Росгосстрах достраховался
13.03.2014 18:40 Рубрика: Общество
Крупнейший игрок на рынке обязательного автострахования в регионе – компания «Росгосстрах» оказалась нарушителем федерального антимонопольного законодательства. К такому выводу пришло региональное управление ФАС, проанализировав многочисленные жалобы владимирских автовладельцев.
Суть жалоб сводилась, в общем, к одному: автолюбителям, которые обращались в офисы «Росгосстраха», чтобы купить полис ОСАГО, сотрудники компании начинали навязывать страхование жизни от несчастных случаев – иначе приобрести полис было нельзя. Водители оказывались в безвыходном положении – без полиса ОСАГО ездить нельзя, меняет их подавляющее большинство впритык к срок окончания действия старого полиса. А, стало быть, деваться им было некуда.
УФАС сочло, что «Росгосстрах» злоупотребил доминирующим положением на рынке и нарушил одну из статей федерального закона «О защите конкуренции». О штрафных санкциях пока не сообщается, известно лишь, что страховая компания получила от ФАС предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. На этом историю можно было бы и закончить, и, конечно, вряд ли она сама по себе стоила бы отдельного текста, если бы не одно «но». Оно заключается в следующем: нездоровая ситуация на владимирском рынке автострахования длится не первый месяц, и сложилась она не только силами «Росгосстраха».
Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, как и что обсуждают владимирские автолюбители на форуме портала «ВЕК РУ». По словам форумчан, уже в январе многие страховые компании Владимира стали просто отказывать в выдаче полисов ОСАГО новым клиентам (с продлением полисов старым проблем не возникало). При этом, как правило, обратившимся в компанию людям объясняли, что для оформления ОСАГО просто нет бланков.
Вот лишь некоторые цитаты из высказываний участников дискуссии (авторские орфография и пунктуация сохранены):
«Руководство прямым текстом сказало чужих не страховать, что будет сами не знаем, осаго убыток на данный момент. Очень много бегут из РГС (ООО «Росгосстрах» - прим. «ПроВладимир»)»;
«Был в Энергогаранте, сказали бланков нет. Страховку оформить не смогут. Сказали зайти через 2 дня»;
«...Отказали в Ресо, и Цюрих - хотя страховка была до этого их. А Ингосстрах продает только с доп услугой страхования жизни пассажиров».
У каждого участника обсуждения ситуация дальше развивалась по разному. Кто-то предпочитал колесить по городу в поисках удачного в финансовом отношении варианта, кто-то предпочитал не торговаться и покупал вместе с желанным полисом дополнительные услуги, некоторые предпочитали надавить на страховщика (в ход чаще всего шел диктофон и ссылки на федеральное законодательство) и, в ряде случаев, добивались своего. В общем, каждый был сам за себя.
Что же послужило причиной столь странного и порой противозаконного поведения компаний? Ведь не обрели же в одночасье все владимирские страховщики криминальные наклонности! Одно из наиболее напрашивающихся объяснений (этой версии, кстати, придерживались и некоторые участники интернет-дискуссии) – продавать отдельно полисы ОСАГО сегодня страховщикам стало просто невыгодно. Стоит он, особенно в сравнении с КАСКО, немного, примерно от 2 до 6 тысяч рублей. Платить по нему страховым компаниям приходится достаточно часто, а выплаты значительно превышают стоимость самого полиса. В целом по России выплаты по ОСАГО в 2013 году на 95%, то есть почти вдвое, перекрыли размер страховых взносов (по данным «Эксперт РА»). Добавим к этому тот факт, что президент Путин поручил правительству и Центробанку подготовить пакет изменений в законодательство об обязательном страховании автогражданской ответственности. Предполагается, что уже летом в России повысится размер выплат по ОСАГО – со 120 до 400 тысяч рублей за материальный ущерб и со 160 до 500 тыс. рублей – за ущерб жизни и здоровью. В сложившейся ситуации страховщики нашли выход, начав выкручивать руки клиентам.
Все эти изменения в политике страховых компаний прошли и проходят незамеченными для тех, кто приобретает автомобили с помощью автокредитов. Дело в том, что таким клиентам при получении кредита безоговорочно предписывается оформлять не только ОСАГО, но и КАСКО. А это уже не 3-4, а 40-50 тысяч рублей, а то и больше. Поэтому владелец «кредитомобиля» для любой страховой компании – желанный клиент. Ну а опытные автолюбители, ездящие на неновых машинах, естественно, склонны экономить, и представляют собой головную боль для любого страховщика.
Проблема это, кстати, не чисто владимирская. Как отмечают в ФАС, за предыдущие шесть месяцев к антимонопольщикам поступило свыше 700 жалоб на действия страховых компаний. В зоне внимания службы оказались 20 страховых компаний, работающих в десятках российских регионов.
Таким образом, на страховом рынке складывается достаточно абсурдная ситуация: стремясь минимизировать финансовые потери, страховые компании находят дополнительные источники прибыли, продавая в добровольно-принудительном порядке дополнительные услуги вместе с полисами ОСАГО. Одновременно государство в лице правительства разрабатывает меры, которые должны сделать страхование по ОСАГО еще менее выгодным для самих страховщиков, а в лице регуляторов – бьет по рукам страховые компании за извлечение упомянутой дополнительной прибыли. Конечно, наездившийся по страховым автовладелец может злорадно сказать «так им и надо!», но нельзя не признать, что ситуация, в общем-то, тупиковая. Есть ли из нее выход? В качестве гипотезы приведем еще одну цитату с форума «ВЕК РУ»:
«В стране специально создана ситуация, при которой страхованием заниматься не выгодно. Под эту лавочку крупные страховые продаются и уходят с рынка. А тем временем «Сбербанк» собирается создавать свою страховую компанию. Скорее всего этот монстр постсоветского бизнеса просто купит несколько страховых и объединит их в одну. А потом страхование ВДРУГ станет выгодным )))».
Что ж, подобное ВДРУГ в нашей экономике не редкость.
Источник публикации: ПроВладимир - жизнь
www.vladimironline.ru