Адаптация студентов-инвалидов в вузе
09.10.2012 16:30 Рубрика: Общество
Опыт реализации проекта, поддержанного Российским
гуманитарным научным фондом, в Муромском институте
Проблемы высшего образования инвалидов получили широкое обсуждение не только в общественных кругах, но и в научном мире. Проводится немало исследований на эту тему, как за рубежом, так и в России. Особое внимание на себя обращают Саратовская и Московская области, где уже плотно сформировались научные коллективы, изучающие положение инвалидов в сфере образования.
В нашем регионе инвалидов тоже немало, а, стало быть, и вопросы высшего образования, адаптации студентов-инвалидов к среде учебных заведений не менее значимы для Владимирской области. В рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проводится исследование проблем адаптации инвалидов в вузах, а также мероприятия, направленные на содействие формированию позитивного социального портрета инвалидов, – выставки фоторабот и встречи с представителями общественных организаций.
В Муромском институте (филиале) Владимирского государственного университета сложился коллектив исследователей, интересующихся проблемами социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям высшей школы. В 2011 г. в рамках гранта РГНФ начато исследование на тему «Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности к условиям высшего учебного заведения посредством формирования позитивного социального портрета людей с инвалидностью».
Основные задачи заключались в том, чтобы выяснить, насколько комфортно себя чувствуют студенты-инвалиды в вузах Владимирской области, как относятся к ним однокурсники, что предпочтительнее – совместное (инклюзивное) или отдельное (сегрегированное) обучение, каков социальный портрет инвалида в молодёжной среде и какие качества ему присущи.
Хотя исследование еще не завершено, можно уже сейчас сказать, что определенные проблемы у студентов с инвалидностью во Владимирской области существуют.Прежде всего, это низкий уровень доступной среды – отсутствие пандусов, подъемников. Обращает на себя внимание и недостаток медико-социального сопровождения – отсутствие медицинских комнат в учебных корпусах для получения, казалось бы, элементарной, но необходимой помощи. Согласитесь, нехорошо, когда инсулинозависимый человек вынужден делать себе инъекции где-попало, а не в специальном кабинете.
Нередко из-за отсутствия соответствующих условий для инвалидов студенты без нарушений здоровья считают предпочтительным отдельное обучение, что, казалось бы, вполне логично – «зачем инвалидам мучиться, у нас же ничего не приспособлено для них». Но это лишь одна точка зрения – среди молодёжи немало и тех, кто готов поддержать студентов с инвалидностью, но не всегда знает, как предложить свою помощь, так, чтобы она не была навязчивой.
В процессе исследования было замечено, что образ или социальный портрет инвалидов часто ассоциируется с людьми старших возрастов, нежели чем с молодёжью. Встречается и стереотип молодого инвалида-колясочника, по-видимому, сформированный средствами массовой информации. Кроме того, студенты часто и не предполагают, что с ними в группе обучается инвалид, если его заболевание не выражено внешне.
Видимо в силу того, что проблемы инвалидов долгое время замалчивались, люди без нарушений здоровья не знают, каковы они на самом деле, что инвалид – это не всегда пожилой, не всегда на коляске, не всегда унылый и недружелюбный.
С целью формирования позитивного социального портрета инвалидов в Муромском институте прошла фотовыставка, информирующая о жизни людей с инвалидностью. Материалы были предоставлены активистами Владимирской областной организации ВОИ. На фотографиях запечатлены наиболее интересные и знаменательные мероприятия среди молодых инвалидов – спортивные, творческие и культурно-досуговые. Среди самых ярких – снимки, сделанные на областном туристическом слёте инвалидов «Робинзонада», фестивале интеллектуального творчества «Что? Где? Когда?», молодёжной Школе лидеров молодых инвалидов, спортивно-оздоровительных фестивалях – каждый снимок сопровождался соответствующим пояснением. На выставке были представлены персоналии инвалидов, добившихся успехов в спорте, интеллектуальных соревнованиях, поэтическом творчестве и искусстве.
Посетители выставки признались, что и не подозревали о том, что жизнь с инвалидностью может быть настолько яркой и насыщенной. Оказывается можно танцевать зажигательные танцы, даже если ты передвигаешься с помощью коляски или костылей. Можно профессионально заниматься спортом, имея высокие награды и медали, даже, если у тебя нет рук или ног.
Выставка наглядно продемонстрировала, что люди с инвалидностью творчески развитые и весьма интересные личности, ведь на снимках изображены только веселые и жизнерадостные лица. Подводя итоги, необходимо сказать, что такие мероприятия – необходимы, именно они показывают истинную картину жизни инвалидов, а она, конечно, не всегда радужная, но и не всегда печальная. В завершении статьи хотелось бы выразить благодарность Российскому гуманитарному научному фонду за предоставленную возможность реализации проекта, активу Владимирской областной организации ВОИ, сотрудникам вузов, в которых осуществлялись исследовательские процедуры, за плодотворное сотрудничество.
Екатерина ВОЕВОДИНА, руководитель проекта,
ассистент МИ ВлГУ, г.Муром
Источник публикации: ИнформВладимир - Наука и образование
www.vladimironline.ru