о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Дом Митькова в Варварине

10.04.2012 09:00 Рубрика: Общество


Само село Варварино впервые упоминается ещё в 1328 году как вотчина московского князя Ивана Калиты. В конце XVIII века здесь появилась помещичья усадьба. И среди различных её владельцев самыми знаменитыми были Митьковы и Тютчевы. С ними связаны и любопытные события, происходившие тогда как в Варварине, так и далеко за его пределами.XIX век для этой усадьбы знаменателен тем, что в ней проживали два возмутителя государственного спокойствия России. Первым из них был Михаил Фотиевич Митьков (1791-1849). Его отцу, майору в отставке, в Юрьевском уезде принадлежали сёла Васильевское, Тонково (сейчас оба находятся в границах города Кольчугино) и то самое Варварино. Часто здешнюю усадьбу по фамилии владельцев называют «дом Митькова». Здесь в 1791 году и родился будущий герой Отечественной войны 1812 года, декабрист Михаил Митьков.Первую свою награду за участие в военных походах при наполеоновской оккупации Пруссии он получил уже в 16 лет. В 21 год награждён золотым оружием «За храбрость» после Бородинского сражения, в 1813 году - удостоен ордена святой Анны II степени с драгоценными украшениями. Отечественную войну Михаил Фотиевич Митьков закончил штабс-капитаном. В 1818 году он уже командир лейб-гвардии Финляндского полка. С 1821 года становится активным членом Северного Общества. В 1825 году Митьков подаёт в отставку и навсегда покидает отчий дом, переезжая в Москву.В Москве он живёт у своего дяди А. Н. Соймонова, в доме № 18 по улице Малая Дмитровка. Любопытно, что и эта московская усадьба во многих неофициальных документах именуется как «дом Митькова». Сегодня она в отличном состоянии. Отреставрирована и является, бесспорно, украшением центра Москвы. Располагаются здесь офисные помещения. После декабрьских событий 1825 года Михаил Митьков был осуждён на 20 лет каторжных работ. Впоследствии из-за болезни срок ему сократили до 15, а ещё позже - и до 10 лет.В 1828 году М.Ф.Митьков был отправлен в Читинский острог, жил в Иркутске и Красноярске, где и умер от чахотки в 1849 году.Так как своей семьи у Михаила Фотиевича не было, принадлежащая ему собственность после смерти была распродана, а вырученные деньги с разрешения читинского губернатора розданы ссыльным декабристам.Ещё один штрих к истории семейства Митьковых: известная телеведущая канала НТВ Татьяна Миткова является потомком именно этого рода. Просто со временем в фамилии исчез мягкий знак.К 1873 году варваринским «домом Митькова»  уже владеет Екатерина Тютчева, младшая дочь поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Но главным героем этой страницы из жизни поместья будут не его владельцы, а Иван Сергеевич Аксаков, ещё один возмутитель государственного спокойствия России, но уже конца 1870-х годов, хотя его пребывание в Варварине было непродолжительным и в известной степени случайным. Аксаков был женат на старшей дочери Ф.И.Тютчева Анне, так что доводился родственником хозяйке усадьбы.


Весна 1878 года. Только что закончилась русско-турецкая война. Подписан Сан-Стефанский договор, который закрепил освобождение балканских славян от многовекового турецкого гнёта. Но заключение этого договора вызвало недовольство Англии и Австрии, опасавшихся усиления русского влияния. Царское правительство вынуждено было пойти на пересмотр условий договора. По Берлинскому трактату, Болгария превращалась в полувассальное, зависимое от Турции княжество; сильно урезывались территории Сербии и Черногории.Русские демократические круги, с огромной симпатией и сочувствием относившиеся к балканским славянам, были охвачены чувством разочарования, негодования, глухого протеста по поводу пересмотра результатов войны, добытых дорогой ценой - пролитой кровью русских солдат. Председатель Московского Славянского комитета Иван Сергеевич Аксаков  выступил с громовой речью, которая быстро разошлась по всей России и получила большой резонанс за границей. За эту речь публицист удостоился «строжайшего выговора» императора Александра II, а также был отстранён от председательствования в Славянском комитете и получил «высочайшее распоряжение» о немедленной высылке из Москвы в своё имение или имение жены. Поскольку таковых у семьи Аксаковых не было, они местом для ссылки выбрали варваринскую усадьбу Екатерины Тютчевой.И менее чем через две недели в Варварино приехал художник Репин, чтобы написать для галереи Третьякова портрет ссыльного Аксакова. В имении он прожил 5-6 дней. Портрет был написан в течение 3-4 дней и отличался бесспорной схожестью. Репин изобразил публициста сидящим за письменным столом. Некрасивое грубоватое его лицо дышит энергией и выдаёт прямой и резкий характер. Самому Аксакову и его близким портрет понравился. «Благодарю Вас за знакомство с И.Е.Репиным. Он очень симпатичный и талантливый художник с широкой кистью, мне кажется портрет удачным» - пишет Аксаков Третьякову. Остался доволен портретом и сам П.М.Третьяков, вскоре поместивший его в галерею, в фондах которой он хранится и поныне.Живописное местоположение Варварина, раскинувшегося на высокой горе, у подножия которой между зелёными лугами, прихотливо извиваясь, течёт река Колокша, зареченские дали, поля, рощи нравились Аксакову. В своём письме к Е.Ф.Тютчевой он говорит: «Любуюсь гармоническим сочетанием изящной щеголеватости первого плана с сельской простотой второго, миловидной укромности, с одной стороны, и величавой шири - с другой. Домик - прелестная игрушечка, а выйдешь на террасу - взор погружается, уходит в необозримую даль - такой простор, такой нежностью тишины охватывается душа». А вот как описывает наш земляк писатель Владимир Солоухин, посетивший село во время своего знаменитого путешествия по владимирским просёлкам, сам «дом Митькова»:  «Из всех домов Варварина выделялся двухэтажный каменный дом с четырёхугольным, тоже каменным, колпаком на крыше. Из колпака на четыре стороны смотрели полукруглые окна. Внутри дома…  была некогда круглая зала, косые лучи света прорезали её сверху в четырёх направлениях».Понравилось поэтическое место и Илье Репину. «Репин в таком восхищении от Варварина и его видов, что воспользовался свободным днём, чтобы набросать на память нам один из видов» - пишет Аксаков хозяйке имения.Пейзаж «Вид села Варварина» - один из немногих пейзажей художника. Сейчас он украшает собрание музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.Через четыре с половиной месяца И.С.Аксаков покинул Варварино…В годы Великой Отечественной войны в варваринском «доме Митькова» располагался детский дом, где воспитывались сироты из блокадного Ленинграда и других советских городов. Позже здесь размещалась библиотека.«Вот, посмотрите, дети, этот музыкальный инструмент, стоящий у стены, - старинное фортепьяно, на котором могли исполнять мазурку, польку, классические произведения обитатели варваринской усадьбы» - примерно такими словами по дому Митьковых и Тютчевых могли сопровождаться экскурсии ещё  в 1970-е годы. Тогда ещё и дворянский дом был в неплохом состоянии, и многие вещи, когда-то наполнявшие жизнь и быт здешних помещиков, находились в отличной сохранности.   Но уже через несколько лет усадьба по непонятным причинам стала никому не нужной, чем не преминули воспользоваться «любители старины» и всякого рода дельцы, которые за короткое время растащили всё, что представляло хоть какую-либо, даже незначительную, ценность. Потерялся след и того самого фортепьяно XIX века.Часть предметов оказалась в доме-усадьбе Тютчевых в подмосковном Муранове, где одним из внуков поэта организован музей. Туда была перевезена садовая мебель, живописный портрет неизвестного художника, акварель О.А.Петерсона «Варварино», некоторые документы из варваринского дворянского гнезда. А ещё всех обязательно поразит засушенная роза, срезанная в 1878 году в саду усадьбы самим Аксаковым. Другим предметам повезло меньше.А что же случилось с фортепьяно? На этот вопрос почти три десятилетия пытались ответить сотрудники Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея. Но все их поиски были тщетны. След раритетного и знаменитого музыкального инструмента потерялся. И, казалось, навсегда.Но чудеса в нашей жизни, оказывается, всё-таки иногда случаются. Недавно это уникальное фортепьяно появилось в экспозиции юрьев-польского музея. Всматриваясь в его элегантные формы, представляешь, как по чёрно-белым клавишам бегали пальцы изящных рук дочерей Тютчева и других обитателей усадьбы, исполняя мелодии популярных тогда музыкальных произведений и насыщая их звуками всё пространство роскошного дома. Именно так они могли проводить зимние вечера... Перед глазами игравших на этом фортепьяно как  символ высокого музыкального искусства постоянно находился небольшой портрет Бетховена, помещенный в золочёную резную рамку. Он и сейчас закреплён на передней стенке инструмента, только немного потускнел в некоторых местах.Такой шикарный подарок музею сделал бывший музыкант, а теперь специалист по ландшафтному дизайну, занимающийся цветочным бизнесом, Александр Викторович Безматерных. Будучи жителем Подмосковья, он имеет юрьевские корни. Однажды  Александр Викторович приобрёл варваринское фортепьяно, надеясь музицировать на знаменитом инструменте.К счастью всех юрьевских ценителей прекрасного, инструмент, однажды покинувший стены усадьбы Тютчевых, все-таки не затерялся. Здесь, видимо, сказались два обстоятельства. Музыкантов он не привлёк тем, что сделанное совершенно по другой технологии в XIX веке фортепьяно настраивается абсолютно по-иному, нежели современные пианино, а таких мастеров-настройщиков практически не осталось. Любители же антиквариата не смогли его далеко увезти по причине солидной массы, приближающейся к полутонне.И вот теперь фортепьяно, стоящее на резных ножках, сделанных в виде лап какого-то мощного животного, поблёскивает в свете небольших монастырских окон старинным чёрным лаком. Оно заняло достойное место в музее и стало великолепным подарком всем юрьевпольцам.К огромному сожалению, время, а в большей степени люди, не пощадили варваринский «дом Митькова», в отличие от московского. Если ещё лет пять назад его внешний вид был достаточно неплохим, то сегодня усадьба, которая является объектом культурного наследия федерального значения, с катастрофической силой разрушается, и надежды на то, что поместье ещё будет радовать глаз наших современников и наших потомков, становится всё меньше…Фото из архива автора.Автор: Сергей ХЛАМОВ.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости