Старая школа на новый лад
20.09.2012 14:20 Рубрика: Общество
Федеральная образовательная программа «Наша новая школа», стартовавшая в 2011 году, стала главным документом развития среднего образования на ближайшую перспективу. Взяв его за основу, каждая школа разработала свой, индивидуальный план. Какие его пункты удалось реализовать одной из городских, основной? Об этом мы побеседовали с её директором Галиной Матвеевой.
- Галина Владимировна, чем помогла Вам новая программа?
- Самое главное – у нас значительно улучшилась материально-техническая база. Без этого переход на новые федеральные государственные стандарты был бы невозможен.
- Новые стандарты? Объясните, пожалуйста, нашим читателям, в чём они заключаются.
- Обновляется само содержание и методики работы с детьми. Каждому ребёнку нужно помочь стать творческой личностью, открыть способности и таланты, научить не только успешно усваивать знания, но и самому добывать их. И успешно применять в дальнейшем. В этом залог успеха дальнейшей «взрослой» жизни.
- Для «школы будущего» потребуется новое оборудование?
- Внедрение новых методик невозможно без применения информационных технологий. В прошлом году мы установили компьютер, проектор и интерактивную доску в первом классе. С помощью учителя ребята успешно освоились с нововведениями – особенно понравилось им отвечать у «умной» доски. Такое же оборудование мы установили летом и в помещении для сегодняшних второклассников. Интердоску мы приобрели и для четвёртого класса – пусть научатся пользоваться ей в начальной школе, при переходе в среднее звено их и так ждёт много нового. А вот третьеклассникам, чей кабинет оборудован компьютером и проектором, «чудо доску» мы приобретём в следующем полугодии. Тогда к концу учебного года начальное звено будет полностью информатизировано.
Самые маленькие ученики размещены в самых тёплых классах – в старой части здания, построенной в начале прошлого века для реального училища. Даже в сильные морозы там тепло и комфортно.
- А какие обновления ждут среднее звено?
- Автоматизированное рабочее место учителя (компьютер и проектор) мы используем на уроках истории не первый год. Такое же оборудование сейчас установлено в кабинетах русского языка, математики и естествознания.
У нас хороший кабинет информатики, в котором, кстати, удалось заменить компьютеры на новые, современные. С начала учебного года продолжит работу локальная сеть, позволяющая выходить в Интернет не только из компьютерного класса, но и из других кабинетов.
Ещё одно нововведение коснулось библиотеки. Мы раздвинули стеллажи, освободив место для читального зала. Теперь школьники могут приходить туда не только в перемену, но и на занятия – всем классом.
- Переход на новые стандарты наверняка затронул не только учебный процесс?
- Конечно. Перемены коснулись и охраны здоровья учащихся, и организации их питания. В прошлом году наша школа – самая первая в районе – успешно прошла лицензирование медицинского кабинета. Одно из условий получения лицензии – соответствие самым строгим требованиям СанПиНа: наличие отдельных помещений для осмотра и процедур. Под него пришлось выделить одну из классных комнат, установить там перегородку, подвести водопровод. Сегодня оборудование нашего медкабинета соответствует всем требованиям Роспотребнадзора.
- А как изменилось питание?
- Во-первых, школа приобрела новое современное оборудование для столовой – плиту, водонагреватель, жарочный шкаф. Заменили столы и посуду.
А питание стало более разнообразным. Мы пошли навстречу пожеланиям ребят. Сначала попросили их составить для себя примерное меню. Дети отнеслись к этому на удивление серьёзно. Многие из них большую часть дня проводят в школе. У начальной школы – одни предпочтения, у среднего звена – другие. Значит, и блюда различаются. Зачастую поварам приходится готовить и третий «набор» – для старшеклассников. В прошлом учебном году все сто процентов учащихся питались в столовой.
Бесплатным питанием обеспечивается только начальная школа и дети из малообеспеченных семей. Всем остальным даётся совсем небольшая дотация – четыре рубля в день. Но родители охотно сдавали деньги на питание, замечая, что их чада приходят домой не голодными.
Наша столовая небольшая – всего на 80 мест, и ребята питались в две смены. Для этого пришлось удлинить перемены.
- Сколько же всего учеников в школе?
- В прошлом году у нас было 285 детей. В этом – чуть меньше. Мы выпустили два девятых класса – 51 выпускник, из них восемь окончили школу с отличием. Все поступили в учебные заведения, выбранные заранее – колледжи, лицеи, техникумы, продолжат обучение в десятом.
- Галина Владимировна, Вы сказали, что многие ребята проводят в школе большую часть дня. С начальными классами всё понятно – у них продлёнка. А чем заняты ребята постарше?
- Дело в том, что в нашей школе создана группа продлённого дня и для учеников среднего и старшего звена. Чем бесцельно слоняться по улице, пусть учат уроки в школе. Продлёнка нравится и ребятам из вполне благополучных семей. Здесь работают учителя, которые контролируют выполнение домашней работы, занимаются с отстающими, помогают исправить плохую оценку. И не секрет, что сегодня далеко не у всех ребят есть возможность заниматься дома. У некоторых даже стола нет. К таким социально опасным семьям требуется особое внимание. Уже несколько лет Галина Владимировна Новикова, учитель литературы и русского языка, работает по совместительству социальным педагогом. Благодаря её заботам и вниманию классных руководителей, ребятишки из таких семей продолжают учиться. В школе им комфортнее, чем дома.
Группы продлённого дня (а их в школе пять) помогли нам избавиться от второгодников. Где-то родители нанимают репетиторов за плату, а мы «вылавливаем» своих неуспевающих и отправляем на дополнительные занятия – в продлёнку.
- А учителю эта работа оплачивается?
- Учителя поощряются из стимулирующего фонда. А для ребят эти занятия совершенно бесплатные.
- О чём ещё Вам хотелось бы рассказать нашим читателям?
- У нас значительно улучшилось оснащение спортзала. Раньше многого не хватало. Зато сейчас мы почти на сто процентов укомплектованы спортинвентарём. На выделенную сумму -152 тысячи рублей – приобрели всё необходимое для полноценных занятий, от коня до мячей.
Укрепили в этом году и базу трудового обучения: для мастерской мальчиков купили токарный станок для обработки древесины, для девочек – две электрические швейные машинки.
И ещё одна радость! Учебниками мы были обеспечены, но всегда приходилось привлекать на покупку «родительские средства». Папы и мамы приобретали учебники своему чаду, а по окончанию учебного года передавали их по акту в школьную библиотеку. Обновляли небольшой процент: полный комплект стоит от полутора до двух тысяч рублей, а родительские взносы составляли двести-триста рублей. За счёт этого накапливались библиотечные фонды. В этом году на покупку учебников хватило тех средств, которые мы получили из федерального бюджета по программе модернизации. Все наши дети, с первого по девятый класс, получат полный комплект учебной литературы бесплатно.
- Вы недавно закончили ремонт?
- Практически. Косметический ремонт мы ежегодно делаем своими силами: на добровольные пожертвования учителей и родителей. Так вышло и на этот раз. А средства, выделенные по программе, мы потратили на ремонт санузлов. Заменили сантехнику, светильники, сделали кабинки. Спасибо индивидуальному предпринимателю Алексею Коптеву – несмотря на большое количество объектов, разбросанных по всему району, нам он не отказал. Всё успели вовремя сделать.
Оставшиеся средства мы потратили на замену окон в коридоре. Они были в плачевном состоянии. А теперь, посмотрите, какие они светлые и нарядные! И ветер по коридору не гуляет – от него надёжно защищают пластиковые рамы.
- Сегодня школу можно выбирать, и многие родители стараются определить детей именно в вашу, основную. Поделитесь секретом, почему?
- Когда уделяется внимание каждому ребёнку, учебный процесс идёт более качественно. Если кто-то начал прогуливать уроки, это сразу заметно! Мы бьём тревогу и возвращаем беглеца. Вот и весь секрет.
- И всё-таки мне кажется, что имидж школы создают её учителя.
- Коллектив у нас, как и в других школах, укомплектован квалифицированными кадрами: трое учителей награждены почётным знаком «Отличник народного просвещения», двое имеют высшую категорию, тринадцать – первую и четверо – вторую. Пятьдесят пять процентов педагогов награждены грамотами министерства, восемьдесят – областного департамента образования. Без наград пока самые молодые наши кадры, их у нас пятеро. Но я уверена, что и они добьются многого.
У нас добросовестный и дружный коллектив – и техслужащие, и педагоги. Равнодушных нет.
… Здесь ещё по-летнему тихо. Пахнет свежей краской. Глянцево сверкает старинная парадная лестница, ведущая на второй этаж. Августовское солнце освещает длинный коридор, который совсем скоро наполнится гомоном детских голосов.
Вопросы задавала Евгения Карелина.
Фото из архива школы.
Источник публикации: ИнформВладимир - Наука и образование
www.vladimironline.ru