Хвостовой разворот к «белому дому»
31.05.2012 08:00 Рубрика: Общество
Глава города Сергей Сахаров высказал напутствие экспертам: «Памятника давно ждут жители и туристы. Мы не ожидали, что проекты будут столь масштабными - стоимость работ составит десятки миллионов рублей». Председатель конкурсной комиссии - заместитель начальника управления архитектуры, главный архитектор города Давид Крамников предложил дать слово авторам, имена которых теперь стали известны.Идею оформления площадки с памятником работы заслуженного художника России Игоря Черноглазова обосновал один из соавторов архитектурного проекта Евгений Усенко: «Масштабы памятника соответствуют личности князя». Белая стела почти пятиметровой высоты с такого же размера всадником отодвинута на 24 метра от линии центральной улицы и расположена возле здания казначейства на насыпной площадке, каскадами спускающейся в сторону Театральной площади. Под искусственным холмом - «подземное пространство», которое, по замыслу авторов, привлечет инвесторов. Евгений Усенко предположил, что инвесторы вложат деньги в строительство, чтобы разместить под землей общественный центр или музей. Скульптор Игорь Черноглазов дополнил, что постамент-стела будет украшен барельефами, повествующими о деяниях князя. У подножия будут обозначены земляные зеленые валы. Фигура князя на коне развернута в сторону театра. Архитектор второго проекта со скульптурой работы Ильи Шанина, почетный архитектор России Яков Борисов изложил присутствующим свое видение новой городской площади. Его решение исходило из посыла объединить несколько окружающих эту территорию разномастных по стилю зданий и придать площади равновесие. Поскольку с главной улицы скульптура все равно не будет восприниматься, Яков Борисов соподчинил монумент архитектурному пространству. Он предложил два варианта постамента для конной фигуры Андрея Боголюбского, в том числе с арочным проемом, в который встроен крест. Постамент развернут параллельно главной улице, чтобы фигура князя выглядела органично и «без опасных ракурсов» с главных осей площади - от Дворянской улицы и с Октябрьского проспекта.Оформление памятника и площади архитектор предложил контрастное, чтобы оно «читалось» издалека и не ущемляло и без того достаточно стесненного пространства. Разбивка площадки группами фонарей на четырех столбах и мощение с диагональным крупным рисунком, зеленые уголки возле светильников сделают площадку уютной и вместительной даже при проведении многолюдных праздников. Яков Борисов предложил визуально соединить новую территорию с Театральной площадью, установив такие же фонари и небольшой фонтан возле театра.Представители Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ) гендиректор Светлана Мельникова и президент Алиса Аксенова высказались с критикой в адрес обоих авторов скульптур («еще один всадник на сундуке») и выразили пожелание, чтобы во Владимире была площадь, где могли бы собираться люди по праздникам. Если территория напротив Театральной площади будет загублена, город лишится последнего шанса. На Соборной площади тесно, Театральная тоже не вмещает достаточного количества народа. Во всех западных городах у молодежи есть место «тусовки» в окружении скульптур и фонтанов, где сидят на ступеньках и общаются подростки и студенты. Руководители ВСМЗ также заявили, что проект подземного пространства вызывает вопросы и что «наверняка под площадью будут одни магазины». Впрочем, они согласились, чтобы под землей была построена парковка для транспорта туристов-индивидуалов.Члены комиссии, представители владимирских проектных организаций Александр Богаченко, Евгения Донец и (очень осторожно) Андрей Быков, равно как и сотрудница управления культуры Наталья Никифорова, склонялись к тому, чтобы признать лучшим вариантом проект Шанина-Борисова. Например, директор ООО «Архитектурная мастерская» А. Богаченко охарактеризовал проект № 1 (Черноглазов и соавторы) как композицию «с провинциальным подходом», а проект № 2 назвал «имперским, с железной рукой организованной площадью - такая площадь может стать украшением даже столицы». Привлекательным по организации архитектурного пространства признала проект Шанина-Борисова и Светлана Мельникова.Перелом в умонастроениях комиссии наступил во время выступления председателя правления Союза архитекторов Владимирской области Владимира Пичугина. «Проект с постаментом поперек не годится, я за первый номер. Второй опасен камерностью и тем, что будет перегорожен Октябрьский проспект», - заявил Владимир Евгеньевич. Еще два члена комиссии, представители историко-краеведческого сообщества Валентина Титова и Александр Тихонов вновь подняли тему исторического лица князя, деталей его плаща и «агрессивности» разворота руки Боголюбского в проекте № 2 в сторону Золотых ворот, а следовательно, нас, владимирцев.Дружно отвергли проект Шанина-Борисова представители московской архитектурно-художественной команды, включенные в состав комиссии. В частности, народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, секретарь Союза художников России скульптор Геннадий Правоторов, почтивший визитом наш город,в том числе, по случаю недавнего юбилея Игоря Черноглазова, обнаружил в проекте № 2 «диссонанс коня и фигуры», но не удержался и добавил: «Как, впрочем, и в проекте № 1». Его коллеги, однако, похвалили постамент проекта № 1 («очень интересный!»). Кто-то в ответ обронил реплику: «Напоминает монумент погибшим воинам и стелу «Полет в космос». Столичная команда одобрила даже «хвостовой разворот» коня с князем в сторону «белого дома» - мол, обладминистрация удалена от монумента, к тому же подобная ориентация имеет прецеденты в столице (конь под маршалом Жуковым обращён хвостом к зданию Исторического музея). В итоге 7 членов комиссии проголосовали за проект Черноглазова с соавторами, 4 - за проект Шанина-Борисова. Выходя из зала, москвичи почему-то бросились к архитектору Якову Борисову. Видимо, его «имперский» проект, отвергнутый во Владимире, украсит Москву или другой город России. Зато у нас будет своя почти Манежная площадь.Фото автора. Автор: Мария МИРОНЕНКО.
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru