о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Новый учебный год начали с «разбора полетов»

28.08.2012 09:40 Рубрика: Общество


В преддверии нового учебного года во Владимире прошла традиционная августовская конференция педагогических работников области, собравшая более 600 участников.

Фойе «Белого дома» на полтора часа превратилось в современную школу, где дети писали сложные формулы на интерактивной доске, искали ответы во всемирной паутине и даже прибегали к помощи роботов во время урока. На этой «выставке достижений» каждый район счел своим долгом представить, как его школы используют современные информационно-коммуникационные технологии. О новациях рассказал и фильм, открывший конференцию.

От денег — отказались!

Но, прежде чем развить тему новых технологий в образовании, обратимся к старой проблеме — дефициту мест в детских садах. За последние 3 года в ДОУ области дополнительно создано 5200 мест. Но этого -мало. Главная причина сложившейся ситуации, считает директор областного департамента образования Михаил Корешков, — слабая работа отдельных муниципалитетов, допускающих, чтобы здания детсадов занимали самые различные структуры и ведомства. Такая картина наблюдается в Петушинском, Судогодском, Камешковском районах, в Александрове, Суздале и Киржаче. Мало того, регион заложил в областную программу по развитию дошкольного образования на 2012-2015 значительные средства на поддержку территорий, а те от денег оказались!

— Я не могу этого ни понять, ни принять! — возмутился Михаил Корешков. — В 2012-м так получилось в Селивановском районе. Так, судя по проектам бюджетов 2013 года, произойдет в Кольчугинском и Вязниковском районах. А Петушинский район с его очередью в 522 человека вообще отказался участвовать в программе и в нынешнем, и в будущем году!

Призвав к совести местных руководителей, чиновник воззвал и к родителям: «Потребуйте от своих депутатов обеспечить в бюджете 2013 года реальные приоритеты образования! Вместе мы способны решить проблему очередей в детские сады!»

Хорошее и плохое

Наиболее значительные изменения коснулись общего образования. До 87% увеличилась доля школ, имеющих залы для занятий физкультурой и спортом, до 80% — имеющих оборудованные мастерские, до 97% — столовые, до 98% — библиотеки. В школы пришли тысячи единиц нового учебно-лабораторного, производственного, спортивного оборудования, а также оборудования для школьных столовых.

Теперь 92 процента сельских школ благоустроены, вдвое уменьшилась доля учебных заведений, требующих капитального ремонта. Введена в эксплуатацию школа в Энтузиасте Юрьев-Польского района. Первого сентября распахнет свои двери Лакинская школа Собинского района.

Но на этом фоне некоторые территории так и не смогли обеспечить учащимся современных условий обучения. Проблемными оказались школы в Петушинском, Селивановском, Суздальском и Гусь-Хрустальном районах.

Формализм и кумовство

Государственная аккредитация этого года подтверждает стабильный уровень качества образования, соответствующий требованиям госстандартов. Однако уровень территорий по этому показателю все же разный. Скажем, в лидерах — города Гусь-Хрустальный, Владимир, Ковров. В середнячках — Камешковский, Собинский, Селивановский районы. А «качество за гранью», если можно так выразиться, показали три школы области: Сергеихинская и Вахромеевская в Камешковском районе и Шевинская в Ковровском.

Функцию независимой оценки качества образования выполняет ЕГЭ. В схему ЕГЭ включено 13 предметов. Каков же результат? По русскому языку, истории, информатике и английскому последние три года наш регион постоянно прибавляет баллы. По русскому языку, информатике, химии — лидирует. Наконец-то продвинулись математика и биология. Почти в два раза за год увеличилось число стобалльник (до 47), что является очень серьезным достижением и для детей, и для территорий: городов Владимира, Мурома, Коврова, Гусь-Хрустального, Киржачского, Кольчугинского, Петушинского, Александровского районов.

По восьми предметам «двоечников» меньше, чем по России. В то же время доля неуспешных выпускников по немецкому языку, физике, литературе, обществознанию и географии оказалась выше, чем в среднем по России. До конца не снята проблема по качеству преподавания математики.

Еще один критерий качества знаний наших учеников — число обладателей золотых и серебряных медалей. Сегодня в области 488 медалистов — 238 золотых и 250 серебряных. Причем количество золотых медалистов по сравнению с 2010 годом увеличилось почти в два раза.

— Но трудно понять, — удивился Михаил Корешков, — как 52 медалиста по русскому языку и 160 по математике не подтвердили свои знания по ЕГЭ? Это ученики школ № 1, 3, 11, 12, 13 города Александрова, школ № 8, 14, 19, 28, 32 города Владимира, школ № 3 и 9 города Вязники, а также медалисты Великодворской, Курловской № 1, Красноэховской Гусь-Хрустального района, Костеревской № 2, Городищенской, Покровской Петушинского района, Сокольской № 1 Суздальского района.

— Причины можно объяснить, — сделал вывод директор департамента. — Вот они. Отсутствие системных знаний — это у учеников. Завышенная самооценка, заигрывание с родителями — это у учителей. Формализм и кумовство — это у педагогических коллективов. И отсутствие эффективного контроля — у органов управления. Вот как можно понять происходящее. И еще как неуважение к миссии учителя и своих коллег.

Новые кадры для новой экономики

Самый проблемный вектор модернизации — профобразование.

— Пока еще многие главной задачей этой системы видят любой ценой хоть чем-то занять детей, отвлечь от улицы. В итоге в малоприспособленных помещениях с убогой материальной базой готовят их практически в никуда, — говорит Михаил Корешков. — Но досуг детей — это задача дополнительного образования и клубов по месту жительства, а профобразование должно готовить высокопрофессиональные кадры, эффективно конкурирующие на рынке труда, профессия и уровень квалификации которых позволит обеспечить им достойный уровень жизни. Неверно выбранные приоритеты уже привели к тому, что мы начали проигрывать рынок труда гастарбайтерам, и не только из-за дешевизны их рабочей силы. Мы еще не научились четко реагировать на потребности рынка, подстраиваться под потребности работодателя.

Для эффективной подготовки кадров должна быть создана новая материальная база под классические и вновь открывающиеся профессии. Сотни миллионов рублей, привлеченные по нацпроекту в профобразование, позволили преобразить Александровский колледж, Ковровский и Гороховецкий техникумы, модернизировав там всю базу по металлообработке, Никологорский техникум, ставший ключевым в подготовке работников сельскохозяйственной отрасли. Коренным образом преобразился профлицей № 9, создав в союзе с заводом «Автоприбор» уникальную базу по машиностроению и металлообработке.

Большую помощь в деле подготовки кадров оказывают бизнес-партнеры: завод «Автоприбор», завод имени Дегтярева (г.Ковров), который взял под опеку ПУ № 1, компании «Сударь» и «Аскона», эффективно сотрудничающие с ПУ № 16, Гусевский арматурный завод «Гусар», активно помогающий развитию Гусь-Хрустального технологического техникума, Муромский филиал Горьковской железной дороги, шефствующий над ПУ № 10, крупные торговые компании, поддерживающие ПУ № 40. Без системной работы с бизнес-партнерами профобразование обречено на консервацию и последующую стагнацию. Сегодня именно владимирские предприятия — главные потребители кадров для экономики регионов.

— План, то есть госзаказ, — закон. Его выполнение — долг, — подчеркнул Михаил Корешков. — Государственное задание на подготовку кадров будет финансироваться бюджетом в полном объеме, так же, как и содержание материальной базы учреждений. Отсюда: не выполнено государственное задание — нет гарантированных бюджетных денег. Этот принцип уже начал работать в текущем году. Сняты деньги за невыполнение госзадания у авиамеханического, политехнического, химико-механического, суздальского сельскохозяйственного, владимирского аграрного, юрьев-польского педагогического, владимирского строительно-художественного колледжей в объеме 4 млн 800 тыс. рублей.

...Конечно, это лишь часть задач модернизации. За ними следуют новые: в области социальной защиты детства, дополнительного образования, подготовки педагогических кадров, реформирования высшей школы... Задачи сложные. Но никто и не ожидал, что будет легко. Педагоги всегда были настоящими тружениками, встречающими каждый новый учебный год во всеоружии. Только оружие у них мирное — терпение, вера в свою профессию и любовь к ученикам.

Цифры: В прошлом году на модернизацию системы образования области затратили более 200 млн рублей, в нынешнем — в три раза больше! В сентябре прошлого года средняя зарплата учителей составляла 14767 рублей, а через квартал — 16 975 рублей. За счет стимулирующих выплат удалось повысить зарплату и другим категориям педагогических работников, а за счет областного бюджета повышены зарплаты воспитателям детсадов (на 20%) и медперсоналу в системе образования (на 50%).


Источник публикации: ВИП Новости. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости