Как депутат горсовета купцом работал
04.09.2012 17:00 Рубрика: Общество
Уже почти месяц в Гороховце известный кинорежиссер Никита Михалков снимает свой очередной фильм по произведениям Ивана Бунина «Солнечный удар» и «Окаянные дни».
Самой большей съемочной площадкой стала главная площадь города рядом с женским Сретенским монастырем и прилегающие к ней улицы, где должны быть запечатлены сцены базара столетней давности. Около 300 гороховчан временно стали артистами - их участие необходимо для массовых сцен. Среди тех, кто на несколько дней «переселился» в начало прошлого века, оказался и депутат местного горсовета, известный в райцентре учитель-биолог и путешественник Андрей Сисейкин. Ему отвели роль степенного купца, благо что борода у него натуральная, да и фигура под стать. Новоявленный Тит Титыч поделился своими впечатлениями сопричастности к великому таинству киносъемок.
- Съемочная группа заранее оповестила весь Гороховец, что потребуются люди для массовки, - рассказал Андрей Сисейкин. - Все желающие - и взрослые, и дети - могли прийти и попробовать себя в данном качестве. Нам подбирали одежду соответственно тем типажам, которые предстояло сыграть. Так я оказался купцом. Правда или нет, не знаю, но поговаривали, что в числе привезенного реквизита оказалось мало бород, поэтому и появился спрос на местных жителей-бородачей. Ремесленников, которые по ходу сценария должны продавать на базаре свои изделия, в Гороховец привезли из соседней Нижегородской области: гончаров, кузнецов, ложкорезов - настоящих, а не подставных мастеров, которые прямо на глазах демонстрировали свое умение. Михалков считает, что у него на съемочной площадке все должно быть по возможности настоящее. Поэтому весь товар на прилавках привозился натуральный, никаких муляжей не было: рыба, мясо, овощи и даже грибы и ягоды - все естественное, прямо с ледника или из леса. Скотину и птицу - коров, овец, кур - для базарных сцен сюда привезли аж из Москвы. Там, оказывается, есть база, где держат специально обученных животных, которые поддаются дрессировке, не пугаются софитов и камер и позируют столько, сколько нужно. Рассказывали, что одна из овец дебютировала несколько лет назад в столичном Большом театре, где в одной из постановок еще ягненком изображала жертвенного агнца. Площадь перед Сретенским монастырем застелили специальным резиновым покрытием, имитирующим брусчатку, на которое навезли земли, сена и даже навоза. Вокруг воздвигли павильоны, прилавки, балаганы, фонари, замаскировали под старину существующие, порой вполне современные дома, на которых появилось множество вывесок, написанных по правилам дореволюционной орфографии - с «ерами» и «ятями».
- Сколько пришлось ходить на съемки?
- Лично мне - четыре дня. Выдали суконный кафтан, шапку и сапоги, в которых и «работал». Получил массу положительных эмоций, узнал для себя много интересного, а еще заработал 2000 рублей - по 500 за съемочный день. Ставка для статиста не изменилась с 2007 года, когда Михайлков снимал у нас вторую часть кинофильма «Утомленные солнцем». Но для школьников и пенсионеров это хорошая возможность подзаработать, тем более что оплата производится даже за те дни, когда по техническим причинам или вследствие непогоды съемки не ведутся. Поначалу приезжало очень много гостей - смотреть на процесс создания фильма. В отличие от прошлого раза, когда путь на берег Клязьмы, где велись съемки «Утомленных солнцем», преграждали несколько рядов охраны, сейчас все гораздо демократичнее и увидеть, как творят кино, мог практически каждый. Любопытно, что я снимался вместе со своими ученицами, перешедшими в выпускной 11-й класс.
- Что приходилось делать под прицелом кинокамер?
- Мне никаких особенных задач не ставили. Надо было просто неторопливо ходить по базару, прицениваться и «покупать» товар. Даже специальный кошель для этого выдали, правда, без денег - до наполнения его старыми монетами процесс натурализма все-таки не дошел. Несколько сцен, где я принимал участие, снимали то со второго дубля, а то и с седьмого. Кстати, одна из камер была установлена даже на монастырской колокольне, которая сейчас как раз реставрируется и покрыта строительными лесами.
- Довелось ли видеть и слышать самого Никиту Михалкова?
- Да, и не один раз. Он, по слухам, живет на своей нижегородской даче. Сюда мэтр приезжает на шикарной иномарке. Никита Михалков и автор сценария кинодраматург Александр Адабашьян постоянно общаются с народом, с массовкой и с артистами. Почти все роли в новом фильме по Бунину играют молодые актеры, малоизвестные широкой публике. Вероятно, это принципиальная установка Михалкова. Во всяком случае, я свою задачу выполнил, и нареканий к моему купеческому облику и поведению не было! А память останется на всю жизнь. Так и буду потом говорить: «Снимался в кино у самого Михалкова»!
Теперь в Гороховце запросто можно встретить рядом с полицейским XXIвека городового Российской империи, а современные дворники соседствуют со своими коллегами столетней давности, причем последние смотрятся как-то более убедительно. В магазинах - не бутафорских, а настоящих -ыыы в центральной части города порой выстраиваются очереди из царских офицеров, чиновников в вицмундирах и форменных фуражках, крестьян в лаптях и церковников в подрясниках и скуфейках, а рядом - тинейджеры в джинсах и гражданки на шпильках. Тут же торговки из числа массовки в прабабушкиных платках и сарафанах украдкой утоляют жажду диссонирующей с благодатью натурпродуктов на киношных прилавках газированной кока-колой.
Ненастная погода затянула процесс съемок. Поначалу испытывавшие эйфорию от столь незаурядного события гороховчане сейчас уже все чаще раздражаются на последствия работы киношников. Центр города после дождей с раскисшими землей, сеном и прочим натуральным мусором превратился в настоящую трясину, которую почти невозможно форсировать, не перепачкавшись. Тем не менее, горожане, хотя и немного ворчат, терпят вынужденные неудобства. Они даже просят режиссера оставить им на память какие-либо декорации, которые уже пользуются популярностью у заезжих туристов.
Помимо центральной площади Патоличева в Гороховце еще запланированы киносъемки на Лысой горе - высокой круче над Клязьмой близ городской окраины, а также у реки неподалеку от Гороховецкого завода подъемно-транспортного оборудования «Элеватормельмаш» - там уже установили временные деревянные мостки. А вот сцены с пароходом, на котором по сценарию приплывают в Гороховец главные герои новой киноленты, режиссер, поговаривают, намерен снимать в Швейцарии, где на каком-то озере якобы сохранилось подходящее судно начала 1900-х гг. - почти ровесник нашей «Авроры». Впрочем, и Бунин свои рассказы, которые сейчас экранизируют, писал в эмиграции на чужбине, поэтому такое смешение «французского с нижегородским» выглядит вполне оправданным и даже имеет определенное символическое значение.
Источник публикации: ВИП Новости. Общество
www.vladimironline.ru