяц, свой трансфер по всей Владимирской области, комфортабельные административные корпуса, качественная спецодежда и так далее.
А «со всей области», это откуда, например?
Вязники, например. Даже из Ивановской области людей привозим. Для них есть удобное место для ожидания автобусов на центральной проходной.
Какие перспективы вашей отрасли? Что её ждёт? Наши отечественные предприятия в состоянии обеспечить продовольственную безопасность?
Конечно, и наша компания, в том числе. В прошлом году компания Аби была внесена в список системообразующих предприятий Российской Федерации, то есть это предприятие, которое обеспечивает пищевую безопасность страны. А, что касается производимых нами продуктов питания, то люди всегда захотят побаловать себя колбаской в любое время.
То есть, отток импортных продуктов питания с российского рынка, наши предприятия, включая ваше, заместят?
Безусловно. А по-другому и невозможно.
Источник публикации: зебра-тв: бизнес
www.vladimironline.ru