о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Легко ли стать крестным?

20.01.2012 10:20 Рубрика: Общество


«Старожилы» помнят, как было при «прежнем режиме». Вот приходят в приходскую церковь креститься или крестить детей. Предъявляют паспорт, платят, показывают квитанцию батюшке, он получает рубль «за молитву» и без лишних разговоров крестит. Похожий порядок был с и венчаниями (разве что без рубля). Правда, некий въедливый батюшка мог спросить брачующихся, несмотря на наличие квитанции об оплате «услуги»: «А крещеные ли вы, сердешные? Как нет? Айда креститься!». «Стойте-стойте, сначала уплатите», - раздавалось из-за «свечного ящика». Вот вам и вся катехизация. Попытки священника продолжить общение пресекались хозяйкой-старостой: «Не задерживай людей». При этом наиболее продвинутые из «старожилов» знали, что, паспорт спрашивали для того, чтобы специально назначенная бабка отнесла данные «куда следует» со всеми вытекающими неприятными последствиями. Значит, люди рисковали и готовы были пострадать…
Теперь Патриарх Кирилл  озаботился подготовкой участников к Таинствам. Им предлагается проходить специальное обучение. Правда, по поводу этого в церковной среде идут дискуссии. Даже бытует мнение: раз пришел креститься, значит,  уже сделал вполне достаточное усилие над собой. А  Владимирская епархия, похоже, в этом вопросе  впереди РПЦ всей: как следует из Интернета, еще в мае 2011 года она «разработала обязательный для крещаемых и венчающихся образцы справки о прохождении катехизации».
Правда, может быть, в силу своей отсталости, но ни я, ни многие мои знакомые ни справки этой не видели, ни о месте и времени занятий не ведаем. И - что удивительно - знакомые священники тоже. Но как бы там ни было, последние убеждены: катехизация необходима. И приводят примеры. В древней Церкви к крещению готовились месяцами, даже годами. Наконец,  крестный и его подопечный вместе соблюдали Великий пост, и в Пасху совершалось крещение. Традиция вместе поститься еще долгое время сохранялась, когда крещение стало совершаться и в другие дни. Было немыслимо, чтобы и крестник, и восприемник после совершения Таинства не были активными членами Церкви, регулярно посещающими богослужения и  живущими церковной жизнью. А что сегодня? Крестные никогда в сознательной жизни не причащались, не знают ни одной молитвы. Просто какие-то подставные лица. Взрослые крестники не спешат ходить в церковь, читать Св. Писания, учить молитвы… Непорядок это -  как если бы воин,  приняв присягу, на следующий день бросил автомат и дезертировал, а еще хуже - сбежал с автоматом (это как если бы ставший при крещении воином Христовым рванул в секту). Часто не могут  объяснить, зачем крестят ребенка. Отвечают: «Чтоб был крещеный», «Чтоб не болел», «Потому что мы русские» и т.д. Взрослые потенциальные крестники говорят: «Появились проблемы в жизни», «Мать заставила», «Теща попросила» и т.д. Хотя единственная причина для крещения - вера, подразумевающая и жизнь по вере. И с венчаниями надо наводить порядок, чтобы знали, для чего оно установлено, и поменьше стало бы разводов среди повенчанных.
А наставление  в вопросах веры - это прямая обязанность любого священника при совершении таинства.
Конечно, батюшки правы, а пока с проведением катехизации не все ясно, укажем проблемы, о которых открыто как-то не любят говорить.
Во-первых, и при «прежнем режиме», и  сейчас плата (или пожертвование) за совершение треб - это одна из статей дохода храма, который, в отличие от распространенного заблуждения, никаких дотаций ни от епархии, ни тем более от  Патриархии, не получает, а напротив, делает отчисления на их содержание. За катехизацию же вряд ли уместно просить плату. Да и проходить она будет, скорее всего, при больших приходах, там и будут крестить и венчать. Вот решил Патриарх Кирилл увеличить количество епархий и архиереев - дескать, чтобы были поближе к народу. Однако 19 декабря истекшего года к Кириллу обратились с открытым письмом клирики Самарской епархии, которым местный Владыка Сергий объявил, что Патриархия увеличила ему налог в пять  раз, а он, соответственно,  кому в два, кому в три раза. В ожидании раздела епархии и предчувствуя  потерю ее части, Владыка потребовал закрыть налоги в ноябре, не допуская никакой отсрочки. Кто-то из отцов предложил: «Давайте деток на паперть пустим с шапкой с надписью «На налоги Владыке Сергию»… Помнится, кто-то из настоятелей восстанавливаемого храма в нашей епархии жаловался, что налог на епархию собирал по селу… А если еще и лишить храмы треб!
Во-вторых, не будет ли катехизация разовым актом, как у студентов: сдал экзамен и забыл?
И наконец, в-третьих. Если и крестник,  и крестный, и повенчанная пара действительно захотят жить настоящей церковной жизнью, то как они, выражаясь в стиле новых церковных миссионеров-менеджеров, будут «интегрироваться в эту систему», если имеют глаза и уши и информацию получают не только из «зомбоящика»? Вот что заявляли Патриарху упомянутые самарские горемыки: «У нас нет больше сил! Мы хуже крепостных, мы просто жалкие рабы, которым не принадлежит ничего, даже их жизнь!». И это священники, проповедующие Христа, который даровал всем и жизнь, и свободу! Был священник наемным рабочим у хозяйки-старосты при прежнем режиме, а теперь и вовсе судьба его незавидна. А взять тех, что «у руля». Вот,  к примеру, патриарший спикер о. Всеволод Чаплин стал публично призывать к войне, называя ее настоящим мужским делом и желая поубивать на ней «сетевых хомячков». Ау, прокуроры, где вы?  Или  вы все являетесь духовными чадами каких-нибудь старичков, для которых конституционные нормы - происки врагов? Поговаривают, что архиереи на епархиальных собраниях стали под любым предлогом избегать вопросов: а вдруг кто попросит прокомментировать высказывания отца Всеволода! Не позавидуешь и пресс-секретарям епархий (если они заблаговременно не скрылись из публичного пространства). Да и в нашей епархии всякого хватает: монахи месят ногами священника-выпивоху и сластолюбца (правда, не за это), которому все было много лет нипочем, а «герой» телепередачи «Человек и закон» продолжает служить, и в хорошем приходе, его даже не пожурили и т.д., и т.п. Вот хорошо было бы, если бы Патриарх еще озаботился, как снять противоречия между тем, что катехизируемые услышат, и тем, что потом увидят. А пока стоит надеяться лишь на порядочных священников, которые  еще есть и которые сами страдают от системы, - к ним при желании приведет людская молва.
А с  организацией службы катехизации, вероятно, пока наступило затишье. Все ждут: будут ли делить Владимирскую епархию, останется ли после 75-летнего  юбилея на кафедре архиепископ Евлогий (дай Бог ему здоровья!), или его рапорт об отставке будет принят?
Фото из архива «Молвы».Автор: Мария Павлова.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости