Одно ТВ другому не конкурент
08.11.2013 11:20 Рубрика: Общество
Существует ли в настоящее время телевидение, взаимозаменяемое кабельному, с точки зрения антимонопольного законодательства?
В современном мире во многих мегаполисах, а также в крупных городах, услуги, предоставляемые операторами кабельного телевидения, пользуются большим спросом среди населения. Вместе с тем, как правило, операторов кабельного телевидения в определенных географических границах небольшое количество, у конечного потребителя нет многообразия выбора оператора, и, следовательно, хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги кабельного ТВ, попадают под контроль антимонопольного органа.
Кабельное телевидение – это услуга связи по доставке абонентам набора телевизионных программ по специально построенной для этой цели кабельной сети. Подключение телевизора к сети кабельного телевидения происходит при помощи специального кабеля. В подъездах прокладывается субмагистральный кабель, от него делается абонентский отвод и прокладывается антенный кабель в квартиру потребителя. Подключается телевизор, который настраивается, – и все! Подключение к сети кабельного телевидения занимает от 40 минут до 1 часа в зависимости от сложности работы.
Но в современный мир пришли, например, и спутниковое, и так называемое «интерактивное» телевидение, которое также очень удобно.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган утверждает Порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции. Анализ состояния конкуренции проводится антимонопольным органом в соответствии с требованиями приказа Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Одним из пунктов его проведения является определение продуктовых границ изучаемого рынка.
Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке представляет собой процедуру выявления товара (в данном случае – услуги), не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке.
Телерадиовещание можно рассматривать как комплексный процесс, включающий в себя распространение теле- и радиопрограмм с использованием статей электросвязи («телерадиовещание» в узком смысле слова), а также деятельность по приему, обработке, хранению, передаче и доставке сигналов телевизионных каналов и радиоканалов («услуги связи для целей телерадиовещания»). Участники этого процесса – вещатель и оператор связи – должны получить две лицензии: лицензию на телерадиовещание (вещатель) и лицензию на оказание услуг связи для целей телерадиовещания (оператор связи).
Операторы осуществляют доставку продукции электронных СМИ от вещателя до потребителей, состоящую из транзита сигнала по сетям связи и трансляции сигнала потребителям. Оператор может выступать агентом вещателя, выполняя часть функции последнего по взаимодействию с потребителем.
Под «распространением продукции средства массовой информации» понимается не только первоначальная передача вещателем сигнала телепрограмм в эфир, через спутник (трансляция), но и прием и одновременная передача кабельным оператором сигнала телепрограмм по сети кабельного телевидения для приема населением (ретрансляция).
Ретрансляция – это сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио-или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации (статья 1330 Гражданского кодекса РФ).
Фактически, операторы кабельного телевидения, являясь непосредственно операторами связи, оказывают услуги по ретрансляции телевизионных программ по сетям кабельного телевидения. Остальные хозяйствующие субъекты осуществляют ретрансляцию телевизионных программ посредством использования радиотелевизионного центра (например, «ТРИКОЛОР-ТВ»), позволяющего абонентам получать сигнал на индивидуальные (комнатные) или коллективные антенны, либо спутника (например ОАО «НТВ-плюс», ЗАО «Национальная спутниковая компания»), позволяющая абонентам получать сигнал на индивидуальные спутниковые «тарелки».
В соответствии с пунктом 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цены и другие параметры.
При этом товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой товара покупатель несет значительные издержки, а именно, превышающие 10 процентов от цены товара.
Любая система для приема спутниковых каналов состоит из следующих основных элементов:
- спутниковая параболическая антенна -тарелка;
- конвертор – электронный блок, который располагается в фокусе антенны, перемещает принимаемый сигнал со спутника из высокочастотной области в более низкочастотную, в которой работает приемное оборудование;
- цифровой спутниковый приемник (ресивер) – устройство, которое осуществляет окончательную обработку сигнала;
- декодер – необходимая составляющая спутникового комплекта для просмотра закрытых коммерческих каналов с помощью специальных декодирующих карточек;
- линейная часть – спутниковый кабель, который отличается от обычного более высокими параметрами и, соответственно, ценой, и распределительные устройства.
Стоимость приобретения и установки приемного комплекта, необходимого потребителям для просмотра каналов со спутника, высока (от 5000 рублей), следовательно, в соответствии с пунктом 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции, спутниковое ТВ не является взаимозаменяемым кабельному.
Аналогичная ситуация с вопросом взаимозаменяемости услуги, предоставляемой ОАО «Ростелеком», которая на первом этапе запуска носила наименование «Домолинк ТВ», впоследствие называемой услугой интерактивного телевидения.
Для того чтобы потребителю воспользоваться услугой интерактивного телевидения, предоставляемой ОАО «Ростелеком», необходимо приобрести оборудование, в комплект которого входят ресивер IP-телевидения, блок питания, пульт ДУ, телевизионный кабель и кабель подключения к сети. Также абонент приобретает оконечное оборудование для доступа к услуге (модем, коммутатор). Реализация оборудования составляет порядка 4500 рублей. Таким образом, в соответствии с тем же пунктом 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции, услуга интерактивного телевидения, предоставляемая ОАО «Ростелеком», не является взаимозаменяемой кабельному телевидению.
Следовательно, с точки зрения антимонопольного законодательства, услуги, предоставляемые операторами кабельного телевидения, относятся к самостоятельному рынку.
Юлия Бочкарева, заместитель начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти Владимирского УФАС России.
Источник публикации: ВИП Новости. Общество
www.vladimironline.ru