о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

«Я видел подорванный «Новороссийск»

23.10.2012 08:50 Рубрика: Общество


Писать о ней стали только в годы горбачевской гласности, хотя  к однозначному ответу о причинах аварии так и не пришли до сих пор. 


Верный читатель «М», выписывающий ее с первого номера и до наших дней, Владимир Кольцов проходил службу на Черноморском флоте в 1957 году. И он  своими глазами видел полузатонувший и лежащий на грунте бухты килем кверху развороченный  «Новороссийск». Как сейчас стоит в его глазах картина: «Корабль лежал в Северной бухте. Дыра в корпусе была метров 20 на 6, и как техник я четко понял и запомнил - края были загнуты вовнутрь. Значит, судно пострадало от внешнего взрыва». Наблюдение матроса отвергает одну из версий аварии  - детонацию боекомплекта линкора.   Интерес к военно-морской тематике 75-летний ветеран пронес через всю жизнь. И в редакцию «М» он пришел с журнальными публикациями - как о «Новороссийске», так и еще об одной севастопольской трагедии. В 1916 года там же и опять при загадочных обстоятельствах взорвался линкор  «Императрица Мария». Историки не исключают возможности немецкой диверсии, но, как с «Новороссийском», - это лишь одна из версий. И она  в чем-то созвучна с гипотезой о причине взрыва бывшего «Джулио Чезаре» - спецоперация итальянских диверсантов-подводников. По странному стечению обстоятельств накануне трагедии с «Новороссийском» вход в бухту Севастополя остался без противолодочных сетей…Это свидетельствует в пользу  версии об итальянских морских боевых пловцах или коммандос на подлодке. Хотя некоторые считают, что «Новороссийск» мог подорваться на мине Второй мировой войны, - после трагедии с линкором их немало нашли на дне севастопольской бухты. Правда, все они оказались с испорченными временем взрывателями…Легендарная военная загадка - только часть замечательного «багажа памяти»  простого матроса Кольцова. Его собственная жизнь по-своему интересна, поскольку  так или иначе впитала в себя историю нашей страны. Уроженец Ленинградской области, он и сейчас помнит, как четырехлетним мальчуганом  в сорок первом году провожал отца на фронт: «Из нашей деревни сразу ушли 15 мужиков, ни один не вернулся домой с фронта…».  В пору взросления пошел Володя учиться в техникум на механика, а потом - трудился в МТС: «Платили тогда хорошо». Пришел срок - призвали на службу, отбор по здоровью был жесткий, годные к морфлоту в «рейтинге» требований шли сразу за летчиками. И ему довелось пойти по стопам старшего брата, моряка из Кронштадта.  В Ленинграде В.Кольцов получил воинскую специальность радиометриста - специалиста по обслуживанию радиостанций. Аппаратура была самая передовая: «Нам говорили: «будете разбираться в телевизорах», а мы у себя в деревне их еще и не видели». Потом его перевели на Черноморский флот, где он и увидел полузатонувший «Севастополь». А впереди еще была служба на Северном флоте - до самого увольнения. Родным домом для него стала плавучая база - крейсер «Кубань». На корабле размещались командование и экипаж подводных лодок. История этого судна тоже любопытна: базу переоборудовали из затопленного на Балтике немецкого корабля.  Служили дружно и интересно: «В месяц раз, а то и чаще обязательно выходили в море. Попадал и в шторма, даже как-то в 11-балльный. Признаюсь: страдал от морской болезни, хотя качку послабей, баллов так в 8, я выдерживал. От морской болезни «лечился» вяленой воблой». Но Заполярье сказалось даже на здоровье крепкого деревенского парня. Через полтора года службы начали проверять у матросов зубы. Владимир обратил  внимание на то, что у не старого еще доктора - железные зубы, и подумал, что уж у него-то, выросшего на свежем молоке и мясе, такого не будет. Но «сталезубый» эскулап поставил парню сразу 6 пломб!За службу матрос второй статьи был отмечен грамотой в честь 25-летия Северного флота и поощрен 45-суточным отпуском. После увольнения пошел учиться дальше, поступив на дневное отделение вуза. А владимирцем он стал после практики на нашем тракторном заводе, где и встретил свою вторую половинку. С ВТЗ связаны 22 года его биографии.Роковые события ХХ века невольно заставили матроса Кольцова еще раз встать в строй. В 1962 году в жаркую пору «карибского кризиса» его вновь вызвали по повестке и направили на переподготовку. Бывший радиометрист на 2 месяца стал специалистом по спецсвязи. Любопытная деталь: после увольнения со срочной службы влюбленный в море Владимир Кольцов пытался устроиться матросом на гражданское судно, чтобы ходить в «загранку», но кадровики сказали «нет» - оказалось, что из-за специфики службы он 5 лет был «невыездным».Но любовь к флоту и по сей день живет в морской душе  Владимира Яковлевича: «У нас была настоящая дружба, увидишь моряка, дашь «краба» (пожмешь руку),  сразу чувствуешь - свой».Он до сих пор бодр и активен, до поздней осени трудится на родной даче на станции Карякинской. А в день ВМФ надевает тельняшку и идет гулять по Владимиру. Молодые ребята-«мореманы» дивятся такому «деду»!Фото из семейного архива Владимира Кольцова. 
Автор: Виталий КЕПИН.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости