Новый стандарт школьного образования. Что изменилось?
26.11.2013 11:50 Рубрика: Общество
Прошло два месяца, как в школах Владимира начал действовать новый стандарт школьного образования. Что изменилось?
Образование по «линейке»
Конечно, реформа отечественного образования идет не первый год, новации, в том числе связанные с изменениями стандартов, были и раньше, но нынешние изменения, пожалуй, наиболее масштабные, и именно они вызвали не самую благожелательную реакцию общественности. Родители школьников многие изменения воспринимают в штыки. Но нельзя сказать, что пертурбации были внезапными – к этому шли постепенно.
- Задача общеобразовательной школы – обучать по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Это прописано и в дорожной карте модернизации образования, – поясняет зам. начальника управления образования города Владимира Татьяна Панарина. – ФГОСы предполагают внеклассную и внеурочную деятельность. В начальном звене она появилась еще до введени я нового стандарта образования. Так что «Школа полного дня» – это продолжение образовательной программы по ФГОСам.
Выходит, новый стандарт не результат резкого скачка из прошлого в будущее, а поступательное движение – по «линейке». Она наглядная, позволяет понять тонкости новой школы.
Так, в 8 утра начинается обычный школьный день. До 12.00-13.00 идут уроки по программе ФГОС. Следом обед и прогулка – все это входит в бесплатную программу ФГОС. По замыслу, до 15 часов ученики еще должны успеть позаниматься внеурочной деятельностью в рамках ФГОС. Но не все школы строго выдерживают «линейку» образования. Некоторые переносят внеклассную деятельность на утренние часы (если дети занимаются во вторую смену), другие вставляют в расписание уроков до часу дня. К примеру, ездят на экскурсии, посещают кружки в учреждениях дополнительного образования, ходят на факультативы в стенах школы, занимаются проектной деятельностью.
- Два часа внеурочной деятельности финансируются за счет бюджета – они обязательны в образовательной программе. В среднем по городу общеобразовательные учреждения обучают по ФГОС до 14.00-14.30. Охвачено 4 тысячи 131 ребенок, – говорит Татьяна Панарина.
Главное -бесплатно
Далеко не все родители могут себе позволить забирать детей из школы в 14-15 часов. Конечно, если есть бабушки-дедушки, старшие братья-сестры – это легче. Но не у всех есть такая подмога в лице родни и, безусловно, большинству родителей хотелось бы, чтобы школьная жизнь была такая же, как прежде. Чтобы ученики начального звена были в продленке, чтобы там они учили уроки и чтобы все это было бесплатно. Во многих школах так оно и есть, но не везде. Так, согласно данным мониторинга городского управления образования в школе до 16 часов остаются 2 тысячи учеников начального звена, до 17.00 – чуть меньше 2 тысяч учеников и до 18.00 – не больше 100 детей из 9 школ. Причем только в двух школах пребывание ребенка с пяти до шести вечера платное.
Поскольку образовательная деятельность финансируется федеральным бюджетом с учетом выполнения определенных критериев, послеобеденная работа школы строилась в соответствии с этими критериями. И некоторые термины при этом поменялись. На место воспитателей продленного дня пришли педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы, проводящие внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС. Для этого общеобразовательные учреждения также заключили договора с учреждениями допобра-зования, и эти чисто административные шаги многие школьники и родители даже не почувствовали. Но так гладко получилось не во всем.
То пусто, то густо
Впрочем, сегодняшняя картина – не окончательная, в образовательном процессе все динамично меняется. После завершения ремонта школы №29 и возвращения туда учеников, временно обучающихся в 33-й школе, свободные помещения появятся в обоих этих учебных заведениях. Такая же ситуация по 22-й школе, где тоже идет ремонт.
Кстати, те школы, которые сейчас наполнены на 50-70%, очень скоро вновь станут популярными. Подрастает новое поколение будущих школяров, чье рождение пришлось на время демографического подъема – вторую половину 2000-х годов. Так что скоро все места за партами будут заняты.
Горячий обед
В школе нового формата большое внимание уделено питанию учеников. Чем больше учеников посещают столовую, тем выше показатели школы. Охват горячим питанием – один из критериев успеха модернизации. Во Владимире с этим порядок – почти 85% учеников, а именно 24,1 тысячи, посещают столовую и буфет. Наибольшая доля приходится на учеников начального звена, там все ученики ходят на завтрак и обед в столовую. Дети постарше предпочитают экспресс-завтраки в буфете, но на обед по-прежнему ходят в столовую.
Важно, что с внедрением нового образовательного стандарта удалось сохранить льготы по питанию. Бесплатный завтрак для всех учеников 1- 4-х классов. Бесплатный завтрак и обед для отдельных категорий учащихся: из малообеспеченных семей, а также обучающихся в классах выравнивания. Школьникам, находящимся на надомном обучении, дают сухой паек.
Не так страшен черт…
В учебном процессе задействовано множество лиц: педагоги, родители, дети, чиновники, законотворцы. Любое новшество стороны оценивают по-разному, всем угодить трудно, практически невозможно. Весть о том, что с этого учебного года вводится кардинально новый образовательный стандарт, напугала всех. И к сентябрю «горячие» телефонные линии по вопросам продленки и внеурочной деятельности разрывались от звонков родителей, в адрес чиновников и директоров школ пошли обращения возмущенных пап и мам.
Прошло два месяца. Телефоны остыли. Поток писем иссяк. Значит ли это, что проблема исчерпана? Не будем лукавить – это не совсем так. Многие родители по-прежнему недовольны изменениями, повлекшими сбой привычной жизни их семьи. Но они уже подстроились под обстоятельства. Вынужденно срываются с рабочих мест, чтобы отвезти ребенка домой или в секцию, кружок. А вот многим детям новая модель нравится, да и педагоги перестроились. Так что проблема осталась, но к ней, как к любой ситуации, можно притерпеться. Как всегда…
А как у них?
Одна из самых показательных моделей образования – английская. В Великобритании дети идут в школу с 5 лет и заканчивают ее в 16. В начальном звене в базовый курс входят не только обучающие предметы, но и дополнительные уроки для всестороннего развития. Большое значение уделяется занятиям спортом. Еще одна параллель с нашей новой моделью образования – для каждого учащегося утверждается индивидуальный план обучения. Это возможность выбора факультативов, секций, кружков, а в средней и старшей школе – выбор предметов обучения. Кстати, именно от предпочтений в старших классах отталкивается экзаменационная комиссия высшего звена при приеме выпускников школы на учебу.
Источник публикации: ВИП Новости. Общество
www.vladimironline.ru