Муромский северный путь
16.10.2012 12:00 Рубрика: Общество
Яхта «Гранд» под управлением А.А. Рыгина дошла до Рязани, яхта «Диамант» Б.В. Нарбекова побывала на ежегодных Алексеевских гонках, проводимых на Горьковском море. Но самый дальний поход, на Белое море и Соловецкие острова, осуществила яхта «Норд» и ее капитан Сергей Сидельников. Муромский яхтсмен Сергей Сидельников в походе дальностью почти пять тысяч километров испытывал не только свои возможности, но и надежность судна.Яхтенный спорт считается привилегией состоятельных людей. А муромские яхтсмены - самые обычные граждане. «Вот смотрите, - рассказывает Сергей Николаевич, - яхту я сделал сам, при помощи друзей, конечно. Мотор собрал из двух, уже отслуживших свой век. Продуктовые запасы мы с женой начали создавать еще с зимы, когда стало ясно, что походу быть. Единственное, что я могу себе позволить, в отличие от остальных, - не работать, потому что на профессиональной пенсии с 40 лет. У нас в яхт-клубе нет бизнесменов или олигархов. Обычные люди: рабочие, инженеры, врачи. Большинство яхт также или сделаны своими руками, или в их реконструкцию столько вложено, что можно считать самодельными. Поэтому помощь администрации Мурома и Муромского отделения ДОСААФ, Юрия Юрьевича Калинина была очень кстати. Нам дали продукты и горючее для похода».То, что до Белого моря можно дойти по внутренним водным артериям, Сергей Николаевич знал только теоретически. Разработал маршрут: Муром - Нижний Новгород - Горьковское водохранилище - Кострома - Ярославль - Рыбинское водохранилище - Череповец. Затем по Волго-Балтийскому каналу и реке Сокол в Вологду, по реке Сухона до Котласа. И в конце Северная Двина, по ней до Архангельска. Через Двинскую губу в Белое море. То, что это самый серьезный отрезок пути, было ясно еще на берегу. Через него надо было дойти до Соловецких островов, о которых давно мечтал, особенно побывать в том месте, где Петр Первый строил корабли. Вместе с капитаном его бессменный матрос Игорь Волков. До Ярославля команду сопровождала жена Сергея - Надежда. Вообще, в этом уникальном походе участвовало несколько человек. От Вологды до Котласа, сменяя один другого, несли свою вахту на борту двое друзей капитана, а уже на обратном пути, у Череповца, присоединился еще один муромский яхтсмен - Олег Крайнов. Желающих поучаствовать могло быть и больше, но яхта очень маленькая, вместимостью не больше трех человек. «Когда мы пришвартовались в архангельском яхт-клубе, - вспоминает Сергей Николаевич, - нас не сразу и заметили. В основном там были большие парусные суда. Все очень удивлялись, как мы на такой маленькой яхте прошли столько тысяч километров. Не смогли поучаствовать в Соловецкой регате, потому что соревноваться было не с кем - все яхты были большего водоизмещения». Размеры посудины не самая главная трудность, с которой пришлось столкнуться путешественнику. «Очень сложный участок пути, - рассказывает Сергей Сидельников, - был по реке Сухона, впадающей в Северную Двину. Река мелководная, каменистая и очень быстрая. Пришлось лавировать почти 300 километров пути. Сухона нас очень сильно вымотала».Но настоящие опасности подстерегали уже в Белом море. С первой попытки пересечь его под прямым углом не удалось - дул сильный ветер, и при имеющихся парусах идти было просто опасно. «Хорошо, что выручили новые друзья, - продолжает свой рассказ яхтсмен, - и предоставили лоции. Вообще, все, с кем приходилось общаться, очень удивлялись, что мы идем без лоции». Путешественники очень удивились тому, что в Белом море водятся медузы. Одна из них на протяжении долгого времени сопровождала яхту. Вместо того, чтобы идти под прямым углом на Соловецкий архипелаг, яхтсменам пришлось выбирать более безопасный путь. Капитан Сергей и матрос Игорь очень ждали встречи с Соловецким монастырем. «Я был здесь очень давно, когда архипелаг еще не стал таким излюбленным местом для туристов. Мне хотелось побывать на дальних островах, может быть, в скитах. Но я не учел, что это пограничная зона и здесь все свои передвижения следовало согласовывать с военными. Если бы не это, можно было «проводить» две яхты, которые направлялись еще севернее, к местам знаменитой экспедиции Седова, которой в этом году исполняется сто лет.Вообще, этот поход был богатым на юбилеи. Самый главный из них - 1150-летие Российской государственности и со дня рождения любимого Мурома. Чему, собственно, и был посвящен поход. Юбиляр в этом году и ДОСААФ, один из спонсоров похода. В этом году эта организация отмечает свое 85-летие. И еще в этом году отмечается 100-летие парусного спорта, когда наши яхты впервые приняли участие в олимпийских играх. Фото из архива путешественников.Автор: Людмила Кузнецова.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru