Режиссёр Александр Велединский встретился с владимирскими киноманами
11.12.2013 13:30 Рубрика: Общество
Творческий вечер кинорежиссёра Александра Велединского состоялся в актовом зале ВлГУ. Режиссёр продемонстрировал свою последнюю работу «Географ глобус пропил» и пообщался со зрителями. Организатор встречи – киноклуб «Политехник».
В зале почти не было свободных мест, сотни людей пришли увидеть нашумевший фильм, взявший главный приз 24-го фестиваля «Кинотавр». Вряд ли хоть один человек ушёл во время показа, и лишь единицы покинули зал, когда фильм закончился, и настало время общаться с его создателем. Люди остались, чтобы задать вопросы, покритиковать или сказать режиссёру спасибо за проделанную работу.
Фильм «Географ глобус пропил», снятый по одноимённому роману Алексея Иванова, не заточен под массового зрителя, его цель – не коммерция, а искусство, это авторский фильм, рассчитанный на думающего зрителя. Не смотря на то, что значительную часть кинематографического времени главный герой фильма Виктор Служкин пьян, интеллигентская сущность героя очевидна с первого кадра, конечно, в этом большая заслуга актёра Константина Хабенского. Служкин – биолог по образованию, живёт в городе Пермь с женой и маленькой дочкой. Герой переживает период, который принято называть кризисом среднего возраста. Это время осмысления прошлой жизни и поиска новых ориентиров. В этом отношении Служкин очень напоминает героя фильма «Полёты во сне и наяву» (снимался во Владимире) Серёгу Макарова, которого сыграл Олег Янковский. Вот только Макаров не настолько опустился в социальном и нравственном смысле по сравнению со Служкиным. Правда, Макаров жил в 80-ых, а Служкин – герой нашего времени, поэтому жизнь Витьки куда драматичнее и острее, чем жизнь Серёги.
Несколько штрихов к портрету Служкина: у него высшее образование, но работы по профессии нет. Спасаясь от безденежья, он устраивается в школу географом, берут его на эту должность только потому, что географа в школе нет вообще. Понятно, что географ из Служкина никакой. Ученики не уважают учителя, но и не «чморят», Виктор способен постоять за себя, подростки лишь строят подлянки. По ходу развития сюжета школьники, конечно, начинают уважать своего учителя. Жена Служкина изменяет ему, а Служкин изменяет ей. Все обо всём знают, но толком никто ничего не предпринимает, нет ни пафосных разрывов, ни тяжёлой ругани. Служкин, конечно, страдает, но переживает это глубоко, так глубоко, что неискушённый зритель и вовсе этого не увидит. Невольно герой влюбляется в одну из своих учениц, в Машу, но это платоническая и даже бессознательная любовь, герой будто видит в девушке чистый образ истинной любви, то, что когда-то видел в своей жене, но утратил с годами.
Объективно оценивать художественное произведение – очень сложно. Оно всегда состоит из образных знаков, которые воспринимаются, прежде всего, субъективно. С моей личной «колокольни» могу сказать, что на меня фильм не произвёл особого впечатления. Обычное кино, которое не дало мне ничего нового. Смотреть его было интересно, сюжет отличный, сцены сделаны хорошо, но послевкусия не осталось. Сильное впечатление на меня произвела другая кинокартина Александра Велединского, фильм «Русское», сделанный по мотива произведений писателя Эдуарда Лимонова. Советую этот фильм всем.
«Геораф глобус пропил» показался мне нарочитым. Фразы вроде «по залёту», «страну, развалили, а нам восстанавливать» (примерная цитата, дословно не помню), танцы под «Владимирский централ» во время празднования дня рождения, что просто не клеится с той средой, в которой находится Служкин. Люди там, конечно, без особых вкусов, но не до такой степени. Подобных нарочитостей много. Но, повторюсь, это моё субъективное мнение.
Подавляющему большинству зрителей фильм очень понравился. У людей, с которыми я говорил после просмотра, осталось сильное послевкусие. «Я не хочу жить так, как Служкин» – говорили некоторые.
Источник публикации: ПроВладимир - общество
www.vladimironline.ru