Энциклопедия «Русской Ломбардии»
19.10.2012 11:40 Рубрика: Общество
Летописи умолчали, почему князь Юрий Долгорукий вдруг отказался от практики строительства храмов и дворцов из плинфы и перешел на белый камень. Александр Скворцов объясняет это политическими событиями того времени. При стремлении князя Юрия взять под свою власть все русские земли он не мог привлечь строителей из враждебного Киева. В тот же период укрепились связи Залесья с галицким князем Владимирком и европейским миром. Так на Ростово-Суздальскую землю пришли белокаменные постройки западного образца, и возводить их помогали артели из империи Фридриха Барбароссы. Когда после кончины Юрия в великокняжеские права вступил Андрей Боголюбский, самыми искусными и модными архитекторами на Западе были мастера из только что присоединенной Фридрихом к своим землям Ломбардии. На постройках Андрея Боголюбского, обращает внимание автор книги, налицо все приметы романского стиля. «Вот почему Владимирский край можно назвать «Русской Ломбардией», - приходит к выводу автор.Реставрационные работы позволяют опытному специалисту увидеть тончайшие нюансы в истории строительства и дальнейших преобразований памятника. Академику Скворцову удалось точно определить происхождение строительного материала, из которых были построены соборы и Золотые ворота, - белый известняковый камень был добыт в георгиевских каменоломнях Меленковского района. Летописные же сведения, что камень привозили «из Болгар», по предположению автора книги, объясняется проживанием на Оке татар, называемых болгарами.Одно из открытий в ходе реставрационных работ - традиции наружной росписи белокаменных храмов. Сохранились ее фрагменты на своде Золотых ворот, на бывших прежде внешними стенах Успенского собора, позднее расстроенного по периметру, на Георгиевском соборе в Юрьев-Польском, на Рождественском в Суздале. Снимая слой за слоем поверхность камня, А.Скворцов обнаружил цветные фрагменты украшения храмов. Так, узорчатые рельефы Дмитриевского собора выступали белыми рисунками на цветном фоне стен. В книге содержатся иллюстрации со старинных литографий, на которых дворцовый храм князя Всеволода весь точно в пряничной раскраске. Белокаменное зодчество в Ростово-Суздальском княжестве расцвело и сошло на нет за короткий период в восемьдесят лет - после смерти Всеволода Большое Гнездо между его сыновьями начались раздоры, и им было не до строительства, а вскоре Русь захватили монголо-татары. Александр Скворцов подробно описывает дальнейшую судьбу памятников, историю их научной реставрации. В особую главу выделен период, когда творческий коллектив «Владспецреставрации» добился включения семи памятников XII века в список культурного наследия ЮНЕСКО.Академик Скворцов выражает свою позицию по поводу реставрации и содержания нашего культурного наследия как сторонник не новоделов, а применения современных технологий в воссоздании и сохранении памятников. Свое особое мнение известный реставратор высказал и по поводу последнего окультуривания историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг»: «Мне представлялось, что самое главное… - не урбанизировать среду, даже в деталях, даже в самых малейших проявлениях. Здесь Природа и Храм - слишком трепетная гармония. Поэтому с полным недоумением и огромным сожалением констатирую, что недавно спиленная многовековая роща возле храма Покрова на Нерли и уже проложенная к его подножью автомагистраль никак не способствуют сказанному».Книга, изданная на средства президентского гранта, богато иллюстрирована и представляет интерес для читателей широкого круга.
Автор: Кира МАРТОВА.
Автор: Кира МАРТОВА.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru