о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Десять веков Успенского собора

15.11.2012 16:00 Рубрика: Общество


В год, когда отмечается 1150-летие российской государственности, уместно напомнить об истории Владимирского Успенского собора, являющегося не только символом православия, но и на протяжении нескольких веков - оплотом единения и укрепления древней Руси. В прошлом году исполнилось 120 лет со дня окончания (в 1891 г.) реставрации этого храма, благодаря которой Успенский собор обрел свой великолепный первозданный облик. В этом немалая заслуга принадлежит нашему земляку Александру Ивановичу Виноградову, протоиерею собора, который являлся непосредственным участником этой реставрации. Им написана книга «История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире», изданная в 1905 году. А.И. Виноградовым были тщательно изучены многие исторические документы и древние летописи. Владимирский Успенский собор первоначально был построен в конце Х столетия. Согласно летописям, его создал князь Владимир при основании города Владимира и назвал в честь святого Успения. Предание говорит, что этот храм построили из дубового дерева, и простоял он 165 лет, пока не был истреблен пожаром.В 1158 г. князем Андреем Боголюбским был заложен белокаменный храм в честь того же Успения Пресвятой Богородицы. Храм был построен очень быстро, всего за два года. Камень для постройки привозили водным путем из Волжской Болгарии и выгружали на берегу Нерли при впадении ее в Клязьму. На этом месте из камня, оставшегося от постройки Успенского собора, была построена церковь Покрова. К строительству Успенского храма было привлечено большое количество мастеров, даже были художники, присланные князю Андрею германским императором Фридрихом I. Тогда он представлял собой немного вытянутый прямоугольник с тремя пролетами, перекрытыми сводами и одним центральным куполом, диаметром 13 аршин, который был покрыт дорогой аравийской красной медью, вызолоченной «парным золотом». Высота храма с крестом составляла двадцать сажень (около 43 м). Все наружные стены состояли из арок, и связны были между собой дубовыми брусьями. Внутри храм блистал серебром и золотом. Двери отделаны дорогим камнем и жемчугом. Внутренние стены собора были расписаны греческими живописцами.  Князь Андрей тратил неисчислимые средства на благоустроение своего детища. Главным сокровищем храма стала чудотворная икона Божьей Матери, написанная по преданию евангелистом Лукою и привезенная на Суздальскую землю из Вышгорода. В день помещения этой иконы в соборе князь Андрей объявил себя единодержавным Великим князем всей земли Русской, город Владимир провозгласил престольным городом, а во вновь построенной соборной церкви утвердил Великокняжеский престол. С этого времени Владимирский Успенский собор и стал главным храмом во всей Русской земле. В нем все великие князья вплоть до Иоана III восходили на престол Великого княжения.Всего 25 лет просуществовал Успенский собор в великолепном своем состоянии. Ужасный пожар, разразившийся в городе, уничтожил множество домов, в том числе сгорело 32 церкви. Пострадал и храм Успения Богородицы, который загорелся сверху. Огонь проник внутрь, в результате чего остались одни обгоревшие стены. Уничтожены были и деревянные связи, храм мог развалиться. Великий князь Всеволод, брат Андрея Боголюбского, при восстановлении храма решил обложить существующий Андреевский храм новыми стенами, и прежний храм оказался как бы в футляре. Образовались просторные галереи, которые впоследствии стали использоваться как усыпальницы почивших князей и святителей. Между новыми стенами и существующим собором вверху было перекинуто несколько арок. Поскольку собор сделался много шире, то Всеволод к массивной прежней главе прибавил еще четыре.  В 1230 г. во время богослужения молящиеся стали свидетелями, когда стены храма содрогнулись, висевшие на них иконы раскачивались словно маятники. Это было землетрясение. Летописец отметил: «Гром был и земля потрясеся». Примерно такая же надпись была обнаружена на медном листе, снятом с одной из глав собора во время его реставрации в 1890 г. Не прошло и 50-ти лет со времени обновления собора, как он снова претерпел ужаснейший урон. Собор вместе с городом был разграблен и опален при нашествии монголо-татарских полчищ в начале 1237 г. В стенах собора было убито значительное количество жителей Владимира, укрывающихся от врага. Среди них Великая княгиня Агафья, супруга Великого князя Георгия, с детьми, снохами и внуками, а также епископ Митрофан. От огня погибло все внутреннее убранство храма. От него остались лишь голые опаленные пламенем стены. После этого некому было восстанавливать и украшать его. В соборе отпевали Великого князя (избранного в Орде) Александра Невского. В годы татарского нашествия этот храм оставался объединяющим центром для раздробленной и плененной Руси, и около ста лет затем имел весьма важное историческое значение, как главный храм столицы. В начале XIV века занимается заря спасительного единодержавия в юной тогда Москве. С возвышением Москвы Владимир постепенно утрачивал свое прежнее значение, с ним вместе утрачивал свое значение и соборный храм. Закрыта была и Владимирская епархия. Хотя Великие князья и митрополиты имели пребывание в граде Москве, но сердца их были обращены к святыне древней. Там был чудотворный образ Пресвятой Богородицы, там были погребены их приснопамятные предки. Даже князь Иван Данилович, восходя на великодержавный престол, пожелал эту церемонию исполнить не в Москве, а в знаменитом храме Боголюбского во Владимире. Но все же в 1395 г. икона Владимирской Богоматери переносится в Москву. С этого времени начинается новая эпоха для владимирского собора, он начал пребывать в тени и забвении. Время от времени московские князья, правда, заботились о благолепии древнего святилища. Он получает от них подарок - икону Божьей матери, но написанную уже заново рукой Московского митрополита Петра. Кроме того во Владимир посылаются известные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Иконников для росписи стен храма. Эти художники, согласно летописи, начали расписывать храм 25 мая 1408 г. и по прежним чертам восстанавливали и обновляли стенопись внутри всего собора, как в постройках Андрея Боголюбского, так и в пристройках Всеволода.Но не прошло и пяти лет, как Успенский собор снова подвергся очередному разорению во время нападения татарских полчищ Талича. Храм не пострадал от огня, но был очередной раз опустошен внутри. И обедневшие жители павшего Владимира не могли его восстановить. Собор начал быстро разрушаться. Кровля истлела, в стенах образовались огромные трещины, стекла были выбиты, а в самом храме «птицы вили гнезда»… Появилась угроза разрушения всего здания. И в таком состоянии эта древняя святыня находилась около двух веков. В 1448 г. собор был посещаем царем Иваном Грозным во время его похода в Казань. Царь долго молился в храме, стоя у гробниц своих великих предков.И только в начале XVIII века соборный владимирский храм опять начал привлекать к себе внимание. Началось это, как говорит предание, когда были открыты нетленные чудотворящие мощи князя Георгия и сына Андрея Боголюбского князя Глеба. После этого как от частных лиц, так и от местных властей стали стекаться средства для восстановления храма. Например, на средства стольника Григория Племянникова был возобновлен иконостас, а также начато строительство наружных подпорок стен. Требовался ремонт крыши, т.к. сгнили деревянные стропила, от сырости стало повреждаться старинное стенное письмо. Была создана комиссия для определения объема работ по восстановлению храма. На восстановление устройства железных связей в сводах и другие поправки была составлена смета и отпущена сумма 3151 руб. 8 алтын и 2 деньги соборному протопопу Якову Головашкину из средств Св. Синода.Подряд на работы взял крестьянин Ново-Александровской слободы деревни Авксентьевой Яков Буев. Он должен был построить над церковью крышу из сибирского железа «взагиб» на железных стропилах, произвести каменную и кирпичную починку снаружи и внутри храма, выполнить другие работы. Наблюдать за ними был назначен отставной капитан Иван Крупенин. Церковное руководство от надзора отказалось. Все работы были окончены в 1734 г.После этой перестройки собор представлял собой уже другой вид. Вместо прежнего покрытия (над каждым сводом) устроена была общая крыша. Она оказалась весьма обширной и тяжеловесной. Под стропила на западной стене Андреевского собора была подведена целая стена из кирпича, а также установлено множество железных подставок. Оказавшиеся под крышей окна заложили кирпичом. Храм был предохранен от дальнейшего разрушения.В 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны во Владимире открылась епископская кафедра, на которую был определен архимандрит Платон (Петрункевич). В 1767 г. Успенский собор на пути из Казани посетила императрица Екатерина II. Увидев, что храм обветшал и беден украшениями, по возвращению в Царское Село велела отпустить 14 тысяч рублей на восстановление собора, «чтоб древность сего здания сохранить и поддержать наилучшим образом». На эти деньги был поставлен новый иконостас, отличающийся своею массивностью и состоящий из трех высоких ярусов, украшенный золоченою резьбой. Из древних икон на нем оставлена только копия иконы Божьей Матери, написанная митрополитом Петром - игуменом Ратским. Все новые иконы были написаны владимирским художником Строкиным. На месте, где во время богослужении стояла Екатерина II, устроили позлащенный балдахин, поддерживаемый колоннами. Балдахин поставлен на двух львах и двух китах, а внутри него установлено золоченое кресло. Старый древний иконостас нашел себе место в церкви села Васильевского Шуйского уезда Владимирской губернии. Туда был перевезен средний его ярус (остальная часть не уцелела).При благоустройстве собора было принято решение сделать заново стенную роспись, поскольку древнее греческое письмо, обновленное в своё время Рублевым и Иконниковым, обветшало и не соответствовало стилю письма новых икон. Митрополит Иероним распорядился древнюю стенопись закрыть новой живописью в одинаковом стиле с иконами иконостаса. В 1771 г. был учрежден крестный ход в Кафедральный собор из Боголюбовского монастыря с чудотворной Боголюбовской иконой Божьей матери по случаю избавления жителей г. Владимира от свирепствовавшей в нем в этом году моровой язвы. А через пять лет была построена каменная соборная часовня.Интересно, что в соборе в архиерейском хоре пел 11- летний мальчик, которого действующий в то время епископ Виктор благословил носить при служении его посох. Этим мальчиком был будущий государственный деятель России Михаил Сперанский.В начале XIX века в соборе вновь начинаются строительные работы. Строится новая колокольня, вместо белокаменной, которая в 1806 г. была поражена ударом молнии. Старая была шатровая и находилась на 7 саженей северо-западнее от вновь построенной. В 1812 г. произошло знаменательное событие. При нашествии Наполеона на Москву на временное сохранение из столицы во Владимир была перевезена икона Владимирской Божьей Матери (оригинал) вместе с иконой Иверской Божьей Матери.В 1857 г. в храме было проведено торжественное богослужение в честь 700-летия существования Успенского собора. Оно было приурочено ко дню смерти основателя собора, князя Андрея Боголюбского, а в 1861 г. именно в Успенском соборе была объявлена свобода крестьян от крепостной зависимости. В 1864 г. епископом Феофаном были проведены работы по сносу внутренних кирпичных стен собора. Таким образом, был уничтожен малый теплый Георгиевский храм, и внутренний облик собора стал выглядеть значительно просторнее.И все-таки от времени собор ветшал и разрушался. Кроме того, вид собора после неоднократных его укреплений и переустройств совсем потерял свой первоначальный облик и выглядел несуразным и убогим. Как пишет А.И. Виноградов: «Наружный вид собора был тогда в не лучшем состоянии. Колонны и полуколонны его были полуразрушены, рельефные на стенах собора изображения сбиты, а иные замазаны известью. На месте бывших узких продольных окон, во многих местах устроены были большие широкие окна, исказившие византийскую архитектурную красоту….» Кресты на всех пяти главах едва держались от ветхости, а один из них 15 января 1882 г. сломало бурею.(Продолжение следует). Фото из книги А.И.ВиноградоваАвтор: Борис ГИЛЯРЕВСКИЙ

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости