о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Авторы проекта споткнулись о конституцию

24.04.2012 08:00 Рубрика: Общество


Обсуждение законопроекта на профильном комитете ЗС было очень бурным, так как юридическая экспертиза показала, что некоторые положения этого документа противоречат федеральному законодательству и даже Конституции страны. В итоге большинством голосов депутаты все же решили пойти навстречу исполнительной власти и рекомендовали областному парламенту принять закон в первом чтении, чтобы затем создать рабочую группу по его доработке. Однако заместитель председателя Законодательного Собрания Ольга  Хохлова (фракция «Единая Россия») полагает, что если приводить законопроект в соответствие с федеральным законодательством, от него мало что останется…Как известно, 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым полномочия по организации первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи, ранее возложенные на органы местного самоуправления, были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом,  федеральные власти решили вернуться к  системе управления отраслью, которая существовала раньше, - чтобы ответственность за состояние здравоохранения несли  лично главы регионов  и соответствующие департаменты, чтобы в каждом субъекте Федерации существовала единая система организации медицинской помощи. В  муниципалитетах новый закон восприняли по-разному: бедные сельские районы были только рады передать регионам ответственность за организацию медпомощи, поскольку у них не было ни материальных средств, ни кадровых ресурсов. А вот крупные города не горели желанием отдавать «наверх» полномочия вместе с объектами собственности и бюджетным финансированием. Так что власти ряда регионов (первой это сделала Свердловская область) после вступления в силу нового закона охотно пошли навстречу инициативам своих региональных столиц и других крупных городов, которые попросили делегировать им обратно полномочия, уже переданные на уровень субъекта Федерации. Очевидно, что это было облегчением и для областного руководства, которое таким образом возвращало муниципалитетам часть возложенной на него нагрузки. С подобной инициативой при поддержке Законодательного Собрания выступило после Нового года и руководство г. Владимира.- Мы,  разговаривая и с губернатором, и с В.Безруковым, предлагали именно так и сделать,  - рассказывает Ольга Хохлова. - То есть выполнить федеральный закон.  А затем делегировать полномочия тем муниципалитетам, которые имеют достаточно ресурсов, чтобы их исполнять. А если они не будут справляться, мы всегда сможем вернуть полномочия субъекту. Однако руководство региона эту инициативу не поддержало. Директор областного департамента здравоохранения  Владимир Безруков еще осенью прошлого года заверял Законодательное Собрание, что  ситуация после передачи полномочий на региональный уровень изменится только к лучшему. В частности,  жители пригородов смогут пользоваться услугами владимирских больниц, и, например, скорую помощь в поселок Вяткино уже будут вызывать не из Судогды, а из Владимира. Руководитель облздрава  обещал также, что в поликлиниках не станет очередей, что на прием к специалистам будет введена электронная запись.Но  за четыре неполных месяца  нынешнего года, прошедших после передачи полномочий,  особых изменений к лучшему в организации здравоохранения жители области пока что не заметили. Электронная запись так и осталась для большинства населения  красивым обещанием - да и возможна ли она вообще сегодня в сельской местности?  Не удалось избавиться от очередей и в  областной больнице - где, кстати, уже сейчас заканчиваются все квоты на бесплатное обследование на высокотехнологичном оборудовании. Это значит, что  до конца года население будет проходить обследование только за деньги. А цены на платные услуги здесь, надо сказать, весьма внушительные. Кроме того, недавно из-за отсутствия кадров возникла угроза закрытия   роддома в Вязниках. - Сегодня туда вахтовым методом ездят на работу врачи из Владимира, - с тревогой рассказывает Ольга Николаевна. - Многие из них вынуждены были оформить отпуск на основной работе, чтобы не нагружать себя дополнительно. А ведь во Владимире со специалистами по родовспоможению тоже непросто, есть и кадровые проблемы, и зарплаты у них небольшие.  К нам поступает  информация о том, что в Вязниках вообще не осталось специалистов по гинекологии, и эта служба на грани закрытия. Тогда это катастрофа… 


Прежде, напомнила Ольга Хохлова, муниципалитеты находили возможность за счет других статей бюджета выплачивать надбавку медикам, чтобы удержать специалистов. Возможно, критическая ситуация в Вязниках возникла и потому, что город перестал им доплачивать. Ведь средств на это в областном бюджете предусмотрено не было - просто  область попросила учреждения здравоохранения изыскать возможность выплачивать эти надбавки из собственных бюджетов. Но далеко не каждая больница, тем более районная,  имеет для этого необходимые материальные резервы. Было закрыто также родильное отделение в Суздале. Теперь часть жительниц района едут рожать во Владимир, часть - в Иваново. И уже четверо малышей появились на свет прямо в машинах скорой помощи. Правда, владимирская «скорая» теперь действительно ездит по вызовам и в Вяткино, и в Боголюбово. Но нередко бригады прибывают со значительным опозданием и к горожанам, и к жителям пригородов. Ведь расширив сферу обслуживания для «скорой», областные власти не позаботились о том, чтобы обеспечить эту службу дополнительными транспортом и кадрами. А у нее и так вместо положенных по нормативам 34 машин имеется всего 17…В общем, оценивая перечисленные факты, можно прийти к двум выводам. Либо руководители областного здравоохранения переоценили свои организационные способности и приняли на себя неподъемную ношу. Решили, так сказать, что проблемы утрясутся сами собой. Либо они хорошо понимают, что делают - и значит, экономия бюджетных средств и развитие платной медицины их заботят больше, чем обеспечение населения доступной и необременительной для его кошельков врачебной помощью. На подобные мысли наводит и упомянутый выше губернаторский законопроект о полномочиях органов МСУ по созданию условий для оказания медицинской помощи населению, подготовленный еще в середине февраля. Кстати, в финансово-экономическом обосновании к проекту закона В. Безруков пишет, что его принятие не потребует выделения дополнительных средств областного бюджета.  То есть иными словами: полномочия берите, а на деньги под их финансирование не рассчитывайте… При этом и финансово-экономическая, и юридическая экспертизы законопроекта, как уже было сказано, выявили его несоответствие Конституции РФ и федеральному закону по ряду пунктов. В частности, согласно ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации не входит установление полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения. Эти полномочия устанавливаются федеральными законами, а также уставами муниципальных образований. Кроме того, перечисленные в законопроекте функции органов местного самоуправления не вполне согласуются с перечнем вопросов местного значения, установленных Федеральным законом № 131. А попытка возложить на органы МСУ полномочия по завершению за счет местных бюджетов строительства объектов здравоохранения, начатого до передачи организации медобслуживания с муниципального уровня на региональный, является прямым нарушением Бюджетного кодекса, поскольку толкает местные власти на нецелевое расходование средств. Ольга Николаевна выразила полное согласие с предположением, что областная власть пытается переложить часть ответственности на органы местного самоуправления, не обеспечив их материально:-  Понимают, что не справляются со свалившимся на облздрав объемом полномочий - так пусть проблемы решают муниципалитеты. И одна из главных нерешенных проблем на сегодня  - это судьба перинатального центра во Владимире. Теперь область пытается, в нарушение законодательства, достроить его за счет средств муниципалитета. Конечно, городские власти болеют душой за этот долгострой. И мы, депутаты Законодательного Собрания,  пытаемся каждый год выделить из областного бюджета деньги на его завершение. А теперь, когда он передан на уровень субъекта Федерации, самое время пересмотреть областной бюджет и найти средства на это. В результате выиграют все - и город, и область. В целом же возникает впечатление, что вся эта суета с новым законопроектом затеяна в основном для того, чтобы понудить руководство города Владимира достроить многострадальный перинатальный центр. В сегодняшних ценах на эти цели нужны десятки миллионов рублей, и сумма с каждым годом только увеличивается. Что же касается самого законопроекта - по мнению вице-спикера ЗС О.Хохловой, если его приводить  в соответствие с федеральным законодательством, то от него в итоге останется только последний пункт статьи 2, согласно которому «взаимодействие при осуществлении полномочий по организации оказания медицинской помощи населению Владимирской области и созданию условий для оказания указанной  медицинской помощи осуществляется в соответствии с соглашениями, заключаемыми между органом государственной власти Владимирской области в сфере здравоохранения и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Владимирской области».И вместо того, чтобы тратить время на доработку сомнительного, с юридической точки зрения, законопроекта, предложенного администрацией области, исполнительной и законодательной власти региона стоит объединить усилия для того, чтобы очередная реформа медицины прошла с минимальными потерями для врачей и их пациентов? Фото: Владимир Филимонов. Автор: Елена БЕЛАЯ.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости