Лекарство от бюрократии
26.03.2013 13:10 Рубрика: Общество
Будет сеть МФЦ
Впрочем, во Владимирской области это происходит уже сейчас. Если у людей возникает потребность в какой-нибудь справке или льготе, пора перестать настраиваться на долгое преодоление бюрократических препон. Ведь, по сути, муниципальные и государственные структуры это, строго говоря, те же сервисные службы, оказывающие населению услуги.
Именно такова философия принятого в июле 2010 года закона № 210-ФЗ, который предусматривает создание МФЦ.
Создать сеть МФЦ недешевое удовольствие. Но региональные власти не стали тянуть. Прошло чуть больше месяца после принятия закона, как в Гусь-Хрустальном открылся первый в области МФЦ. Губернатор утвердил областную целевую программу «Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе создаваемых многофункциональных центров во Владимирской области» на 2008-2010 годы». Ее утвердили областным законом № 122-ОЗ от 9 июля 2008 года.
Суть МФЦ в том, что в одном месте человек получает максимум необходимых ему услуг, предоставляемых как различными госструктурами, так и ОМСУ. В комфортных условиях и без проволочек. Федеральные и региональные органы исполнительной власти, ОМСУ заключают соглашение о взаимодействии с ГБУ «МФЦ Владимирской области». Затем действие соглашения распространяется на муниципальные МФЦ. Сейчас с многофункциональными центрами взаимодействуют 4 федеральных ведомства: УФМС, УФНС, ПФР и Росреестр.
- К 2015 году доля населения, которому доступны государственные и муниципальные услуги, предоставляемые по принципу «одного окна», составит не менее 90%, – говорит и.о. председателя областного комитета по взаимодействию с органами федеральной государственной власти и органами МСУ Денис Страх. – Этот показатель определен Указом Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года. Основным инструментом достижения требуемого охвата как раз и являются МФЦ. Поэтому до конца текущего года запланирован запуск центров в Суздале, Александрове, Юрьев-Польском и Петушинском районе.
В планах и создание филиальной сети в селах, ведь в небольших населенных пунктах проживает 35-40% населения региона. А таких поселений у нас более 20 тысяч. Строительство и содержание полноценных МФЦ там нецелесообразно, но для реализации их функций законодательство предусматривает возможность привлечения к предоставлению государственных и муниципальных услуг организаций с развитой филиальной сетью. Например – ФГУП «Почта России». Такой шаг увеличил бы зону покрытия региона пунктами предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Сколько стоит?
Львиную долю затрат на создание МФЦ взял на себя областной бюджет. Например, на создание гусевского Центра всего было направлено более 12,4 млн. Из них региональных денег 10,554 млн рублей. Остальное средства федеральной казны. Гусевское учреждение – единственный МФЦ регионального подчинения, потому и текущие расходы тоже на областной администрации. Деятельность всех остальных МФЦ организуется местными властями. Но деньги на строительство и ремонт помещений для Центров дает региональный бюджет в рамках долгосрочной целевой программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг во Владимирской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением губернатора.
Область несет примерно 80% расходов на создание центров. Остальное добавляют муниципалитеты. Общий объем регионального финансирования по программе 78,816 млн рублей. Так, открывшийся в сентябре прошлого года владимирский МФЦ, обладающий статусом муниципального казенного учреждения и оказывающий гражданам 55 государственных и муниципальных услуг, обошелся областной казне почти в 6 млн. Муниципалитет добавил к этой сумме еще почти 13 млн целковых. Начавший свою работу буквально на днях камешковский МФЦ (предоставляет 50 услуг) обошелся региональному бюджету в 8,6 млн рублей. Район добавил еще около миллиона.
Без волокиты и очередей
Как новая система работает, мы наблюдали в гусевском МФЦ, в ГБУ «МФЦ Владимирской области».
При входе – компьютерный экран с сенсорным управлением инфомат. В меню блоки услуг, в подменю их подробный перечень. В гусевском Центре оказывают 64 вида государственных и муниципальных услуг: миграционной службы, БТИ, по налоговым льготам. Но самые востребованные – те, за которые отвечает райотдел социальной защиты: ЖКУ-субсидии, «детские» льготы. Они же первыми выводятся на экран инфомата. Нажимаем нужную строку, получаем талон на прием, а специалист одновременно получает сигнал, что к нему пришел заявитель. Система сама же и пригласит заявителя подойти к определенному окошку. Люди ждут очереди в комфорте не больше 15 минут – таков норматив по федеральному законодательству.
- У нас среднее время ожидания 4 минуты, – рассказывает директор Центра Геннадий Рыбаков. – Максимально – до 15 минут. Бывает в периоды наплыва посетителей. Тут тоже «сезонность» наблюдается. Но и тогда федеральный норматив у нас выдерживается. Обычно очередей у нас не бывает, хотя за день принимаем до 130 человек. Беспристрастная электронная система автоматически ведет регистрацию заявлений и так же автоматически выдает статистику о соблюдении сроков их рассмотрения. Информационная система каждый день дает анализ роста востребованности той или иной услуги. И мы «переключаем» одно из менее загруженных окон на «горячее» направление.
Даже если посетителю «повезло» попасть в центр в пиковый сезон, то четверть часа ожидания – вовсе не трагедия. Тем более что когда в зале скапливается народ, особенно мамы с детишками, то один из двух больших информационных экранов, отражающих движение очереди, переключают в режим видеопроигрывателя и развлекают граждан мультиками.
Записаться на прием в определенное, удобное для вас время можно по телефону или на сайте Центра. Тем, кому сложно разобраться в новейших технологиях, в Центре всегда помогут. Открыт МФЦ с 8.00 до 20.00 по будням и с 8.00 до 13.00 в субботу, что очень удобно для работающих граждан.
- Цель нашей работы изжить волокиту и очереди, добиться того, чтобы земляки были довольны качеством оказываемых услуг, качеством государства. Чтобы люди себя людьми чувствовали, – излагает свою миссию руководитель. – Поэтому мы все делаем общее дело. У нас не так много сотрудников, и каждый помогает посетителям разобраться с инфоматом, или заполнить бланк заявления по форме, или объясняет, как оплатить госпошлину через банкомат.
А чтобы для уплаты госпошлин при замене, например, паспорта людям не нужно было бегать в работающий банк, руководство МФЦ нашло его само. Убедили установить в помещении МФЦ банкомат со специальной программой, выдающей квитанции нужной формы. Если к заявлению необходимо приобщать ксерокопии документов, то их тоже сделают сотрудники Центра. Бесплатно.
- Раньше пойдешь субсидии на оплату ЖКУ оформлять – в очередях настоишься. Что-то не так оформишь – переделывай по-новой. А как Центр сделали совсем другое дело, – отмечает посетительница Татьяна Михайловна Анисимова. – Я записываюсь по телефону, прихожу, когда мне удобно. За субсидиями хожу, паспорт делала здесь, дочка у меня сюда за детскими пособиями обращается. И отношение здесь очень хорошее к людям. Никто никогда не отказывается помочь.
Пенсионерка Татьяна Афанасьевна Штрокова тоже довольна тем, что в Центре нет очередей. Но еще больше уважительным отношением к посетителям и доброжелательностью сотрудников:
- Забудешь дома очки, так тебе тут помогут заполнить бумаги.
Так что при нормальной организации работы МФЦ пользу приносят двойную: не только качественно выполняют свои обязанности, но и повышают самооценку граждан, возвращают им веру в то, что они не забыты и не брошены, в то, что их проблемы важны для государства. В общем, МФЦ работают на социальный позитив.
Спрос
и предложение
Многое, конечно, зависит и от подхода к делу. Например, в Гусе к перечню обычных для МФЦ услуг добавились и «не обязательные», но весьма востребованные обществом.
- Очень много проблем возникает по сделкам с недвижимостью. И у граждан, и у предпринимателей. Востребована услуга по юридическому сопровождению таких сделок. Мы не только консультируем, но, бывает, и заявления в суд готовим. К примеру, по вопросам перевода жилых помещений в нежилые. Помогаем малому бизнесу, – гордится Геннадий Рыбаков.
Как расширяется перечень услуг? По-разному, поясняет директор Центра. Одна из задач МФЦ мониторинг проблемы очередей в учреждениях. Если его результаты показывают резкий рост спроса на определенную услугу, то начинаются переговоры с соответствующим ведомством о совместной работе и открытии приема граждан на базе МФЦ. А бывает, что инициатива сотрудничества исходит от партнерской организации.
- Гострудинспекция сама предложила нам выездные консультации для работников и работодателей. Постоянного приема они не ведут, и мы придумали схему сотрудничества: как у нас набирается 10 обращений, мы вызываем к нам представителей инспекции и приглашаем на встречу заявителей, – поясняет директор учреждения.
Так же самостоятельно вышла на МФЦ и одна крупная страховая компания, предложившая в Центре организовать замену полисов. Людям удобно. Временный полис они получают сразу в момент обращения.
Итоги работы план по оказанию услуг населению выполняется на 300% с лишним, популярность МФЦ среди граждан растет. Рассчитывали в прошлом году обслужить 9 тысяч человек, а обратилось свыше 27 тысяч. Удовлетворенность качеством обслуживания стопроцентная: нет ни одной жалобы. Финансовая эффективность этой формы общения власти с народом тоже впечатляет. В самом начале деятельности МФЦ себестоимость одной услуги составляла 546 рублей. Сюда входят затраты на содержание Центра, зарплаты сотрудникам, затраты на расходные материалы, технику и оборудование. В 2012 году себестоимость услуги снизилась до 140 рублей. Как раз за счет роста числа заявителей.
Екатерина Носова.
Фото автора.
www.vedom.ru
Источник публикации: ИнформВладимир - Бизнес
www.vladimironline.ru