В УФСИН России по Владимирской области подведены итоги 2011 года
01.02.2012 13:40 Рубрика: Общество
Отчет нашего корреспондента с пресс-конференции - в других публикациях. Ниже приводятся материалы с информацией по итогам работы УФСИН России по Владимирской области в 2011 году, распространеннные пресс-службой ведомства к сегодняшнему мероприятию. В состав уголовно-исполнительной системы Владимирской области входит 15 учреждений (три СИЗО, две тюрьмы, десять колоний). По состоянию на 31 января 2012 года в них содержится 11178 человек.Перепрофилирование учреждений В рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы несколько исправительных учреждений страны вошли в эксперимент по перепрофилированию, в том числе – исправительная колония строгого режима № 7 в пос. Пакино Владимирской области, на базе которой проходит эксперимент по созданию учреждения нового типа – тюрьмы усиленного режима. В 2011 году завершены работы по перепрофилированию трех общежитий ИК-7 под корпуса с тремя видами содержания (облегченные, обычные, строгие). В них будут содержатся до 148 человек. Основная масса осужденных находится в прежних условиях колонии строгого режима. Из бюджетных средств было выделено 49 млн. рублей. Дополнительно потрачено 1 800 000 рублей из внебюджетных источников. К настоящему времени оборудованы: -обособленный блок строгих условий на 13 камер с лимитом наполнения 46 человек. - блок обычных условий содержания на 8 камер с лимитом наполнения 44 человека. - обособленный блок облегченных условий содержания на 16 камер с лимитом наполнения 58 человек. Все камеры построены из расчета площади 4 кв. метра на одного человека. Камеры оборудованы необходимой мебелью (изготовлена в колонии на собственном производстве) и инвентарем. В камерных блоках обычных и облегченных условий содержания помимо камер оборудованы следующие помещения: комната для проведения досуга осужденных, комната приема пищи, душевое помещение, комната для занятий спортом, помещение для стирки и сушки белья, парикмахерская, помещение для хранения личных вещей, кабинеты оперативного работника, воспитателя, психолога, социального работника, сотрудников отдела безопасности, начальника блока, медицинского работника. Всего освоено 29 700 000 рублей бюджетных денежных средств. Проводились работы по перепрофилированию ФКУ Т-2 (владимирский централ) в тюрьму особого режима. На капитальный ремонт и переоборудование одного из корпусов было потрачено 43 млн. рублей. В 2012 году эти работы будут продолжены. В 2011 году Судогодская воспитательная колония (в числе 15 других в России) была перепрофилирована в женскую колонию -ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области. Причина - на фоне резкого снижения количества лиц до 18 лет в местах лишения свободы наблюдается постоянный прирост тюремного населения женского пола. С мая 2011 года несовершеннолетние осуждённые из Владимирской областиотбывают наказание в Тульской области. Теперь в нашей области два исправительных учреждения для представительниц слабого пола, причем в головинской ИК-1 содержатся впервые осужденные женщины, а ИК-10 предназначена для неоднократно судимых. Сейчас там содержится около 300 женщин.С момента перепрофилирования воспитательной колонии в женскую основным видом деятельности стал выпуск швейной продукции. В связи с перепрофилированием ликинской колонии изменился и перечень профессий в местном профессиональном училище. Одна из самых больших учебных групп – швеи. Большой популярностью у осужденных пользуются и две других профессии – «овощевод» и «мастер по обработке цифровой информации». В этом году набор в училище составил 100 человек. В ближайших планах – открытие новых специальностей (парикмахер, мастер-отделочник). Выбор не случаен: эти профессии востребованы на рынке труда, и после освобождения женщины смогут найти себе работу. Внедрение системы «социальных лифтов» Весной прошлого года в учреждениях УИС Владимирской области внедрена система «социальных лифтов» для осужденных. Она представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев. Основным критерием является соблюдение осужденным порядка отбывания наказания. Помимо этого оценивается стремление к психофизической корректировке своей личности, проявление инициативы по ресоциализации, а также иные действия, свидетельствующие об активной позитивной позиции осужденных. Самым большим нововведением стало участие в комиссии по оценке поведения осужденных представителей муниципальных органов, общественной наблюдательной комиссии, другихобщественных и религиозных организаций. Неотъемлемой частью системы «социальных лифтов» является внедрение стимулов, поощряющих осужденных к правопослушному поведению. В ряде колоний успешно действуют центры социальной реабилитации. Давно появились и кафе для проведения краткосрочных свиданий. Как и по всей стране, развивается система видеотелефонных переговоров: осужденные могут пообщаться с родными посредством видеосвязи. Это только некоторые новации, воспользоваться которыми могут только те осужденные, чье поведение не вызывает нареканий администрации. Тем же, кто нарушает порядок отбывания наказания, эти блага цивилизации будут недоступны. К тому же осужденных, отрицательно себя зарекомендовавших, после освобождения ждет административный надзор сроком до трех лет, осуществляет который полиция. Изъятие запрещенных предметов В 2011 году в учреждениях области были изъяты запрещенные предметы, из них - 320 граммов наркотических веществ, 425 средств мобильной связи, 58 тыс. руб. денежных средств. Особое внимание руководителей учреждений направлено на работу по предотвращению проникновения запрещенных предметов, особенно поступления сотовых телефонов и иной аппаратуры, позволяющей осуществлять связь с представителями уголовно-преступной среды на свободе, в том числе, для организации и координации противоправных действий, давления на сотрудников администрации, организации доставки в исправительные учреждения запрещенных предметов, влияния на ход и результаты следствия и судебного процесса. Медицинское обеспечение Основную медицинскую помощь лица, содержащиеся в учреждениях УИС, получают в СИЗО либо в колонии.Во всех 15 учреждениях Владимирской области действуют лицензированные медицинские части, причем в 13 из них есть свои стационары. На базе владимирской ИК-3 работает областная больница для осужденных с терапевтическим, хирургическим, психиатрическим и тремя туберкулёзными отделениями. Врачебной бригадой специалистов больницы согласно плану проводятся консультативные осмотры во всех подразделениях области. Борьба с туберкулезом В целом по учреждениям УФСИН России по Владимирской области в течение последних лет отмечается тенденция к стабилизации заболеваемости туберкулёзом. На учете сейчас состоит 709 больных с активной формой туберкулеза. Примерно на одном уровне (25-30%) остается количество впервые выявленных при поступлении в СИЗО больных активным туберкулёзом, что говорит о выпадении из поля зрения гражданского здравоохранения достаточно большого количества больных, как правило, ведущих асоциальный образ жизни и являющихся источником заражения для здорового населения. Ни один человек с диагнозом «туберкулез» не остается без внимания со стороны медиков, ведущих постоянный мониторинг и лечение таких больных. На это выделяется достаточно средств и медикаментов. Медицинское страхование Возможности ведомственного медицинского обеспечения ограничены, и в некоторых случаях не обойтись без помощи лечебных организаций муниципального здравоохранения. Еще совсем недавно большой проблемой становились консультации и лечение осужденных и подозреваемых в учреждениях муниципального здравоохранения. Законодательно даже была закреплена норма, что осужденные не должны иметь полисы ОМС. В ноябре 2010 года вышел Федеральный закон № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В этом документе вообще не было речи об осужденных. Медотдел УФСИН России по Владимирской области первым в стране заметил это упущение и обратился за разъяснениями в страховые компании региона, которые, в свою очередь, подняли данный вопрос на федеральном уровне. В результате законодательный пробел был устранен, и в России начался процесс включения осужденных и подозреваемых в систему ОМС. В настоящее время списки осуждённых, содержащихся в учреждениях УИС Владимирской области, сданы в страховую компанию для оформления индивидуальных заявлений. Объем работы очень большой – более 10000 заявлений. К началу 2012 года было обеспечено полисами более 2000 человек, эта работа активно ведется и дальше. Однако большого значения количество выданных полисов не имеет: при возникновении у осуждённого или подследственного показаний для оказания видов медицинской помощи, включённых в систему обязательного медицинского страхования, ему в индивидуальном порядке оформляется полис ОМС за 1-2 дня. Освобождение из мест лишения свободы по медицинским показателям Гуманным шагом в особо тяжелых с медицинской точки зрения случаях служит освобождение из мест заключения. До начала 2011 года освобождать из мест лишения свободы по болезни могли ТОЛЬКО осужденных. Последние 8 лет порядок освобождения регламентируется Постановлением Правительства от 06.02.2004 года № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», в котором оговорен строгий перечень КОНКРЕТНЫХ ДИАГНОЗОВ, на основании которых осужденный может быть освобожден. Согласно Постановлению медицинское освидетельствование осужденных осуществляется медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений УИС. В нашем регионе такая комиссия действует на базе областной больницы для осужденных (ИК-3). К работе комиссии привлекаются в качестве консультантов специалисты других учреждений здравоохранения. В 2011 году было подано 36 заявлений от осужденных, медицинская комиссия провела их освидетельствование, в 16 случаях (из них 3 женщины) материалы направлены в суд, 11 осужденных было освобождено. По статистике, чаще всего среди оснований для освобождения по болезни является онкология, во вторых туберкулез, в третьих инсульты. Огромным пробелом в законодательстве до последнего времени было отсутствие института освобождения по болезни для лиц, содержащихся под стражей. Поэтому одним из первых документов, принятых Правительством РФ в начале 2011 года, стало Постановление «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений». Во Владимирской области это постановление стало действовать практически сразу – благодаря пониманию важности вопроса со стороны администрации области.В марте 2011 года Постановлением губернатора № 223 был определен перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих медицинское освидетельствование подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания. В этот перечень вошло 18 учреждений здравоохранения Владимирской области.Направлять человека на комиссию имеет право только начальник учреждения (следственного изолятора), либо лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело. При этом необходимы ходатайства от самого подозреваемого (обвиняемого) либо от его официального представителя (ходатайства от родственников не принимаются, за исключением случаев, когда они оформлены как официальные представители), либо от начальника медчасти учреждения, где человек содержится. Еще один очень важный факт: к ходатайствам должны прилагаться медицинские документы о заболевании. Разумеется, без помощи родственников тут не обойтись. Возникает вопрос: как быть человеку, у которого нет родных, способных собрать нужные справки (например, лица БОМЖ или одинокие люди), или если медицинские документы утеряны. В таких случаях предусмотрено обследование в следственном изоляторе. При наличии всех документов материалы направляются на комиссию в учреждение муниципального здравоохранения (согласно Перечню и в зависимости от заболевания). Все обследования проводятся за счет государства, но подследственный по желанию может оплатить их сам. За 2011 год поступило 9 заявлений о направлении на медицинское освидетельствование от обвиняемых (подозреваемых), а также их законных представителей, защитников. В 3 случаях были получены медицинские заключения, подтверждающие наличие у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, из них 2 человека уже освобождены судом. На данный момент есть еще один кандидат на освобождение из СИЗО по болезни, его документы рассматриваются, человек проходит дообследование. Формирование новой структуры медицинского обеспечения УИС В рамках реализации Концепции развития УИС осуществляется комплексная проработка вопроса формирования новой организационной структуры медицинской службы, которая предусматривает создание в субъектах Российской Федерации многопрофильных лечебно-профилактических учреждений – медико-санитарных частей, имеющих разветвленную сеть филиалов, обслуживающих осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы. Эта новая структура будет подчиняться непосредственно Федеральной службе исполнения наказаний. Кадровая работа, противодействие коррупции Штатная численность уголовно-исполнительной системы области -около 3 тысяч единиц аттестованного состава. За 2011 год принято на службу 282 человека, уволено со службы 440 сотрудников, некомплект личного состава по состоянию на 1 января 2012 года составил 4,85 %. В свете реформирования уголовно-исполнительной системы в текущем году предстоит сокращение имеющихся штатов. В связи с этим, соответственно возрастет и нагрузка на каждого сотрудника. За 2011 год сотрудниками отдела собственной безопасности (ОСБ) УФСИН совместно с сотрудниками оперативных аппаратов исправительных учреждений выявлено 15 фактов коррупционной направленности в отношении персонала УИС области. Из них возбуждено 12 уголовных дел, 2 человека привлечены к уголовной ответственности, по 5 делам ведётся предварительное следствие, 2 дела направлены в суд для рассмотрения. С целью недопущения проникновения в органы УИС лиц, способных использовать интересы службы в корыстных целях, сотрудниками ОСБ осуществляются проверки кандидатов на службу, в том числе проводится инструментальный психофизиологический опрос с использованием полиграфа. 5 кандидатам отказано в приёме на службу по компрометирующей информации. Производственная деятельность За 2011 год объем выпущенной продукции и оказанных услуг по приносящей доход деятельности учреждениями УИС Владимирской области составил порядка 714 млн. рублей, что выше уровня аналогичного периода на 218 млн. рублей. Доля выпуска товаров и оказанных услуг для внутрисистемных нужд составила 77,2%. В разрезе отраслей производства большую долю занимает швейное производство - 56,1% от общего объема. Организовано производство 31 нового вида продукции – это в основном спецодежда, рабочие костюмы, военное обмундирование, туристическая одежда. А в вязниковской колонии № 4 налажено производство офисных светодиодных светильников. За счет новых производств дополнительно создано 532 рабочих места. В течение 2011 года проводилась активная работа по интеграции ФКУ УИС области с крупными промышленными предприятиями нашего региона. Всего для нужд промышленности области в 2011 году оказано услуг и произведено продукции на сумму 72,1 млн. рублей. За прошедший учебный год по образовательным программам начального профессионального образования и программам профессиональной подготовки в профессиональных училищах при учреждениях было обучено 1705 осужденных. Профессии (22 наименования) подобраны по результатам мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений и регионального рынка труда, в целях высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан. Возмещение судебных исков Одним из проблемных вопросов по-прежнему остается организация работы по возмещению причиненного ущерба, уплате алиментов и погашению других исковых требований осужденными, в отношении которых возбуждено исполнительное производство. На неэффективность этой работы в учреждениях, подведомственных УФСИН, неоднократно указывалось прокуратурой Владимирской области и Федеральной службой исполнения наказаний. По состоянию на 1 января 2012 г. в исправительных учреждениях нашей области содержалось 2770 осужденных этой категории, а это почти каждый четвертый. Общая сумма исковых требований – 606,2 млн. рублей. Исковые требования погашало 1638 чел, или 59,1% осужденных, имеющих исполнительные листы. За отчетный период общая сумма погашенных исков составила 16,5 млн. рублей, что на 6,2 млн. рублей больше, чем в прошлом году. СЭМПЛ Электронные браслеты Уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) наделены правом использовать электронные и другие технические средства надзора и контроля за осужденными без лишения свободы. Это СЭМПЛ (система электронного мониторинга подконтрольных лиц), которая предназначена для надзора за контролируемыми лицами, дистанционной индивидуальной идентификации и контроля их нахождения, в том числе с применением сигналов спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС и GPS, сбора информации, ее обработки, накопления и хранения, формирования выходных форм документов и отчетов различного назначения. СЭМПЛ представляет собой набор из нескольких устройств. Самая мобильная ее часть - это электронный браслет, который надевают на ногу осужденного. Внешне браслет напоминает часы – в герметичный корпус вмонтирован маячок, который передает информацию о местонахождении осужденного на сервер. Браслет - это радиомаяк, в паре с ним работают либо мобильное, либо стационарное контрольное устройство. Если подконтрольное лицо ограничено в передвижениях в рамках муниципального образования, то ему выдается мобильное контрольное устройство и его передвижения в режиме реального времени передаются на сервер и пишутся в архив. Например, человеку запрещено появляться в местах употребления спиртных напитков (кафе, рестораны), но он все-таки решает зайти. На мониторе появляется тревожный сигнал, и оператор может дозвониться человеку и сообщить, что тот нарушает режим. Следить за каждым шагом осужденных никто не собирается. Если на подконтрольное лицо возложено ограничение не покидать место жительства, то ему выдается стационарное контрольное устройство. При удалении человека от стационарного контрольного устройства на монитор оператора поступает сигнал о нарушении режима присутствия подконтрольного лица. Также в контрольных устройствах заложены дополнительные функции, одна из которых – возможность вызова экстренных служб, связь с оператором СЭМПЛ. В случае нарушения ограничений, возложенных на лицо по решению суда, в уголовном, уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрены меры ответственности. Причем пропорциональность замены сроков ограничения свободы лишением свободы, домашнего ареста заключением под стражу - один к одному. Система полностью создана российскими учеными. СЭМПЛ отличается от израильских и американских аналогов. «Электронный браслет» меньше, чем его заграничные собратья. В его «начинке» используются нано-компоненты. Именно они позволяют сделать браслет компактным. Электронный браслет выполнен из гипоаллергенного материала и надевается так, чтобы при ношении не доставлять неудобств подконтрольному лицу. Все комплекты, используемые в России, идентичны. Это позволит в дальнейшем объединить СЭМПЛ в единую систему. Кроме того, уже сейчас разработчики говорят о различных усовершенствованиях, которые будут введены в ближайшее время. Так, стационарное контролирующее устройство планируют оснастить видеокамерой, а мобильное - встроенным алкотестером, который позволит контролировать состояние осужденного. Все необходимое электронное оборудование производится в России. Для самих осужденных это устройство предоставляется бесплатно - СЭМПЛ закупает государство. В 2011 году в федеральном бюджете на внедрение этой системы и приобретение браслетов, СКУ и МКУ, обучение инспекторов было заложено 4,5 миллиарда рублей. В любом случае использовать эту систему значительно дешевле, чем содержать заключенного под стражей. В 2011 году системы дистанционного контроля созданы практически во всех регионах России. С октября 2011 года система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) начала функционировать во Владимирской области. Ряд сотрудников Управления и уголовно-исполнительных инспекций прошли обучение по правилам эксплуатации СЭМПЛ. С момента появления наказания в виде ограничения свободы в уголовно-исполнительные инспекции Владимирской области поступило на исполнение уже более 40 приговоров к ограничению свободы. Не все осужденные неукоснительно соблюдают решение суда. Именно к ним в первую очередь и применяются электронные устройства контроля. Решение о том, на кого надеть браслет, принимает начальник уголовно-исполнительной инспекции. В настоящее время в области находятся 7 человек с мобильным контролирующим устройством (МКУ) и 8 человек со стационарным контролирующим устройством (СКУ). Сотрудники УИИ начали применять СЭМПЛ и при альтернативной мере ареста. Это мера пресечения - домашний арест вместо СИЗО. В настоящее время во Владимирской области электронные браслеты носят 5 арестованных.
Источник публикации: ВИП Новости. Общество
www.vladimironline.ru