Изысканное искусство
16.03.2012 07:30 Рубрика: Общество
Ростовская финифть выставляется во Владимире. Иконы, ювелирные изделия и даже портреты - украшены живописными эмалями 18ого -19ого веков.
От священного атрибута церковной утвари до целой бизнес индустрии. Древнее искусство эмалевой росписи наши мастера подсмотрели у византийских художников еще в 10-ом веке. Золотой век финифтяной живописи на Руси пришелся на 16-17 века. А вот знаменитые ростовские эмали впервые увидели свет в середине 18-го века - тогда открылась первая финифтяная мастерская при Ростовском архиерейском доме. С тех пор ростовская финифть стал таким же символом древнего города, как Ростовский Кремль и ростовские звоны.
Владимир Зякин, замдиректора Государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль": « У нас население порядка 36 тысяч, а у нас 200 человек занято в финифтяном производстве».
Для примера - во французском городе Лемож, чьи эмали можно назвать, пожалуй, самыми популярными в мире - на производстве финифтяных изделий занято всего порядка 15 мастеров. Создание эмали - работа поистине каторжная. Растертый в специальных барабанах эмалевый порошок нанесенный на медную основу слой за слоем проходит закалку в муфтяной печи.
Евгений Мелехин, лаборант-исследователь Художественно-оформительской мастерской при Государственном музее-заповеднике "Ростовский кремль": «Сначала обмалевочка идет такая, потом еще цветочки дорисовываются, дорисовываются какие-то вот листочки, черточки какие-то, чтоб цельность придать - цельность букета».
Чтобы создать такие живописные клейма, что в позапрошлом веке красовались на фоне богатой позолоченной резьбы царских врат, мастеру приходилось в прямом смысле попотеть.
Владимир Зякин, замдиректора Государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль": «Попала пылинка, мастер не заметил, в муфель поместил для обжига пластину. В этом месте какой-то заплыв мог образоваться. Конечно, такие вещи, говоря современным языком, были эксклюзивными».
Серьги, браслеты, миниатюрные шкатулочки для приятных мелочей и даже портреты вождей пролетариата. Церковь советская власть, как известно не жаловала, потому искусство финифти в 20-ом веке стало сугубо мирским. Но, увы и от былой роскоши мастерам по эмали пришлось отказаться.
Евгений Мелехин, лаборант-исследователь Художественно-оформительской мастерской при Государственном музее-заповеднике "Ростовский кремль": «Здесь все просто, примитивненько так, но это начиналось как-то первая бижутерия была в советское время. Она соответствует той моде. которая была тогда. женщинам хотелось быть красивыми, с брошечкой... да и сейчас хочется».
Родившись из огня, искусство финифти, что птица Феникс, в последнее десятилетия возрождается и выходит на новый уровень. Благо появились ценители, которые могут себе позволить даже эмаль с собственным изображением. Правда и обойдется такой портрет в несколько десятков тысяч рублей. А сколько времени и усилий уйдет на создание эмали - специалисты тут разводят руками. Уж слишком коварное это искусство создания хрупкой эмалевой живописи в языках пламени.
Ксения Пушкарева, Артем Горчаков. 6 канал
Источник публикации: 6 канал
www.vladimironline.ru