В Суздале отметили день Святой Троицы
04.06.2012 16:20 Рубрика: Общество
В Суздале в Музее деревянного зодчества накануне шумно отпраздновали Троицу. По традиции там распахнула свои двери ярмарка ремесел, куда съехались мастера и рукодельницы со всех близлежащих областей - ткачи, резчики по дереву, гончары. Гостей праздника ожидали всевозможные забавы - от прогулок с коромыслом на плечах до традиционных боев на бревне. Однако же особый интерес у зрителей вызывали традиционные обряды - например, хороводы и вождение Колоска.
В позапрошлом веке в деревнях за такими станками девушки круглыми сутками ткали льняные холсты и дорожки, по которым однажды нет-нет, да ступала к ним судьба.
"Девочки, которые ничего не умели, их дразнили "ни ткаха, ни пряха". Девушки работали в основном в светелочках, приходили ребята, посиделки были, интересные истории рассказывали, присматривались, как невесты работают. "Ни тках, ни прях" замуж не брали",- рассказывает музейный смотритель, Зинаида Мельникова.
На Троицу же работать было категорически нельзя. И сразу по окончании утреннего праздничного богослужения начинались шумные народные гуляния. Девушки облачалась в самые лучшие сарафаны, и обязательно надевали березовые венки. К "празднику на макушке лета" береза одной из первых успевала нарядиться в зелень. Никаких премудростей по части плетения нет и не было никогда, говорит Инна. И все-таки ни тогда, ни теперь березовый венок не был просто украшением.
"Девушки плели веночки и выбирали себе таким образом куму, т.е. подружку на целый год. Обменивались веночками или обменивались вот такими ленточками, целовались трижды и таким образом величали березку",- говорит Инна, участница праздника.
Березовые венки подолгу хранили как оберег или, скажем, кипятили в воде, дабы получить лекарственный настой. Также тесно православные традиции переплетаются с языческими разве что в Святках. Всю неделю перед Троицей совершались так называемые "аграрные обряды". И благосклонная природа посылала на землю дождь.
"Это все как бы дань природе и просьба к ней своеобразная о будущем урожае, ну можно сказать и так",- поясняет Алла Зайкова, директор Музея деревянного зодчества.
Впрочем, чаще всего венкам находили другое применение. В этом году музейщики инсценировали обряд прощания с березкой. В былые времена во Владимирской губернии деревце топили, вымаливая у небес богатый урожай. Девушки же отправляли венки по воде с другой целью: утонет – о замужестве можно забыть. А куда уплывет – в той стороне и жених.
В позапрошлом веке в деревнях за такими станками девушки круглыми сутками ткали льняные холсты и дорожки, по которым однажды нет-нет, да ступала к ним судьба.
"Девочки, которые ничего не умели, их дразнили "ни ткаха, ни пряха". Девушки работали в основном в светелочках, приходили ребята, посиделки были, интересные истории рассказывали, присматривались, как невесты работают. "Ни тках, ни прях" замуж не брали",- рассказывает музейный смотритель, Зинаида Мельникова.
На Троицу же работать было категорически нельзя. И сразу по окончании утреннего праздничного богослужения начинались шумные народные гуляния. Девушки облачалась в самые лучшие сарафаны, и обязательно надевали березовые венки. К "празднику на макушке лета" береза одной из первых успевала нарядиться в зелень. Никаких премудростей по части плетения нет и не было никогда, говорит Инна. И все-таки ни тогда, ни теперь березовый венок не был просто украшением.
"Девушки плели веночки и выбирали себе таким образом куму, т.е. подружку на целый год. Обменивались веночками или обменивались вот такими ленточками, целовались трижды и таким образом величали березку",- говорит Инна, участница праздника.
Березовые венки подолгу хранили как оберег или, скажем, кипятили в воде, дабы получить лекарственный настой. Также тесно православные традиции переплетаются с языческими разве что в Святках. Всю неделю перед Троицей совершались так называемые "аграрные обряды". И благосклонная природа посылала на землю дождь.
"Это все как бы дань природе и просьба к ней своеобразная о будущем урожае, ну можно сказать и так",- поясняет Алла Зайкова, директор Музея деревянного зодчества.
Впрочем, чаще всего венкам находили другое применение. В этом году музейщики инсценировали обряд прощания с березкой. В былые времена во Владимирской губернии деревце топили, вымаливая у небес богатый урожай. Девушки же отправляли венки по воде с другой целью: утонет – о замужестве можно забыть. А куда уплывет – в той стороне и жених.
Источник публикации: ВладТВ. Общество
www.vladimironline.ru