о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Савинская роспись оказалась в тени великих

05.12.2013 11:40 Рубрика: Общество


Мстера, Холуй, Палех – эти центры лаковой миниатюры получили всемирную известность. Раньше все они располагались на владимирской земле, в пределах бывшего Вязниковского уезда.

После образования в 1944 году Владимирской области Холуй и Палех оказались в соседнем Ивановском регионе, хотя история у них наша, общая, равно как и единые корни живописи. В соседней области остался и исконно владимирский поселок Савино – центр особой савинской росписи, которая «потерялась» в тени знаменитых промыслов Холуя, Палеха и Мстеры, тем более что в основе этого искусства не утонченное изящество миниатюр, а грубоватая народная традиция лубка.

Историки считают, что подобная простонародная живопись зародилась именно в Савино не случайно, потому что как раз на территории нынешнего Савинского района во второй половине XVIII столетия появился офенский промысел. Коробейникам-офеням требовался недорогой, востребованный у крестьян, но в то же время броский и яркий товар.

Савинская роспись9Искусствоведы давно отметили родство савинской росписи с так называемым «агафьевым письмом», распространенным в Подмосковье в позапрошлом веке. Это предельно простая, даже в чем-то примитивная живопись, когда мастерицы обмакивали палец в краску и отработанным круговым движением вполоборота рисовали лепестки цветов. Исследования также показали наличие общности у изделий савинских живописцев с урало-сибирской росписью – и это тоже вполне закономерно, так как установлено, что офени из нынешних окрестностей Савино регулярно доходили и до Урала, и до Сибири. Колорит савинской росписи схож с городецкой, а наличие «приписок» и «травинок», наносимых черной краской, напоминает подобные элементы искусства «золотой хохломы».

Савинская роспись имеет и свои уникальные особенности. В ней используются только цветочные мотивы, композиция всегда симметрична и проста в исполнении. В данной росписи сочетается, на первый взгляд, несочетаемое: живописность, то есть объемность элементов и специфическая техника, с декоративностью, которая присутствует в максимальной простоте элементов, яркости и сочности колорита. Са-винское письмо отличается от других росписей какой-то особой милой наивностью, но именно наивное нередко граничит с гениальным…

Савинская роспись4В отличие от старших «сестер», савинская роспись до сих пор плохо изучена, по ней не издано ни одной книги, есть лишь несколько небольших статей. Не получив официального признания властей, искусство савинских живописцев к середине XX века начало медленно умирать, уходили из жизни старые мастера, роспись перестала быть востребованной. Однако помог случай. В деревне Объедово близ Савино с начала 1900-х гг. находилась небольшая фабрика, первоначально специализировавшаяся на выпуске катушек для ниток, а потом переключившаяся на производство деревянных игрушек. В послевоенные годы там перешли на выпуск сувениров, предметов кухонного обихода и детской мебели, которые решили украшать рисунками и орнаментами по мотивам местной савинской росписи. В штат фабрики были приняты художники, по большей части женщины, которые фактически возродили искусство своих родителей, дедушек и бабушек, сумев не только сохранить старые традиции, но также развить и обогатить их. Они писали масляными красками с добавлением лака, но пальцами, конечно, уже не рисовали, используя исключительно кисти.

В начале 70-х годов прошлого века изделия Объедовской фабрики «Игрушка» с савинской росписью с успехом экспонировались на международных выставках в канадском Монреале и японской Осаке, а в 1975-м побывали на выставке в Швейцарии. Сейчас даже не верится, но в 1976 году савинцы заключили договора на поставку сувенирной продукции в 9 стран Западной Европы (включая Данию и Голландию), Азии и Африки. Всего за рубеж было отправлено более миллиона изделий примерно 30 наименований.

А потом наступили 90-е, и старые добрые игрушки оказались мало кому нужны. Предприятие, впрочем, сумело выжить, но сегодня выпускает по большей части лишь шахматы и лото, а художники там нынче почти не нужны, так как при необходимости их заменяют… трафареты!

Одна из последних мастериц, хранящих традиции савинской росписи, – Лидия Королева, уже около 40 лет работающая на фабрике в Объедово. Сегодня к ней нередко приезжают гости из разных городов и областей – в основном искусствоведы и студенты, изучающие историю и особенности савинской росписи. Порой художник-ветеран устраивает для них целые мастер-классы.

- Наше искусство немудреное, оставшееся в наследство от предков, - рассказывает Лидия Королева. – У нас даже в названиях нет каких-либо сложных специальных терминов. Так и говорили между собой – «цветок» «ягода» Тех кто владеет приемами савинской росписи, сегодня почти не осталось. Но хотя подобная живопись непритязательна и в чем-то даже может показаться примитивной сколько поколений воспитано нехитрыми поделками с истинно народной росписью на идеалах добра человечности благородства!

В последние годы ощущается определенный интерес к творчеству савинских мастеров Приезжают ценители из Иваново Москвы и нашей исторической малой родины – соседней Владимирской области. Может быть еще и удастся сохранить савинскую роспись для потомков!

Николай Фролов


Источник публикации: ВИП Новости. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости