Ловкость рук заменили высокие технологии
17.01.2014 12:00 Рубрика: Общество
Мельчают люди. В приснопамятные времена Остап Бендер говорил о существовании четырех сотен сравнительно честных способов отъема денег у населения – казалось бы, должно хватить любому. Ан нет, сегодняшние борцы за денежные знаки все больше используют способы нечестные.
Мошенничество – это такой, очень особенный вид криминала. С одной стороны, мошеннические преступления негромкие, не «резонансные», как принято говорить в полиции – это не убийства, не изнасилования, не массовые драки. С другой – по официальной статистике в нашем небольшом городе нечестный отъем денег у населения происходит чаще, чем раз в день – так, в 2012 году во Владимире было зарегистрировано 398 фактов мошенничества, в 2013 – 377. И это только те преступления, о которых полиции известно – а ведь есть те, кто, будучи обманут, в органы не обращается. При этом счет потерянных таким образом владимирцами денег идет на миллионы.
По статистике мошенников становится меньше, и это вроде бы хорошо. Но при этом злоумышленники постоянно изобретают новые схемы «развода» доверчивых граждан и активно осваивают новые технологии. Помогает им еще и то, что эти самые новые технологии становятся одновременно доступны и для пенсионеров, которые, как известно, чаще всего становятся жертвами мошенничества. Сегодня у многих владимирских дедушек и бабушек появились свои банковские карты, на которые начисляется пенсия, а уж сотовые телефоны и подавно стали для них привычным атрибутом. При этом банкам наши люди доверяют мало, подвоха от них ждут постоянно, и потому, когда на телефон сваливается СМС или приходит звонок о том, что твоя банковская карта заблокирована – этому охотно верят.
Поэтому, например, в июле 72-летний житель Боголюбово расстался более чем с 70 тысячами рублей после того, как ему позвонил мнимый оператор Центробанка РФ и сообщил о блокировке сбербанковской карты. Пенсионер не поленился доехать до магазина «Магнит» на Суздальском проспекте и оттуда для «разблокировки» карты перевел мошенникам крупную сумму. Есть истории и посвежее – 10 декабря 59-летняя жительница Владимира получила СМС о том, что ее карта заблокирована. Результат «операции по спасению» - 24,5 тысячи рублей, ушедшие к злоумышленникам.
Впрочем, обману, как и любви, все возрасты покорны – буквально днем позже, 11 декабря, жительница Владимира 1986 года рождения тоже купилась на подобное СМС и собственноручно отдала преступникам 3600 рублей – и в сравнении с потерями других пострадавших это, скажем честно, небольшая плата за жизненную науку. Для сравнения - 30 октября жительница улицы Кирова перевела на шесть электронных кошельков более 85 тысяч рублей, 2 ноября владимирский пенсионер перевел на мобильные номера мошенников 26,5 тысяч рублей, а 9 ноября его товарищ по несчастью с Верхней Дубровы расстался с 75 с лишним тысячами рублей. Во всех случаях жертвам сообщали именно о блокировке банковских карт.
С другой стороны, проверенный временем способ под кодовым названием «Родственник, попавший в беду» тоже работает. Владимирцы по-прежнему не жалеют денег для того, чтобы спасти родственников, якобы совершивших преступление или попавших в ДТП. Трудно сказать, чего тут больше; то ли владимирцы так верят в беззаконие и коррупцию в органах, то ли считают своих сыновей с братьями потенциальными преступниками – но, так или иначе, платят «полицейским» и их посредникам, не скупясь. Самая свежая история произошла 14 января – жительнице Владимира позвонил лже-следователь и предложил заплатить полсотни тысяч за освобождение от ответственности ее сына, якобы сбившего пешехода. Недолго думая, напуганная мать перевела требуемую сумму на счет сотового телефона. Чуть ранее, 8 января, еще одна горожанка попалась на ту же самую удочку и рассталась с 55 тысячами рублей. Бывает, что пенсионерам звонят и сами «дети» - и, как ни сложно в это поверить, владимирцы узнают по телефону своих родственников. И ладно бы еще речь шла только о пожилых людях! Но как и чем объяснить, например, реакцию 21-летнего владимирца, которому 26 декабря позвонил его «двоюродный брат» и сообщил, что его задержали сотрудники ГИБДД. Поверив «кузену», молодой человек перевел через терминал 11 тысяч кровно заработанных рублей на номер некоего сотового телефона.
Есть и третья категория «разводов», которую можно назвать сплавом традиций и технологий. За традиции здесь отвечает сообщение о наведенной порче, за технологии – то, что информация об этом сообщается жертве по телефону, а деньги за снятие порчи и проклятия переводятся на счета мобильных. В октябре таким образом 76-летняя жительница Владимира потеряла 67 тысяч рублей. Впрочем, порчу пока «снимают» и обычным способом: месяцем позже на улице Юбилейная 83-летняя старушка рассталась ни много ни мало – с сотней тысяч рублей.
Иногда владимирские мошенники отходят от привычных схем и проявляют полет фантазии. В полицейских сводках фигурирует факт «нечестного отъема денег у населения», например, под предлогом продажи дизельного топлива. Зарегистрирован и случай, когда мошенница получила 50 тысяч рублей в одном из городских банков с чужого счета по украденному паспорту. К сожалению, в полиции не сообщают название банка, сотрудники которого настолько, мягко говоря, беспечны.
Мы, конечно, отдаем себе отчет в том, что среди читателей ПроВладимира подавляющее большинство – люди, во-первых, здравомыслящие, а во-вторых – не попадающие по возрасту под прицел мошенников (хотя, как видно из вышенаписанного, молодые иногда по доверчивости не уступают пожилым). С другой стороны, наверняка, у каждого из нас есть хотя бы один пожилой родственник. Не поленитесь, проведите со своими бабушками и дедушками краткий ликбез, ведь мер предосторожности тут на самом деле требуется немного: обязательно перезвонить родственнику, якобы попавшему в беду; знать номер горячей линии своего банка; ну и старое, как мир – не откровенничать на улице с незнакомцами. Тогда и деньги будут целы, и корвалол пить никому не придется.
Источник публикации: ПроВладимир - происшествия
www.vladimironline.ru