Легче не начинать, чем потом бросать
13.12.2011 10:20 Рубрика: Общество
Опыт зарубежных и отечественных профилактических программ говорит о том, что «антикурительные» мероприятия в школе должны длиться не менее двух лет: с 6 по 7-8 класс - т.е. в переходный период от младшего возраста к среднему. Программа должна обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения, но без запугивания и с учетом психологических и возрастных особенностей школьников, а также социальные и культурные особенности детских групп внутри классов.
Необходимо активно привлекать школьников к общешкольным и общегосударственным мероприятиям, посвященным Дням без табака. Очень поощряется вовлечение в них и родителей. Учителя должны быть адекватно подготовлены к проведению бесед-дискуссий, ролевых игр, использованию средств наглядной агитации.
Целесообразны активные антитабачные меры среди самих школьных работников всех рангов, а также привлечение старшеклассников к участию в обучении младших школьников.
Профилактика курения среди школьников 6-10 лет
Курение в младшем школьном возрасте встречается в единичных случаях, при этом важно различать два вида раннего курения: «игру», основанную на любопытстве, подражании взрослым, случайном, нерегулярном экспериментировании; и раннее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков. Таким образом, если первый вид курения является прямым объектом профилактической работы, то второй должен дополняться педагогической коррекцией поведения ребенка.
Профилактика курения среди детей младшего школьного возраста, традиционно основанная на разъяснении вредных последствий курения для организма, затрудняется отсутствием у детей этого возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии. Это обусловливает определенные требования к ранней профилактике курения. И чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь.
Другой задачей ранней профилактики является правильная расстановка акцентов. Основным направлением должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, для чего весьма важно избегать вредных привычек, в частности, курения. Это создает основу для формирования здорового образа жизни в целом.
Нередко дети спрашивают, почему взрослые курят, если это вредно, и почему продают сигареты, если все знают об их вредном воздействии. В этом случае следует сообщить детям, что курение входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться без специальной помощи.
Особое внимание нужно уделить работе с родителями. Ведь известно, что большинство курильщиков выросли в семьях, где отец или мать курили.
В то же время родителей нужно предостеречь от агрессивной реакции на курение ребенка, которая нарушает доверительные отношения с ребенком и исключает возможность влиять на его поведение. Родителям необходимо понять, что раннее начало курения связано с их собственными ошибками в воспитании, что наступил момент серьезно ознакомиться с основами профилактики.
Таким образом, можно сформулировать основные задачи ранней профилактики курения среди детей 6-10 лет: формирование представления об основных системах организма человека и их функционировании; разъяснение полезного влияния физических упражнений и закаливания на организм человека и вредного влияния курения; разъяснение причин курения взрослых - однажды приобщившись к курению, человек совершает ошибку, а потом не может избавиться от этой привычки.
Профилактика курения среди школьников 11-13 лет
С наступлением подросткового возраста риск начала курения резко возрастает. Прежние профилактические установки уже не действуют. В подростковом возрасте взрослые утрачивают свое влияние, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками. Подросток озабочен поиском своего стиля поведения, не хочет ни в чем отставать от членов своего коллектива. Поэтому учащаются попытки курения, и оно приобретает характер эпидемии в классе. Мнение взрослых остается чем - то внешним, посторонним. Представление подростков о курении совсем иное, чем у младших школьников. Подростки уже знакомы со многими курящими сверстниками, а не только с курящими взрослыми, они уже осведомлены не только о нежелательных последствиях курения, но и о свойствах и стоимости той или иной марки сигарет, о ее престижности и достоинствах. Существенную роль играет также давление группы сверстников или более старших подростков, которые уже курят и считают это своеобразной групповой нормой.
В подростковом возрасте потребность в одобрении поведения со стороны сверстников является базисной возрастно-психологической потребностью. В связи с этим проблема преодоления давления группы сверстников в подростковом возрасте является основной с точки зрения профилактики курения, а информирование о вредных последствиях курения может иметь только вспомогательный характер.
Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима и должна проводиться с учетом возрастно-психологических особенностей.
Одной из форм является проведение групповых дискуссий. Результатом такого занятия является формирование группового мнения, которое очень важно. В ходе подобных дискуссий подростки учатся противостоять давлению группы.
Другой формой профилактики является проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с курением и давлением сверстников.
Психологический тренинг в ходе ролевой игры направлен на профилактику, личное развитие и обучение навыкам общения. Безусловно, проведение групповых дискуссий и ролевых игр требует от учителя специальной подготовки, однако основным фактором является умение установить неформальный контакт. Ни в коем случае нельзя «вызывать» к доске для участия в ролевой игре на основании того, что данный ученик курит.
Обычно задачей для детей является отработка навыков умения побеждать в споре, не поддаваться на уговоры. Курение в этом случае является как бы случайной темой выбранной для игры. Такой вот недирективный метод.
Другим методом является демонстрация наглядного пособия «курящая кукла». Этот метод сочетает в себе элементы наглядного обучения и вырабатывает отвращение к курению.
Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте дает достоверную информацию о влиянии курения на организм человека; умение четко формулировать аргументы против курения; умение противостоять давлению сверстников.
Вторичная профилактика курения среди детей и подростков
Организуется как профессиональная квалифицированная врачебная помощь. Сегодня государство предпринимает меры к директивному созданию специализированных кабинетов медицинской помощи по отказу от курения. В таких кабинетах специально подготовленными врачами и должна будет проводиться вторичная профилактика среди курящих взрослых, детей и подростков.
Автор: Елена Емельянова, врач-методист Областного отделения медицинской профилактики.
Необходимо активно привлекать школьников к общешкольным и общегосударственным мероприятиям, посвященным Дням без табака. Очень поощряется вовлечение в них и родителей. Учителя должны быть адекватно подготовлены к проведению бесед-дискуссий, ролевых игр, использованию средств наглядной агитации.
Целесообразны активные антитабачные меры среди самих школьных работников всех рангов, а также привлечение старшеклассников к участию в обучении младших школьников.
Профилактика курения среди школьников 6-10 лет
Курение в младшем школьном возрасте встречается в единичных случаях, при этом важно различать два вида раннего курения: «игру», основанную на любопытстве, подражании взрослым, случайном, нерегулярном экспериментировании; и раннее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков. Таким образом, если первый вид курения является прямым объектом профилактической работы, то второй должен дополняться педагогической коррекцией поведения ребенка.
Профилактика курения среди детей младшего школьного возраста, традиционно основанная на разъяснении вредных последствий курения для организма, затрудняется отсутствием у детей этого возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии. Это обусловливает определенные требования к ранней профилактике курения. И чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь.
Другой задачей ранней профилактики является правильная расстановка акцентов. Основным направлением должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, для чего весьма важно избегать вредных привычек, в частности, курения. Это создает основу для формирования здорового образа жизни в целом.
Нередко дети спрашивают, почему взрослые курят, если это вредно, и почему продают сигареты, если все знают об их вредном воздействии. В этом случае следует сообщить детям, что курение входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться без специальной помощи.
Особое внимание нужно уделить работе с родителями. Ведь известно, что большинство курильщиков выросли в семьях, где отец или мать курили.
В то же время родителей нужно предостеречь от агрессивной реакции на курение ребенка, которая нарушает доверительные отношения с ребенком и исключает возможность влиять на его поведение. Родителям необходимо понять, что раннее начало курения связано с их собственными ошибками в воспитании, что наступил момент серьезно ознакомиться с основами профилактики.
Таким образом, можно сформулировать основные задачи ранней профилактики курения среди детей 6-10 лет: формирование представления об основных системах организма человека и их функционировании; разъяснение полезного влияния физических упражнений и закаливания на организм человека и вредного влияния курения; разъяснение причин курения взрослых - однажды приобщившись к курению, человек совершает ошибку, а потом не может избавиться от этой привычки.
Профилактика курения среди школьников 11-13 лет
С наступлением подросткового возраста риск начала курения резко возрастает. Прежние профилактические установки уже не действуют. В подростковом возрасте взрослые утрачивают свое влияние, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками. Подросток озабочен поиском своего стиля поведения, не хочет ни в чем отставать от членов своего коллектива. Поэтому учащаются попытки курения, и оно приобретает характер эпидемии в классе. Мнение взрослых остается чем - то внешним, посторонним. Представление подростков о курении совсем иное, чем у младших школьников. Подростки уже знакомы со многими курящими сверстниками, а не только с курящими взрослыми, они уже осведомлены не только о нежелательных последствиях курения, но и о свойствах и стоимости той или иной марки сигарет, о ее престижности и достоинствах. Существенную роль играет также давление группы сверстников или более старших подростков, которые уже курят и считают это своеобразной групповой нормой.
В подростковом возрасте потребность в одобрении поведения со стороны сверстников является базисной возрастно-психологической потребностью. В связи с этим проблема преодоления давления группы сверстников в подростковом возрасте является основной с точки зрения профилактики курения, а информирование о вредных последствиях курения может иметь только вспомогательный характер.
Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима и должна проводиться с учетом возрастно-психологических особенностей.
Одной из форм является проведение групповых дискуссий. Результатом такого занятия является формирование группового мнения, которое очень важно. В ходе подобных дискуссий подростки учатся противостоять давлению группы.
Другой формой профилактики является проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с курением и давлением сверстников.
Психологический тренинг в ходе ролевой игры направлен на профилактику, личное развитие и обучение навыкам общения. Безусловно, проведение групповых дискуссий и ролевых игр требует от учителя специальной подготовки, однако основным фактором является умение установить неформальный контакт. Ни в коем случае нельзя «вызывать» к доске для участия в ролевой игре на основании того, что данный ученик курит.
Обычно задачей для детей является отработка навыков умения побеждать в споре, не поддаваться на уговоры. Курение в этом случае является как бы случайной темой выбранной для игры. Такой вот недирективный метод.
Другим методом является демонстрация наглядного пособия «курящая кукла». Этот метод сочетает в себе элементы наглядного обучения и вырабатывает отвращение к курению.
Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте дает достоверную информацию о влиянии курения на организм человека; умение четко формулировать аргументы против курения; умение противостоять давлению сверстников.
Вторичная профилактика курения среди детей и подростков
Организуется как профессиональная квалифицированная врачебная помощь. Сегодня государство предпринимает меры к директивному созданию специализированных кабинетов медицинской помощи по отказу от курения. В таких кабинетах специально подготовленными врачами и должна будет проводиться вторичная профилактика среди курящих взрослых, детей и подростков.
Автор: Елена Емельянова, врач-методист Областного отделения медицинской профилактики.
Источник публикации: Молва. Для пользы дела
www.vladimironline.ru