Как я провел лето
22.03.2014 12:50 Рубрика: Общество
Уже достаточно приличное количество времени по рунету «гуляет» список тем для сочинений, которые предлагались гимназистам в первые годы прошлого века. Достаточно ознакомиться с первыми двумя-тремя заголовками, чтобы где-то в подсознаний проснулось чувство прекрасного, а фантазия стала рисовать картины, которых мы уже никогда не увидим воочию.
«Замирание нашего сада осенью», « О том, что видела птичка в дальних странах», «Слово как источник счастья»... Список можно продолжать долго, а восторгаться им – еще дольше. Философские темы для рассуждения, вызывающие трудности даже во время устного изложения, были стандартами школьного образования в еще императорской России. Увы, работы учеников тех лет найти крайне сложно: бумага, хоть и терпит все, но время к ней беспощадно. Зато мы знаем, что пишут в школах сейчас.
— В пятом классе сегодня существует три основных вида сочинений: сочинение по картине, лингвистические миниатюры и творческие мини-сочинения, например, «Диалог чайника с кофейником», «Кем я хочу стать» и так далее. Есть разные учебники и разные программы. Там все варьируется, – рассказывает учитель русского языка владимирской гимназии №3 Татьяна Ковалёва.
Для понимания: лингвистические миниатюры – это фантазии на тему правил русского языка. К примеру, в сочинении под заголовком «Беглые гласные» ученик может написать небольшую сказочную историю о том, откуда эти самые гласные сбежали, а потом написать, что на самом деле существует такое правило. Такие работы призваны не только отложить в памяти ребят основы грамотности, но и творчески подойти к процессу запоминания.
А вот некогда традиционные сочинения о том, как дети провели свои летние каникулы, постепенно уходят в небытие. То ли они уже исчерпали себя, то ли жаркие месяцы проходят у современных детей довольно буднично и скучно – причина неясна. Но факт остается фактом.
Это норма!
Доподлинно неизвестно, существовали ли в начале прошлого века единые нормы по написанию сочинений. Сегодня такие, скорее, рекомендательные правила существуют, и повсеместно применяются. Вот, к примеру, выдержка из пособия «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»:
«С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
– соответствие работы ученика теме и основной мысли;
– полнота раскрытия темы;
– правильность фактического материала;
– последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
– разнообразие словаря и грамматического строя речи;
– стилевое единство и выразительность речи;
– число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических».
Столь обширные требования к сочинениям идут вкупе с относительно небольшими объемами. Говорит Татьяна Ковалёва:
— Для 5-х классов, где я веду занятия, минимальный объем работы, согласно установленной программе, должен составлять, примерно 0,5 – 1 страницы, или 100-150 слов. И в каждом новом классе количество слов увеличивается на 50. Так, например, на 9 ступени школьного образования, работа ученика должна содержать не менее 350 слов.
Но даже при таких, прямо скажем, щадящих условиях, в тех же «Нормах оценки знаний...» существует небольшое замечание, что к учителю следует относиться к данным объемам несколько снисходительно. В конечном итоге, все зависит от различных обстоятельств: жанра письма, его стиля, да и просто от индивидуальных навыков учеников.
Как оценить?
Любопытный факт: учителя выставляют оценки не исходя из личных пристрастий, а также по специально разработанным нормам. Стоит отметить, что за сочинения предусмотрены две оценки: одна за грамотность, другая – за содержание. Итак, вновь обратимся к выше упомянутым «Нормам оценки знаний...»:
«Основные критерии оценки «5».
Содержание и речь:
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.
Грамотность:
Допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка».
Очевидно, что письменная речь пятиклассника значительно отличается от письменной речи того же девятиклассника, поэтому приводить все работы к единому знаменателю просто бессмысленно. К тому же, перед разными возрастами школьников стоят разные задачи.
В пятом классе, главное, что необходимо сделать – привить ребенку любовь к языку, научить основам современной грамоты. А вот начиная уже с 8 класса, учителя начинают массированную подготовку к предстоящим экзаменам: ГИА и ЕГЭ.
ЕГЭ или не ЕГЭ, вот в чем вопрос
— Тематика сочинений для подготовки к ЕГЭ по русскому языку разнообразна: это и взаимоотношение человека и животных, проблема патриотического воспитания, темы о войне. В таких сочинениях от школьников требуется умение работать с текстом, вычленять в нем тему, проблему и авторскую позицию, способность высказывать собственное мнения, – рассказывает преподаватель кафедры литературы филологического факультета Владимирского государственного университета Ольга Смирнова.
И все же, несмотря на разнообразие, если вы сталкивались с процессом подготовки к Единому Государственному Экзамену, то наверняка понимаете, что даже творческая часть находится в неких рамках, использует некие единые шаблоны, что, фактически, все творчество сводится к умению подбирать к словам синонимы и создавать различные конструкции предложений.
— Сейчас сочинения в ЕГЭ пишут по клише, их как-то формализуют – это скучно, мне кажется, – считает Татьяна Ковалёва. – С другой стороны, мы проверяем не умение придумывать и воображать, а более конкретные навыки...
Можно много спорить о важности единого госэксзамена, его истинных целях и задачах, но даже вглядываясь в темы сочинений столетней давности, голову посещает идея о том, что где-то нас обманули, где-то произошел сбой в механизме воспитания действительно разумной, интеллигентной молодежи, способной подходить к тому или иному делу нестандартно или, выражаясь современным языком, креативно. Но, может быть, надежда все-таки есть?..
— Темы гимназических сочинений я увидела год назад в одной газете, и они мне так понравились, что я их сфотографировала, – вспоминает Татьяна Ковалёва. – И даже просила своих пятиклассников написать про дедушкин сад. Очень душевные работы получились!..
Источник публикации: ПроВладимир - жизнь
www.vladimironline.ru