Суздальская сельская бастилия
20.07.2012 10:50 Рубрика: Общество
Сергей Петрович рассказал, с какими сложностями пришлось столкнуться в процессе работы над книгой. Специальной литературы, научных статей, посвященных суздальской политической тюрьме 1923-1939 годов, не существует. Более того, в начале Великой Отечественной войны весь тюремный архив был уничтожен (в книге приводится акт «о сожжении», датированный октябрем 1941 года). Поэтому целостную картину истории тюрьмы приходилось восстанавливать буквально по крупицам. На презентации, посвященной выходу книги, президент музея Алиса Аксенова напомнила, с каким трудом в конце 60-х годов прошлого века начиналась работа по восстановлению сведений об арестантах, содержавшихся в тюрьме после революции и в период сталинских репрессий. Даже в 1976 году, когда монастырь уже полностью находился в ведении музея, развернутая в отреставрированном тюремном корпусе экспозиция вызвала недовольство спецслужб. Руководство управления КГБ Владимирской области назвало выставку, повествующую о суздальской монастырской тюрьме дореволюционного периода, «непродуманным шагом». Еще бы! Ведь ее посетители могли задуматься о «ненужных и вредных вопросах», касающихся политизолятора, который существовал здесь в 20-30 годы.
Документ жестокой эпохи.
ПРИ ЦАРЕ - ОТСТУПНИКИ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫТюрьма в Спасо-Евфимиевом монастыре, учрежденная в 1766 году по указу императрицы Екатерины II, существовала почти полтора столетия. По разным данным, общее число всех заключенных в ней составило около 400 человек. Свыше 340 их них приходится на XIX век. Первоначально в ней предполагалось содержать достаточно узкий круг лиц - так называемых «безумствующих колодников». Однако вскоре список категорий заключенных существенно расширился, и узниками монастырской тюрьмы стали самые разные люди, неугодные церкви и государственной власти. Отступники от православной веры (сектанты, старообрядцы и др.), политические вольнодумцы, а также несчастные, страдавшие психическими расстройствами. Следует отметить, что к этому времени монастыри, некогда бывшие на Руси носителями культуры и просвещения, в значительной мере утратили эту функцию. Сохранив основное свое назначение - «быть проводниками религиозного мировоззрения» и «черным воинством» в борьбе с уклонениями от официальных церковных догматов. К началу XX века среди братии Спасо-Евфимиева монастыря не было ни одного монаха, окончившего семинарию. Суздальская тюрьма находилась в ведении Синода, и заключенные в ней (как и в других монастырских тюрьмах) содержались в условиях, более суровых, чем каторжники. Свобода передвижения по камере некоторых узников, например, ограничивалась цепями от ручных и ножных кандалов, прикрепленных к стене. А «сумасбродных» арестантов солдаты били палками. В 1821 году за «буйство» в течение месяца находились прикованными к стене за шею отставной корнет Н. Спечинский и прапорщик А. Мещанков. По произволу церковных и светских властей арестанты могли помещаться в монастырь на неопределенный срок или пожизненно. В конце XIX века архангельский крестьянин В.Рахов занимался благотворительностью. Открыл ночлежку для бездомных, детский приют, две столовые, устраивал чтения церковной литературы. Местное духовенство, вероятно, восприняв Рахова в качестве своего конкурента, обвинило его в сектантстве, но судом крестьянин был оправдан. Оправдательный приговор не явился препятствием для заточения его в суздальскую тюрьму на долгие годы по приказу местного архиерея. Заключенными монастырской тюрьмы в разные годы являлись монах-прорицатель Авель, которому приписывается предсказание судьбы династии Романовых и взятие Наполеоном Москвы; известные сектанты К.Селиванов и Н.Ильин; фанатик-старообрядец Ф.Ковалев, заживо похоронивший 25 своих единоверцев; декабрист Ф. Шаховской. Ликвидация монастырской тюрьмы в 1905 году была воспринята обществом как важный шаг в обретении духовной свободы, права на инакомыслие.После революции - верующие и атеисты Немногие знают, что перед октябрьским переворотом в России существовало около 150 политических партий. У нас на слуху только наиболее известные из них: большевики и меньшевики, кадеты, эсеры, октябристы. На самом же деле политических движений было гораздо больше. О том, что стало с их представителями после революции и гражданской войны, весьма емко сказал в 1922 году на ХI съезде РКП(б) один из политических деятелей того времени М.Томский: «У нас много партий. Но, в отличие от заграницы, одна партия у власти, а остальные в тюрьме». Через политизолятор г. Суздаля прошло порядка 200 социалистов: эсеры, социал-демократы - русские и грузинские (арестованные после смещения грузинского правительства меньшевиков), черные униаты, сионисты. В Спасо-Евфимиевом монастыре сидело много троцкистов; известный анархист А.Г.Таратута, расстрелянный по приговору «тройки» в 1937 году. В конце 20-30-х годов подошла очередь и «старой гвардии». Среди арестантов суздальской тюрьмы были опытный большевик, переживший еще царскую ссылку и упоминаемый в трудах Ленина, - Б.М.Эльцин; один из создателей института Маркса и Энгельса - Д.Б.Рязанов; директор библиотеки им. Ленина - В.И.Невский, а также видный партиец М.Н. Рютин, обвинивший Сталина в отходе от принципов ленинизма и узурпации власти. Все они были расстреляны в 1937-м. Узниками тюрьмы особого назначения стали не только политики, но и представители духовенства (в частности, преемник патриарха Тихона - митрополит Петр Крутицкий, приговоренный к высшей мере наказания в 1937 г.), деятели искусства, хозяйственники, ученые. Наиболее известны из последних - экономисты Н.Д.Кондратьев и Л.Н.Юровский; профессор Тимирязевской академии А.Г.Дояренко. Узником суздальской бастилии был православный священник, один из лидеров церковного движения обновленчества, возведенный в сан епископа, архиепископа, а затем и митрополита - А.И.Боярский (дед знаменитого певца и актера Михаила Боярского). В 30-е годы этот популярный религиозный деятель был обвинен в антисоветской агитации, осужден, а затем расстрелян. 20 лет его жена Екатерина Николаевна ничего не знала о судьбе мужа и ждала его, надеясь на чудо. Летом 2009 года внучка Боярского, тоже Екатерина Николаевна, и правнучка - популярная актриса Елизавета Боярская побывали в Суздале в рамках проекта «Моя родословная». Им хотелось найти могилу А.И. Боярского, но после запроса в Управление ФСБ выяснилось, что священник был расстрелян на территории Ивановской области, и точное место его захоронения неизвестно. За монастырской оградой отбывали свои сроки и женщины. «Забитые полукалеки, погибающие от цинги и душевной депрессии», годами не видели деревьев, луны и дождя. «Везде и всегда мы были погружены в отвратительный тюремный запах - дезинфекции, параши, сапог, махорки, грязного больного тела» - пишет в своих воспоминаниях О.Л.Адамова-Слиозберг, которая провела 16 лет в тюрьмах и лагерях и попала в Суздаль в 1939 году на этапе пересылки.Прошлое не отпускаетДиректор Владимиро-Суздальского музея Светлана Мельникова, выступая на презентации книги, заметила, что государство, которое не в состоянии познать и осмыслить свое прошлое, не может рассчитывать на будущее. «Эта книга создана для того, чтобы нам больше не было страшно», - сказала она. Да, вроде бы все осмыслено и осознано, как говорится, на государственном уровне. Уже давно реабилитированы несправедливо осужденные. Но иногда кажется: расставить все точки над «i» невозможно. Как невозможно подвести общий знаменатель под понятие «правда истории».Слишком велики были боль и страдания, выпавшие на долю нашего народа в том, уже далеком, прошлом. И эта боль вошла в нашу генетическую память, въелась вечно свербящей занозой и останется там навсегда. Иначе как объяснить тот неоднозначный, эмоциональный отклик, который вызвала книга у некоторых гостей презентации? Олег Малинин, начальник пресс-службы УФСБ по Владимирской области, получив в подарок экземпляр издания, пояснил, что не хотел бы сегодня оправдываться за то, чего «мы не совершали, но совершали наши предшественники». Но оправдаться все-таки попытался, напомнив: 25 тысяч работников ВЧК, НКВД, ОГПУ были расстреляны в период репрессий. И если другие незаконно осужденные имели хоть малейший шанс выжить, то у людей в форме такой возможности быть не могло. А представитель Владимирской епархии игумен Афанасий Селичев, настоятель Михаило-Архангельского монастыря г. Юрьев-Польский, выступил с критическим замечанием по поводу главы книги «Опальный православный клир», тезисом которой, в частности, стала мысль, что русская православная церковь не принимала советскую власть (а также выступала против прогресса, образования и т.д.) и не была готова идти на компромисс с революционными деятелями. «Мы не считаем, что представители духовенства, которые находились здесь в заключении, были политическими противниками советской власти», - заявил игумен Афанасий. Вот уж воистину - не отпускает прошлое, доднесь тяготеет над каждым из нас…Фото автора.Автор: Татьяна Гордеева.
Документ жестокой эпохи.
ПРИ ЦАРЕ - ОТСТУПНИКИ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫТюрьма в Спасо-Евфимиевом монастыре, учрежденная в 1766 году по указу императрицы Екатерины II, существовала почти полтора столетия. По разным данным, общее число всех заключенных в ней составило около 400 человек. Свыше 340 их них приходится на XIX век. Первоначально в ней предполагалось содержать достаточно узкий круг лиц - так называемых «безумствующих колодников». Однако вскоре список категорий заключенных существенно расширился, и узниками монастырской тюрьмы стали самые разные люди, неугодные церкви и государственной власти. Отступники от православной веры (сектанты, старообрядцы и др.), политические вольнодумцы, а также несчастные, страдавшие психическими расстройствами. Следует отметить, что к этому времени монастыри, некогда бывшие на Руси носителями культуры и просвещения, в значительной мере утратили эту функцию. Сохранив основное свое назначение - «быть проводниками религиозного мировоззрения» и «черным воинством» в борьбе с уклонениями от официальных церковных догматов. К началу XX века среди братии Спасо-Евфимиева монастыря не было ни одного монаха, окончившего семинарию. Суздальская тюрьма находилась в ведении Синода, и заключенные в ней (как и в других монастырских тюрьмах) содержались в условиях, более суровых, чем каторжники. Свобода передвижения по камере некоторых узников, например, ограничивалась цепями от ручных и ножных кандалов, прикрепленных к стене. А «сумасбродных» арестантов солдаты били палками. В 1821 году за «буйство» в течение месяца находились прикованными к стене за шею отставной корнет Н. Спечинский и прапорщик А. Мещанков. По произволу церковных и светских властей арестанты могли помещаться в монастырь на неопределенный срок или пожизненно. В конце XIX века архангельский крестьянин В.Рахов занимался благотворительностью. Открыл ночлежку для бездомных, детский приют, две столовые, устраивал чтения церковной литературы. Местное духовенство, вероятно, восприняв Рахова в качестве своего конкурента, обвинило его в сектантстве, но судом крестьянин был оправдан. Оправдательный приговор не явился препятствием для заточения его в суздальскую тюрьму на долгие годы по приказу местного архиерея. Заключенными монастырской тюрьмы в разные годы являлись монах-прорицатель Авель, которому приписывается предсказание судьбы династии Романовых и взятие Наполеоном Москвы; известные сектанты К.Селиванов и Н.Ильин; фанатик-старообрядец Ф.Ковалев, заживо похоронивший 25 своих единоверцев; декабрист Ф. Шаховской. Ликвидация монастырской тюрьмы в 1905 году была воспринята обществом как важный шаг в обретении духовной свободы, права на инакомыслие.После революции - верующие и атеисты Немногие знают, что перед октябрьским переворотом в России существовало около 150 политических партий. У нас на слуху только наиболее известные из них: большевики и меньшевики, кадеты, эсеры, октябристы. На самом же деле политических движений было гораздо больше. О том, что стало с их представителями после революции и гражданской войны, весьма емко сказал в 1922 году на ХI съезде РКП(б) один из политических деятелей того времени М.Томский: «У нас много партий. Но, в отличие от заграницы, одна партия у власти, а остальные в тюрьме». Через политизолятор г. Суздаля прошло порядка 200 социалистов: эсеры, социал-демократы - русские и грузинские (арестованные после смещения грузинского правительства меньшевиков), черные униаты, сионисты. В Спасо-Евфимиевом монастыре сидело много троцкистов; известный анархист А.Г.Таратута, расстрелянный по приговору «тройки» в 1937 году. В конце 20-30-х годов подошла очередь и «старой гвардии». Среди арестантов суздальской тюрьмы были опытный большевик, переживший еще царскую ссылку и упоминаемый в трудах Ленина, - Б.М.Эльцин; один из создателей института Маркса и Энгельса - Д.Б.Рязанов; директор библиотеки им. Ленина - В.И.Невский, а также видный партиец М.Н. Рютин, обвинивший Сталина в отходе от принципов ленинизма и узурпации власти. Все они были расстреляны в 1937-м. Узниками тюрьмы особого назначения стали не только политики, но и представители духовенства (в частности, преемник патриарха Тихона - митрополит Петр Крутицкий, приговоренный к высшей мере наказания в 1937 г.), деятели искусства, хозяйственники, ученые. Наиболее известны из последних - экономисты Н.Д.Кондратьев и Л.Н.Юровский; профессор Тимирязевской академии А.Г.Дояренко. Узником суздальской бастилии был православный священник, один из лидеров церковного движения обновленчества, возведенный в сан епископа, архиепископа, а затем и митрополита - А.И.Боярский (дед знаменитого певца и актера Михаила Боярского). В 30-е годы этот популярный религиозный деятель был обвинен в антисоветской агитации, осужден, а затем расстрелян. 20 лет его жена Екатерина Николаевна ничего не знала о судьбе мужа и ждала его, надеясь на чудо. Летом 2009 года внучка Боярского, тоже Екатерина Николаевна, и правнучка - популярная актриса Елизавета Боярская побывали в Суздале в рамках проекта «Моя родословная». Им хотелось найти могилу А.И. Боярского, но после запроса в Управление ФСБ выяснилось, что священник был расстрелян на территории Ивановской области, и точное место его захоронения неизвестно. За монастырской оградой отбывали свои сроки и женщины. «Забитые полукалеки, погибающие от цинги и душевной депрессии», годами не видели деревьев, луны и дождя. «Везде и всегда мы были погружены в отвратительный тюремный запах - дезинфекции, параши, сапог, махорки, грязного больного тела» - пишет в своих воспоминаниях О.Л.Адамова-Слиозберг, которая провела 16 лет в тюрьмах и лагерях и попала в Суздаль в 1939 году на этапе пересылки.Прошлое не отпускаетДиректор Владимиро-Суздальского музея Светлана Мельникова, выступая на презентации книги, заметила, что государство, которое не в состоянии познать и осмыслить свое прошлое, не может рассчитывать на будущее. «Эта книга создана для того, чтобы нам больше не было страшно», - сказала она. Да, вроде бы все осмыслено и осознано, как говорится, на государственном уровне. Уже давно реабилитированы несправедливо осужденные. Но иногда кажется: расставить все точки над «i» невозможно. Как невозможно подвести общий знаменатель под понятие «правда истории».Слишком велики были боль и страдания, выпавшие на долю нашего народа в том, уже далеком, прошлом. И эта боль вошла в нашу генетическую память, въелась вечно свербящей занозой и останется там навсегда. Иначе как объяснить тот неоднозначный, эмоциональный отклик, который вызвала книга у некоторых гостей презентации? Олег Малинин, начальник пресс-службы УФСБ по Владимирской области, получив в подарок экземпляр издания, пояснил, что не хотел бы сегодня оправдываться за то, чего «мы не совершали, но совершали наши предшественники». Но оправдаться все-таки попытался, напомнив: 25 тысяч работников ВЧК, НКВД, ОГПУ были расстреляны в период репрессий. И если другие незаконно осужденные имели хоть малейший шанс выжить, то у людей в форме такой возможности быть не могло. А представитель Владимирской епархии игумен Афанасий Селичев, настоятель Михаило-Архангельского монастыря г. Юрьев-Польский, выступил с критическим замечанием по поводу главы книги «Опальный православный клир», тезисом которой, в частности, стала мысль, что русская православная церковь не принимала советскую власть (а также выступала против прогресса, образования и т.д.) и не была готова идти на компромисс с революционными деятелями. «Мы не считаем, что представители духовенства, которые находились здесь в заключении, были политическими противниками советской власти», - заявил игумен Афанасий. Вот уж воистину - не отпускает прошлое, доднесь тяготеет над каждым из нас…Фото автора.Автор: Татьяна Гордеева.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru