Отчего дети берутся за оружие?
05.02.2014 18:20 Рубрика: Общество
История, случившаяся в московской школе №263, когда ученик убил учителя, полицейского и держал своих одноклассников в заложниках, вызвала широкий общественный резонанс не только в Москве, но и по всей России. Во Владимире, например, в тот же день появились приказы о проведении внеплановых проверок в учебных заведениях.
Но не менее важно знать, чем руководствовался юный Сергей Гордеев, когда брался за отцовскую винтовку. Каковы мотивы малолетнего преступника? Можно ли предотвратить подобную ситуацию в будущем? С этими вопросами мы обратились к известному владимирскому психологу Наталье Фельдман:
— Данный конкретный случай комментировать сложно, потому что информация в СМИ, скорее всего, не полная, и однозначно сказать, по каким именно причинам Сергей Гордеев выбрал такой способ решения проблем, невозможно. 10-11 класс – очень сложный возраст, и предсказать тот или иной поступок очень непростая задача даже для опытного психолога.
Сегодня старшие школьники взрослеют гораздо медленнее, чем 20 или 30 лет назад. Это происходит, отчасти, по вине родителей, которые дольше опекают детей, стараются держать близко к себе. В результате, молодые люди могут до 22-х, а то и до 24-х лет так и не научиться самостоятельно принимать какие-либо важные решения, что, безусловно, откладывает отпечаток на дальнейшей жизни. Как правило, психологическое развитие таких детей находится на уровне 13-летнего подростка. Субъективное чувство взрослости присутствует, что дает подростку внутреннее право требовать к себе более серьезного отношения со стороны взрослых, но уровень ответственности, умение прогнозировать последствия своих поступков, просчитывать варианты развиты недостаточно.
Если верить СМИ, на совершение преступления мальчика сподвигла мысль о том, что физическое устранение учителя решит все проблемы. А это свидетельство крайней степени инфантилизма ребенка; признак того, что он не смог оценить последствия.
Ко всему прочему, огромное влияние на развитие личности ребенка оказывают компьютерные игры, в которых, в случае гибели героя, можно начать все сначала. Психологи изучали это явление и пришли к выводу, что спустя некоторое время ребенок начинает воспринимать это как данность, становится агрессивным и может считать насилие нормальной моделью поведения и даже способом решения проблем. У него формируется убеждение, что человеческая жизнь не имеет ценности.
Еще одна опасность – и здесь, в первую очередь, должны быть внимательны родители, – это замкнутость ребенка, его тихое поведение, абсолютное послушание. Как правило, в таких случаях мамы и папы успокаиваются: чадо дома, не гуляет в шумных компаниях, приносит домой отличные оценки – что же для счастья надо? Это может быть свидетельством серьезных переживаний, проблем, которыми ребенок ни с кем не может поделиться. По сути, такое состояние является бомбой замедленного действия: не знаешь, когда сработает. Но если сработает, то последствия могут быть катастрофическими, как это и произошло в 263-й московской школе. В таких случаях лучше обратиться к психологу, пока еще ничего серьезного не случилось.
Главное, что могут сделать родители для своего ребенка в любом возрасте – научиться выстраивать с ним доверительные отношения. Тогда многих проблем можно будет избежать. Многие могут сказать, что это сложно и хлопотно, что с современными детьми трудно найти общий язык. Но усилия, потраченные на общение с собственными детьми, никогда не бывают напрасными.
Источник публикации: ПроВладимир - происшествия
www.vladimironline.ru