О выборах ректора ВлГУ: взгляд изнутри
30.11.2012 09:50 Рубрика: Общество
Интерес к выборам ректора Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г.Столетовых продолжает нарастать. В этот процесс пытаются вклиниться определенные внешние силы, не имеющие к вузу никакого отношения, но стремящиеся поставить во главе главного университета области «своего человека». Они пишут письма в Минобразования и РАН, по привычке застойных времен выдавая своё мнение за единственно правильное, и распространяют слухи о том, что какие-то академики разделяют их мнение. При этом они умышленно игнорируют настроения и мнения тех, кто учится и трудится в ВлГУ.Среди профессорско-преподавательского состава немало тех, кто работал при двух, а то и при трех ректорах ВлГУ. В их числе - первый проректор Валерий Григорьевич ПРОКОШЕВ. Его принимал на работу ещё ректор П.А.АНДРЕЕВ. Председатель предметной комиссии по физике, профессор, заместитель председателя научно-методического совета вуза, организатор и декан факультета прикладной математики и физики, проректор, директор инновационно-образовательных программ и, наконец, первый проректор, проректор по учебной работе - вот основные вехи служебного пути В.Г.Прокошева. Какие качества, по его мнению, помогали бывшим ректорам двигать университет вперед и необходимы современному руководителю вуза? «Пришло время руководителей нового образца»А.Г. СЕРГЕЕВА отличали целеустремленность и воля, что было очень важно в «крутые» 90-е годы. Надо было держать вуз, ведь преподаватели разбегались по кооперативам и банкам, по коммерческим вузам. Он инициировал процесс перевода ВПИ из ранга провинциальных институтов в крепкий университет.В.В. МОРОЗОВ продолжил это усиление, в этот период ВлГУ выиграл конкурс инновационных образовательных программ, что позволило укрепить научно-образовательную базу университета. Однако сегодня требования к эффективности деятельности вузов существенно изменились. Эта непростая задача стоит перед новой командой ВлГУ во главе с и.о. ректора А.М. Саралидзе. Стоит отметить, что наш университет успешно прошел мониторинг эффективности государственных вузов и показывает хорошие результаты по пяти основным направлениям деятельности, - комментирует В.Г. Прокошев. - Прежде всего, это образовательная деятельность, затем идут научная составляющая, международная деятельность, финансово-экономические показатели и состояние инфраструктуры. Я считаю, что Анзор Михайлович уделяет должное внимание всем направлениям развития вуза. Сегодня время руководителей старого образца прошло. Давайте обратимся к опыту ведущих университетов страны. Там во главе стоят не ученые мужи, а лидеры менеджмента - те, кто знает законодательство и умеет формировать команду, потому что современное управление - это прежде всего командный процесс. Я вижу, что на данном этапе развития ВлГУ А.М. САРАЛИДЗЕ соответствует этим современным тенденциям. Он работает в управленческих структурах университета уже 11 лет, дольше любого из нас; он - лидер команды, и каждый в ней подобран очень точно. Что касается науки, то, понимая бесспорное ее значение, руководство ВлГУ за сравнительно короткий период провело ряд важных встреч с ведущими учеными Российской Академии наук - директором Института металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова, академиком РАН, заместителем президента РАН, доктором химических наук К.А. Солнцевым, членом-корреспондентом РАН, доктором исторических наук, профессором РГГУ В.П. Козловым, академиком РАН, доктором физико-математических наук, директором Учреждения Российской Академии наук Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта (ИФЗ РАН) А.О. Глико, ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского отделения РАН, доктором исторических наук, профессором Е.В. Анисимовым. На этих встречах обсуждались планы совместных работ с научными центрами РАН. Нужно отметить, что к настоящему времени университет уже выполнил годовой план по показателям научных исследований. Выиграны гранты по федеральным целевым программам и конкурсам ведущих российских и международных научных фондов.И еще один важный момент: поскольку ВлГУ - главный вуз области, его руководитель обязательно должен быть интегрирован в региональные финансово-экономические и политические процессы, знать элиту гражданского общества и лидеров экономики области и страны, быть вхожим во многие двери. Он должен знать «заказ» общества на подготовку кадров, а не почивать на лаврах своих личных достижений. Это раньше вопросы решались «по звонку», а сегодня надо понимать, куда и с каким вопросом можно обратиться, и уметь это делать. Вот почему в вузе большинство поддерживают А.М. Саралидзе.С заботой о конкурентоспособности выпускниковИтак, как было указано выше, успешность учебного заведения определяется по 5 блокам показателей. Когда корр. «М» общался со студентами и преподавателями пединститута ВлГУ, многие сказали: в кои-то веки стало хватать учебных площадей. Действительно, когда А.М. Саралидзе был назначен и.о. ректора, стали решаться и «вечные» инфраструктурные проблемы, ушла в прошлое вторая смена. Среди тех, кто недавно обрел собственные учебные площади и теперь решает массу связанных с обоснованием в новых стенах проблем, - коллектив института экономики и менеджмента. Его директор Павел Николаевич ЗАХАРОВ так прокомментировал мнение Ученого совета вверенного ему института:- Есть две точки зрения на то, откуда берутся успешные менеджеры. Во-первых, из практики работы: когда человек проявил себя в чем-то, его берут «на выучку», и, набираясь опыта, он начинает продвигаться. И второй вариант - когда управление является профессиональной деятельностью изначально, вследствие специального образования и подготовки. Истина, как всегда, где-то посередине, и на Ученом совете мы рассудили так: мы видим, что и.о.ректора - образно говоря, вузовский человек. Здесь он получил и базовое образование, и второе высшее, и кандидатскую здесь же защитил, то есть все этапы прошел в родных стенах, знает все плюсы и минусы изнутри. Признаюсь: когда в 2002-м я начал писать кандидатскую по проблемам управления в сфере ЖКХ, то опирался на его монографию по родственной тематике. Это серьезный исследователь и одновременно практик. Второе, пожалуй, важнее. Судите сами.В 2011-м наш вуз в целом и институт экономики и менеджмента в особенности пережили непростой год. Мы прошли объединение университетов (ВлГУ и ВГГУ), процесс государственной аккредитации по укрупненным специальностям, перешли на двухуровневую подготовку «4+2» (бакалавриат + магистратура), приступили к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов. Вместе с Анзором Михайловичем сегодня продолжаем решать множество хозяйственных задач, связанных с перемещением в здание на ул. Горького, 79, - от замены окон до ремонта крыши и переноса электрооборудования, установки нового силового кабеля и т.п. Отремонтировано 60% учебных площадей. Подчеркиваем: ремонт начался не с кабинетов руководителей, а со студенческих аудиторий. С «нуля» организовано 6 компьютерных классов, мы серьезно продвинулись с мультимедийным оборудованием аудиторий. А предстоит сделать ещё больше, ведь ВлГУ держит курс на признание нас инновационным учебным заведением. В таких условиях опыт управленческой деятельности, «погружение» во все эти процессы - незаменимы. Еще один существенный момент, а для нашего института - ключевой: это умение ректора выстраивать отношения в цепочке «вуз-работодатели». У нас часто пеняют руководителям учебных заведений на то, что готовят не «тех» специалистов. Претензии работодателей на уровне региона так пока ими и не сформулированы; но здесь нельзя сидеть сложа руки и надеясь на авось, наоборот - следует активизировать встречный процесс с учетом того, что после ФГОС обязательно появятся так называемые «профессиональные требования» к выпускникам вузов, и возникнет проблема согласования профессиональных стандартов с запросами работодателей. Тут нужен человек, известный работодателям и интегрированный в их среду, обладающий управленческим мышлением. Только с таким ректором мы можем быть спокойны за конкурентоспособность выпускников нашего института.
Автор:
Автор:
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru