В Суздале впервые прошел Международный фотофестиваль
31.10.2013 09:00 Рубрика: Общество
В Суздале впервые прошел Международный фотофестиваль, организованный Союзом фотохудожников России при поддержке областного департамента культуры и туризма и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Организаторы признаются: сами не ожидали такого ажиотажа. О приеме работ на фотофестиваль было объявлено в августе, и всего за три месяца поступило более семи тысяч работ от любителей и профессионалов со всей страны и из ближнего зарубежья: чтобы просмотреть все это, потребовалось бы провести за компьютером тринадцать часов без перерыва. Жанры – самые разные, от портретов и пейзажей до концептуальной фотографии и диджитал-арта. Перед членами жюри встала непростая задача – выбрать лучших: в итоге в финал вышли 240 работ от девяноста авторов.
Среди тех, кто оказался в списке лучших, – Илья Долгих, студент второго курса ГИТИС, фотограф-любитель и обладатель роскошных подкрученных усов. «Сначала у меня была мыльница «Кодак», – рассказывает он, – снимал ей в основном для себя и для домашнего архива. Потом ее возможностей показалось мало – купил пленочный «Кэнон», снимаю им уже около десяти лет. За это время накопилось так много фотографий, что когда нахожу объявление о каком-либо фотоконкурсе, стараюсь отправить туда свои работы. Иногда ничего не происходит, иногда становлюсь лауреатом или даже победителем».
Лучшие из лучших работ, всего около сотни, временно украсили фойе суздальского турцентра, где проходил фестиваль. Выставка эта – по сути, квинтэссенция того, что сделано российскими фотографами за последнее время – производит двоякое впечатление. Работ много, они яркие и разноцветные, как елочные игрушки, но не те, которые «праздник-праздник», а, как в анекдоте, «блестят, но не радуют». Большинство снимков практически безупречны в техническом отношении: тут и правило «золотого сечения», и никаких промахов с экспозицией, и ничего лишнего в кадре – хоть сейчас в учебник. Но при этом фотографии не удивляют и не вдохновляют: кажется, что все это (с минимальными вариациями) ты уже видел не один раз, и даже не десять. Мастерство налицо, но магия, обаяние застывшего мгновения пропало.
- В общем, для меня здесь нет открытий, и ничего революционного мы не показали, – говорит Андрей Баскаков, председатель Союза фотохудожников России. – Но мы постарались найти авторов, которые все-таки ищут собственные ориентиры, у них есть свое авторское видение, своя позиция. И в совокупности все это не столько «отчет о проделанной работе», сколько толчок для диалога о том, что же представляет собой современная фотография и по какому пути ей нужно двигаться.
- Я не стал бы говорить, что все плохо: здесь, на выставке, есть и интересные работы, и интересные замыслы. Но в целом проблема налицо: авторов сейчас катастрофически не хватает, – считает Николай Кулебякин, председатель жюри в номинации «Натюрморт». – Их подменяют мастеровитые люди, которые делают вполне профессиональные и при этом бездушные вещи. А автор – это человек, который не просто знает язык фотографии, но и умеет говорить на нем, и, главное, у него есть что сказать. Наша задача – искать таких авторов и создавать условия для тех, кто может высказываться внятной, сложной прямой речью. Это трудно, на это требуется время. Но это необходимо.
В помощь фотографам все четыре фестивальных дня проходили портфолио-ревю, лекции и мастер-классы
известных российских и зарубежных мастеров: таких, как шестикратный призер престижного международного конкурса «World Press Photo» Владимир Вяткин или Альгимантас Алексан-дравичюс, признанный лучшим портретистом Европы на конкурсе Fuji Euro Press Photo. Среди заявленных тем – и работа с фотобанками, и использование вспышки, и даже проблемы коммуникации при съемке ню. Кроме того, для участников был организован воркшоп по постановочной фотографии и блиц-конкурс, посвященный Суздалю.
- Много лет назад, когда я еще работала экскурсоводом, мне посчастливилось поехать в Венецию, – вспоминает Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. – И там я встретила американского фотографа, который сказал мне: «Есть только два места в мире, куда художник может приезжать бесконечно. Первый – Венеция, а второй – маленький городок в России, он называется Суздаль, и вы вряд ли даже слышали о нем». Действительно, снятых в нашем городе фотографий очень много, но большинство из них – слишком глянцевые, слишком примелькавшиеся, слишком вылощенные. А ведь у Суздаля есть душа, и я мечтаю о том, что кто-то сумеет разглядеть ее и запечатлеть.
Видимо, теперь эту непростую задачу предстоит решать многим фотографам: фестиваль в Суздале собираются сделать ежегодным. А также «подключить» Владимир и область, где обещают также организовать выставки и творческие встречи.
Фото: Тамара Андреева, г.Стерлитамак и Владимир Осинцев, Новосибирская область
Источник публикации: ВИП Новости. Общество
www.vladimironline.ru