о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Богословие русской зимы

29.11.2011 13:10 Рубрика: Общество


Они вносят смысл в существование человека. Вот почему даже морозы у нас такие личностные: введенские, никольские, варваринские, рождественские, крещенские, сретенские.
С какой теплотой произносится в среде православных одно только название праздника - Никола Зимний1. Сам праздник, посвящённый святителю и чудотворцу Николаю, - это особый нежный отсвет милости. Так и поётся в церковном кондаке об этом святом: «Положил еси душу свою о людех твоих…».
Рождество Христово, празднуемое 7 января, изменило ход истории, направило человечество на путь спасения.
Отсюда особое торжество православной службы. «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума…» - поют в храмах в эту ночь верующие. Каждая ёлочка, принесённая в храм, олицетворяет тот священный лес вселенной, где родился богомладенец Христос.
Отсюда же духовное тепло русской иконы, положенной на аналое в центре храма. Таинственная пещера, реальные крестьянские ясли, хрупкое тело ребёнка, согреваемое дыханием волов. Вся вселенная собралась вокруг младенца по имени Христос. И звезда, глядящая с высоты, такая близкая и тёплая.
И то, что Спаситель  родился зимой, в яслях - кормушке для животных, в холодной пещере, обретает особый контекст в русской культуре. Здесь как бы уже происходит первоискупление человеческого рода, зимнее распятие, морозный крест. Кроме всеозаряющей праздничной сути, мы зрим на этой иконе особое русское сострадание, космическую жалость…
Зима и Рождество в русской культуре обретают глубинное единство. «Морозная Россия, а тепло», - так сказано у И.Шмелёва в «Лете Господнем». Православные праздники духовным светом высвечивают красоту зимы, а зима открывает нам мощь и величие Божие.
«Квартиры, в которых нет живого огня в печи, в свечах, в лампадах, - страшные квартиры» - пишет в своей «Диалектике мифа» русский философ А.Ф. Лосев. Лампада, горевшая тихим светом в  углу избы, запомнившаяся с детства, вела человека через всю его жизнь, напоминая о небесной родине. И нет ничего прекрасней описания русской, рождественской зимы у наших классиков. Вот, например, у И.А. Бунина:
«Ставни уже не стучат. И, выйдя на крыльцо, он услыхал отдалённую сонно-певчую перекличку петухов и замер от восхищения. Свежо и остро пахло тем особенным воздухом, что бывает после вьюги с севера. Тихая, звонкая ночь, вся золотистая от полумесяца, низко стоявшего над снежной горой, за долиной, мешалась с тонким светом зари, чуть алеющей на востоке…».
Внутри православного календаря жил и другой русский писатель - Владимир Набоков. В его рассказе «Рождество» герой с символической фамилией Слепцов в самый страшный и трагический момент жизни (умер единственный любимый сын) открывает чудо рождения бабочки, её воскресение. Слепцов в этом прозревает бессмертие, и утихает его боль по случаю потери сына.
Вслед за Рождеством мы отмечаем праздники Богоявления и Крещения Господня (19 января). В эти дни в храме пахнет арбузной свежестью. Все реки мира «впадают» в церковь. Наверное, в такие светоносные морозные дни поэт Осип Мандельштам воскликнул: «Я христианства пью холодный воздух…». Он целителен, этот воздух. Он преображает, освещает грешные наши души. Если бы посмотреть сверху, то можно было бы узреть удивительное: вся земля русская, её реки, озёра украсились ледяными крестами - иорданями. В этот день смельчаки окунаются в ледяную купель, чтоб обрести телесную и духовную крепость, столь необходимую в наши непростые времена. Такую картину можно увидеть и у нас: на Оке, на Клязьме, на Нерли у храма Покрова. И несут эту богоявленскую, крещенскую воду православные по домам, чтобы освятить жилища, своих близких и сохранить на случай хвори до следующего года.
Зима провоцирует художников, поэтов на особо сокровенные картины и стихи. Из белого-белого возникает поток красок. Снег диктует художнику райские картины, а поэтам - строки.
А вьюга в поле люто воет,
Вьюны сажая у окна…
Занесена пургой пушистой,
Живи, любовь, не умирай!
Настал для нас огнисто-
                                  льдистый,
Морозно-жаркий русский рай!
Ах, только б снег да взор
                                    любимый,
Да краски нежные икон!
Желанный, неискоренимый
Души моей давнишний сон!
Михаил Кузмин.

Поэты, несомненно, благодаря православному календарю наделены особым даром улавливать звуки небесных сфер, предвещающих главную Встречу…
15 февраля мы празднуем Сретение Господне. В этот день церковь отмечает встречу принесённого Божией Матерью младенца Христа с Симеоном Богоприимцем, которому было предвещено, что он не умрёт, покуда не увидит рождение Спасителя мира. В народном календаре это событие символизирует приход весны. И в самом деле, на деревенских колодцах уже сбивают сосульки, они празднично звенят. Позванивают свежо, молодо и вёдра, спускаемые в ледяное жерло колодца. Впервые начинаешь замечать, как голубеет снег, как празднично синеют коромысла на плечах женщин, как разноцветны их цветастые платки… И это тоже встреча с Богом!
Так кончаются зимние неповторимые праздники. А дальше - Масленица, Прощёное воскресенье, Великий пост…
Сверкающая череда торжеств, словно Млечный путь, ведущая к самому главному событию православного года - Пасхе…
Фото из архива редакции.Автор: Вячеслав УЛИТИН, поэт, член Союза писателей России.

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости