о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Гаджет против книжки

23.10.2013 15:20 Рубрика: Общество


Школьники скоро будут выбирать между бумажным учебником и гаджетом: в электронных версиях учебных книг будут ссылки на видео-, аудио-, копии документов, да и домашнюю работу ученик сможет делать прямо в гаджете, а учитель – там же проверять.

В творческом поиске

С 1 января 2015 года все школы должны будут использовать только учебники, имеющие электронные версии. Электронный учебник будет состоять не просто из оцифрованных страниц бумажной книги – он станет интерактивным, будет дополнен перекрестными ссылками на другие учебные материалы. Это позволит увлечь ребенка процессом получения знаний, заинтересовать, расширить кругозор, развить умение самостоятельного творческого поиска информации. Иллюстрации тоже будут на новом уровне - не просто картинки и фото, а видеоролики, аудиофайлы, копии документов, факсимиле и встроенные лаборатории.

Ученики смогут выполнять задания в том же учебнике. Программа автоматически проверит правильность ответов и перешлет их учителю для оценки. Во время урока гаджеты детей будут объединены в сеть. Преподаватель получит доступ ко всем устройствам и сможет работать с каждым ребенком индивидуально.
Системе образования, конечно, потребуется много расходов. Учителям придется повышать квалификацию. Школам - закупать электронные устройства для каждого ученика и закачивать в них нужные программы, отрезая доступ к вредной информации.

А там еще немного – и Прованс

Однако не исключено, что покупку электронных устройств возложат на родителей. Для кого-то это станет тяжким бременем. Но кто-то рассудит: гаджет семейному бюджету не помеха. Ребенку гораздо интереснее смотреть фото и видео, слушать записи, а не просто листать бумажные учебники, которые, кстати, тоже обходятся в круглую сумму каждый год. Носить на все уроки один планшет из года в год удобнее, чем постоянно закупать учебники, атласы и таскать тяжелый рюкзак.

Как бы там ни было, для начала методистам предстоит разработать и апробировать электронные учебники, убедиться, что детское здоровье от них не пострадает.

Если бумажные учебники оценивает Федеральный экспертный совет, то с электронными сложнее. Обычная PDF-версия учебника, повторяющая его содержание, автоматически получает «путевку в жизнь». Но если это новый образовательный ресурс, созданный с помощью медийных инструментов, на него должна быть новая стандартизация, объясняет проректор ВИК-ПРО по информатизации Виктория Полякова.

- Весь мир использует электронные ресурсы, и образование не имеет права отставать. Гаджеты должны прийти в школу, сомневаться в этом может только ретроград, – говорит Виктория Полякова. – Дети чувствуют себя в цифровом мире, как дома. Например, учителя географии уже используют гугл-карты, когда ребенок через спутник может посмотреть любую точку мира, может гулять в виртуальной реальности по Франции и любоваться достопримечательностями. Электронный учебник позволяет реализовать системно-деятельностный подход: ребенок сам активно работает с информацией. Но надо дозировать виртуальную реальность, быть осторожным.

Нормативно-правовая база по электронным учебникам еще в разработке, поясняет Виктория Полякова. Когда появится госзадание, очевидно, будут разработаны спецкурсы для учителей на базе ВИПКРО, где педагогов научат, как работать с новыми ресурсами. Учителей давно обучают новациям, а в школах уже применяются информационные технологии. Это еще не электронные учебники, но шаг на пути к ним. Например, гимназия № 23 г. Владимира применяет электронные дневники и журналы. Ряд учреждений образования округа Муром – девайсы. Внедрять девайсы планирует и школа №2 Гусь-Хрустального.

Без шелеста страниц
Учителя открыты новациям и гаджетов ждут без страха, хотя и настороженно.
- Внедрение электронных устройств – требование времени, – говорит директор Малыгинской школы Александр Самохвалов. В этой школе Ковровского района информационные технологии прижились давно. Шесть лет работает школа дистанционного обучения для старшеклассников – с «обратной связью» в электронном виде, три года ведутся электронные дневники и журналы. Применяются технологии он-лайн тестирования, есть интерактивные доски. – Любое учебное электронное пособие интерактивно, а требование ФГОС как раз и предполагает научить ребенка учиться. Однако классическая книга не должна полностью уйти из школы, инновации должны быть разумны!

- Главное, чтобы соблюдались здоровьесберегающие нормы, – считает учитель русского языка и литературы школы № 39 г. Владимира Людмила Капускина. -Электронные учебники нужны, ведь бумажные устаревают на уровне восприятия. Кстати, некоторые бумажные учебники уже дают ссылки на интернет-источники.

- Многие темы по истории XX века преподавать без использования видеофайлов уже считается непрофессиональным, - говорит учитель истории Бавленской школы Кольчугинского района Ирина Малыгина. – Скажем, тема «Научно-технический прогресс в новейшее время» невозможна без демонстрации первого в истории кинематографа фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда»; невозможен урок о первой мировой войне без марша «Прощание славянки». А известно ли вам, что есть фильм 1965 года, где депутат Шульгин, принимавший в 1917 году отречение императора Николая II, сам рассказывает о том, как это было? Конечно, об этом может рассказать и автор учебника, и учитель, но запечатленный на пленке рассказ очевидца – это погружение в историческое время. Однако хороший электронный учебник сделать так же трудно, как хороший учебник вообще! Считаю, что электронный учебник имеет смысл, когда он насыщен информацией. Тогда по леготехнологии учитель сможет конструировать мультимедийный урок, учитывая особенности класса, потребности каждого ученика, специфику темы.

Учитель английского языка Инна Кутузова работает в школе № 6 г. Владимира более полувека. Педагогам со стажем сложнее перестроиться на новый лад.

- В бумажном учебнике, например, можно подчеркнуть что-то карандашом, в тетради записать на полях. Как это сделать в гаджете? -говорит Инна Кутузова. – Слишком погружаясь в Интернет, ребенок может утратить навык общения. Раньше все общались вечерами во дворе, а теперь в соцсетях. Раньше при встрече с друзьями дети тепло обнимались, сейчас эмоции на втором плане. Все хорошо в меру – у ребенка должно остаться общение «глаза в глаза», живое слово, человеческая теплота.

- Я преподаю литературу. Некоторые ребята носят на уроки планшеты. Удобно? Мобильно? Думаю, да, – рассуждает Людмила Жукова, преподаватель Ковровского техникума сервиса и технологий. – Большинство наших учащихся не приучены читать художественную литературу, предпочитают смотреть фильмы. Но я считаю: электронные устройства не заменят чувства прикосновения к печатному слову, шелесту страниц, уютного сидения в кресле вечером, когда кажется, что ты сам являешься участником событий, описанных автором. Может быть, в силу сво ег о возраста я не мог у представить себе чтение стихов Есенина, Блока, Ахматовой в электронном учебнике, который, как мне кажется, лишен эмоций. Хотя жизнь развивается, и я согласна применять на уроках как электронную, так и бумажную книгу.

Компьютер на завалинке
Электронные учебники должны прийти во все школы. Однако на селе новации, очевидно, будут приживаться сложнее. Покупка гаджетов ударит по карману родителей. Им останется надеяться, что школы сами закупят электронные устройства. Тем более в школах идет модернизация, цель которой – создать и у чителю, и ребенку оптимальные условия и оснастить сельские школы не хуже городских. Правда, параллельно идет процесс оптимизации – закрытия неперспективных школ.

По данным Владимирстата, если на начало 2008-2009 учебного года во Владимирской области было 299 сельских школ, то на начало 2012-2013 года оставалось всего 208. При этом всего в области около 400 школ. С одной стороны, детям стало дальше ездить в школу. С другой, деревенское население сокращается, молодые семьи уезжают в крупные поселки и города, где детям созданы лучшие условия, в том числе образовательные.

Исходя из последней Всероссийской переписи населения, в нашем регионе разница в соотношении сельского и городского населения велика: городских жителей 78%, а сельских 22%. При этом в селах все меньше постоянных жителей. Больше всего во Владимирской области сел и деревень с численностью жителей до 50 человек – 57%. Если в таком селе оставить школу, учеников в ней и десяти человек не наберется. Разумно ли оснащать ее девайсами? В крупном образовательном учреждении с современными технологиями ребенок получит больше возможностей. Да и круг общения будет шире.


Источник публикации: ВИП Новости. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости