Ливанов сказал – Беляева поправила
29.08.2014 11:10 Рубрика: Общество
Состоявшееся вчера «Общероссийское родительское собрание» во Владимире было камерным мероприятием. В актовом зале Владимирского института повышения квалификации работников образования собралось примерно 30 посланцев родительских комитетов и директоров из городов и районов области.
Основное содержание – смотреть, как федеральный министр Дмитрий Ливанов отвечает на вопросы родительской общественности.
Хороший экспромт – подготовленный экспромт
Анонсировались прямые включения из регионов. В случае с нашим городом сразу стало понятно, что ничего случайного не будет. Техники для обеспечения обратной связи установлено не было.
Диалог Ливанова с регионами – инициатива недавно созданной «Национальной родительской ассоциации». Главной площадкой стала школа №91 г. Москвы, которую закончил в своё время сам министр. Ведущая собрания Ангелина Вовк назвала его выдающимся выпускником.
Судя по поведению людей, задававших вопросы из 3 отобранных школ Новосибирска, Оренбургской области и Вологды, самодеятельность не предполагалась. Родители и учителя четко озвучивали все свои регалии, особенно статус в вышеназванной ассоциации. Приглашенная звезда проговорилась:
- Вы будете задавать вопросы, тем более, Дмитрий Викторович уже готов ответить на них.
Ответы Ливанова носили, в основном, общий характер, и владимирская аудитория сразу реагировала, если слышала то, что не соответствует повседневной жизни школы.
Что школу ждёт и не ждёт?
Дмитрий Ливанов рассказал о некоторых нововведениях.
Со следующего года планируются новые учебники по истории. Они будут написаны в соответствии с одобренной концепцией истории.
Регионам поставлена задача, чтобы школы работали в одну смену. По этому критерию будут оценивать губернаторов. Путь решения – возведение новых школьных зданий.
ЕГЭ дадут пересдать. Государство заинтересовано, чтобы дети имели аттестаты о среднем (полном) образовании.
С этого года для выпускников вводится портфолио личных достижений, которое будет учитываться вузами.
Несмотря на эксперимент с электронными учебниками, бумажные книги убирать из школ не будут, а ЕГЭ на компьютерах – это дело отдаленного будущего.
ГТО будет использоваться для улучшения физического здоровья, а не как еще один вид оценки. Ливанов считает, что дети должны проходить медицинские обследования в начале и конце года, чтобы можно было отследить динамику их развития. Льгот для отличников ГТО не будет, если, конечно, речь не идет о спортивных вузах. Здравая мысль. Глупо брать на бюджетные места тех, кто не дотягивает по знаниям, но больше отжался или пробежал.
Будет внедряться инклюзивность, т.е. обучение детей с ограничениями по состоянию здоровья совместно со здоровыми. На мой взгляд, затея опасная. Во-первых, обычные дети будут недополучать, т.к. учителю придётся постоянно «тянуть» отстающего, а не работать с сильными учениками. Во-вторых, и так психологическая атмосфера в классах нездоровая. Поэтому по отношению к больным детям неизбежны насмешки, унижения, которые не сдержать привычными для школ бесполезными увещеваниями.
Для каждого учебного заведения будет создан сайт. Там будет размещен необходимый объем информации, который проверяющие получат сразу, а не путём запросов и ненужного бумагомарания.
На сайте Минобрнауки открыт раздел, куда можно направлять жалобы поборы:
- Мы прошли этап, когда у школы не было средств.... Сейчас наши школы финансируются достаточно и достойно. Оснований нет, чтобы собирать деньги с родителей.
Ливанов призывает родителей активнее участвовать в управлении школой. Правда, сам честно признался, что раза два ходил на родительские собрания, а сейчас их посещают мама и бабушка его детей.
Откровения из уст министра
Если послушать федерального чиновника, то границы бесплатного в образовании будут расширяться. В частности введены 10 часов в неделю на внеурочные занятия для детей.
Министр указал на то, что педагогические специальности еще с советских времен не пользовались популярностью у сильных абитуриентов. При этом он настаивает на высокой квалификации работающих учителей. Когда зашел разговор о материальной стороне вопроса, то по залу во Владимире пробежала волна хохота:
- За год зарплата увеличилась почти в 2 раза. Средняя заработная плата учителя должна соответствовать средней заработной плате в этом регионе. В Москве это не менее 60 тысяч. Многие годы мы недоплачивали учителям. По сути, мы отдаём долги.
Открытием для государственного мужа стала проблема платной продлёнки. Владимирские родители и директора вновь были обескуражены и не сдерживали смеха.
Трагикомично выглядело также заявление министра, что экономические механизмы не должны довлеть над директорами школ. Это к вопросу о подушевом финансировании. Из-за этого принципа делают классы по 30 и более человек и объединяют разновозрастных малышей в садиках.
Ливанов сказал, что до конца 2015 года исчезнет очередь для детей в возрасте от 3 до 7 лет, а затем займутся ясельными группами. По его словам, сокращения числа мест нет, а, наоборот, появилось 150000 дополнительных.
Отвечая на вопрос о семейном обучении ребёнка, Дмитрий Викторович подчеркнул, что родители имеют право получить компенсацию, но система пока не проработана.
Беляева вернула к реальности
По окончанию собрания директор областного департамента образования Ольга Беляева поправила федерального министра.
Она прокомментировала, что присмотр и уход не входят в государственную услугу, поэтому продлёнка будет платной. По семейной форме обучения Ольга Александровна также не согласна:
- Это за рамками школы. Ребёнок не школьник. Он вообще не вписан в алфавитную книгу. Родители этого ребёнка заключают договор исключительно с управлением, с отделом образования и уже дальше по договору работают самостоятельно, воспитывают его и обучают.
Большинство острых вопросов она перенаправила на уровень образовательных учреждений – шестидневную рабочую неделю, школьную форму, учебники, внеклассную работу.
Родителям она предлагает вплотную заняться контролем за расходованием средств, которые выделяются школам на учебный процесс. Она привела пример Коврова, где проблема с учебниками была решена, что даже лишние деньги остались, которые будут израсходованы на другие направления.
Беляева повторила, что возможен традиционный экзамен для тех детей, кто имеет отклонения в развитии. Что касается сочинения, то оно будет допуском к ЕГЭ. Его будут оценивать по шкале «зачёт/незачёт», а учитывать лишь при зачислении в гуманитарные вузы.
Источник публикации: ПроВладимир - общество
www.vladimironline.ru