Осени золотой омофор
27.09.2011 18:30 Рубрика: Общество
Церковный календарь обращает нас в поэтов. Он приподнимает человека на цыпочки перед мирозданием, перед Богом. Осенью мы начинаем жить жизнью неба. Вот птицы полетели на юг - крестиками сквозь золотые кресты куполов. Взгляд следит за паутинками, сорвавшимся с ветки листом. Вот он плывет в голубом окоеме неба, как прощальный кораблик. И никак не хочет падать. «Унылая пора, - сказал поэт, - а потом словно спохватился: очей очарованье». Золотая антиномия Пушкина. Золотая мера и в православном календаре. Благодаря ему мы испытываем особое просветление - духовное. Состояние кристаллизации на главном. Никакой суеты. Душа в храме успокаивается после летней «майи», а осень ощущается как некий монастырь для духа.
Само церковное новолетие (14 сентября) совпадает со сбором урожая. В церковном куполе - форма созревшего плода, в плодах - купол. Земля золотеет, звенят колосья ржи, пшеницы, яблоки обрушиваются прямо с неба. Тыквы горят китайскими фонарями. Все указывает на апофеоз, торжество творения. На земле будто отлилась хрустальная модель небесного.
Не случайно на сентябрь приходится два вселенских события - церковное новолетие, начало годового цикла, и Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Православная душа с радостью отправляется учиться в первый класс небесной школы.
Рождество Богородицы стоит красной заглавной буквицей в нарядной череде праздников. В самой тихой, сокровенной службе этого праздника слышится глубинная радость спасения всего человечества.
Рождение человека в мир - великое событие. На Руси рождение ребенка воспринималось как торжество целого рода, венец и слава его. Принеся новорожденного в храм для крещения, нарекая ему святое христианское имя, родители просили у Бога благословение для него на долгую жизнь во благо семье и миру.
Вспоминается в эти светоносные дни мое посещение Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия. Ослепительные краски художника создают ощущение реального присутствия при рождении Божией Матери. Словно взял художник свою цветоносную гамму у отдыхающей от трудов праведных земли. И вот плоды: достаются из ульев душистые медовые соты, проходят яркие ярмарки. Сбор урожая, заботы о грядущей зиме у православного народа естественно связаны с щедростью. Хозяйственная скупость идет рука об руку с милостью. Запасся на зиму земными плодами - поделись ими с ближним, не столь удачливым. Все вторит милостивому бытию Божией Матери.
Даже луковый день совпадает с днями Рождества Богородицы. Лук - золотые купола, чеснок - серебряные. Их запасают на долгие зимние холода. «У зимы-то брюхо большое, она, матушка, все приест», - рассудительно говорит мне сосед. Золотыми гирляндами будет висеть лук в темных сухих чуланах, напоминая о начале церковного года, напитывая человека поистине духовной солнечностью на всю оставшуюся жизнь.
И вот уж подоспел канун праздника Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Вся Вселенная имеет форму креста: крест - в цветах, в переплете окон, в дереве, в самолете, наконец, в самом человеке, раскинувшем руки. Вспоминается картина Сальвадора Дали «Атомный крест». «В каждом древе - распятый Господь, / В каждом колосе - тело Христово». (Анна Ахматова). В православном понимании, крест - это Победа. Царь нашей жизни Христос сделал его своим троном. В Успенском соборе владыка Евлогий поднимает крест высоко вверх, благословляя им все четыре стороны света. Так мы и живем под спасительной сенью Животворящего Креста. Выходя из храма, начинаю смотреть на все через кресты. Вот они сияют над куполами на фоне бархатно-алого заката, приподнимая весь наш древний город, обращая его в небесный град.
…Осень катится к своей зрелой середине, неспешно продвигаясь к знаменательному празднику - Покрову Божией Матери (14 октября). Он отмечается на Руси с XII века по благословению святого благоверного князя Андрея Боголюбского. В этот день само небо, родное и сокровенное, спускается на молящихся в храмах. Как когда-то во Влахернской церкви зримо предстал сей Покров взору блаженного Андрея и Епифания. «Я жду, я вспоминаю, что скоро радостное придет, Покров какой-то, будем мочить антоновку… Вижу лучики, лучики лампадки, будто это на небе звездочки, и там, высоко за звездами, - сверкающий омофор - Покров. И мне ничего не страшно». (И.Шмелев, «Лето Господне»). И нам ничего не страшно, живущим внутри этого православного праздника.
Русский философ Василий Розанов буквально по пальцам пересчитывал праздничные службы, сокрушаясь, что не на каждую из них он смог попасть. Простое переписывание календаря дает очень много. Что стоит только одно перечисление праздников: день апостола и евангелиста Иоанна Богослова, память препод.Сергия Радонежского…Последний осенний праздник, начинающий зимние, - Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). В народе рифмуют: «Введенье разбивает леденье». Народ одомашнил, по сути, этот высокий праздник. Божия Матерь, будучи еще маленькой девочкой, поднимается по лестнице - так ее вхождение в храм изображают на иконе. Вот и мы вслед за ней тщимся подняться над своей суетностью и греховностью мира, и вхождение это дается нам непросто, но Матерь Божия своими чистотой и терпением учит нас подлинному восхождению.
Все перечисленные праздники связаны с именем Божией Матери. Во всем видна красота Покрова, соединенного с золотым покровом деревьев, атласно-синим небосводом. И даже первые изморозные дождинки на ветках названы «слезами Богородицы». Весь мир объят любовью Матери Жизни, Ее предстательством перед Богом. «Радуйся, Радосте наша. Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», - поют предстоящие в храме.Автор: Вячеслав УЛИТИН, поэт, член Союза писателей России
Само церковное новолетие (14 сентября) совпадает со сбором урожая. В церковном куполе - форма созревшего плода, в плодах - купол. Земля золотеет, звенят колосья ржи, пшеницы, яблоки обрушиваются прямо с неба. Тыквы горят китайскими фонарями. Все указывает на апофеоз, торжество творения. На земле будто отлилась хрустальная модель небесного.
Не случайно на сентябрь приходится два вселенских события - церковное новолетие, начало годового цикла, и Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Православная душа с радостью отправляется учиться в первый класс небесной школы.
Рождество Богородицы стоит красной заглавной буквицей в нарядной череде праздников. В самой тихой, сокровенной службе этого праздника слышится глубинная радость спасения всего человечества.
Рождение человека в мир - великое событие. На Руси рождение ребенка воспринималось как торжество целого рода, венец и слава его. Принеся новорожденного в храм для крещения, нарекая ему святое христианское имя, родители просили у Бога благословение для него на долгую жизнь во благо семье и миру.
Вспоминается в эти светоносные дни мое посещение Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия. Ослепительные краски художника создают ощущение реального присутствия при рождении Божией Матери. Словно взял художник свою цветоносную гамму у отдыхающей от трудов праведных земли. И вот плоды: достаются из ульев душистые медовые соты, проходят яркие ярмарки. Сбор урожая, заботы о грядущей зиме у православного народа естественно связаны с щедростью. Хозяйственная скупость идет рука об руку с милостью. Запасся на зиму земными плодами - поделись ими с ближним, не столь удачливым. Все вторит милостивому бытию Божией Матери.
Даже луковый день совпадает с днями Рождества Богородицы. Лук - золотые купола, чеснок - серебряные. Их запасают на долгие зимние холода. «У зимы-то брюхо большое, она, матушка, все приест», - рассудительно говорит мне сосед. Золотыми гирляндами будет висеть лук в темных сухих чуланах, напоминая о начале церковного года, напитывая человека поистине духовной солнечностью на всю оставшуюся жизнь.
И вот уж подоспел канун праздника Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Вся Вселенная имеет форму креста: крест - в цветах, в переплете окон, в дереве, в самолете, наконец, в самом человеке, раскинувшем руки. Вспоминается картина Сальвадора Дали «Атомный крест». «В каждом древе - распятый Господь, / В каждом колосе - тело Христово». (Анна Ахматова). В православном понимании, крест - это Победа. Царь нашей жизни Христос сделал его своим троном. В Успенском соборе владыка Евлогий поднимает крест высоко вверх, благословляя им все четыре стороны света. Так мы и живем под спасительной сенью Животворящего Креста. Выходя из храма, начинаю смотреть на все через кресты. Вот они сияют над куполами на фоне бархатно-алого заката, приподнимая весь наш древний город, обращая его в небесный град.
…Осень катится к своей зрелой середине, неспешно продвигаясь к знаменательному празднику - Покрову Божией Матери (14 октября). Он отмечается на Руси с XII века по благословению святого благоверного князя Андрея Боголюбского. В этот день само небо, родное и сокровенное, спускается на молящихся в храмах. Как когда-то во Влахернской церкви зримо предстал сей Покров взору блаженного Андрея и Епифания. «Я жду, я вспоминаю, что скоро радостное придет, Покров какой-то, будем мочить антоновку… Вижу лучики, лучики лампадки, будто это на небе звездочки, и там, высоко за звездами, - сверкающий омофор - Покров. И мне ничего не страшно». (И.Шмелев, «Лето Господне»). И нам ничего не страшно, живущим внутри этого православного праздника.
Русский философ Василий Розанов буквально по пальцам пересчитывал праздничные службы, сокрушаясь, что не на каждую из них он смог попасть. Простое переписывание календаря дает очень много. Что стоит только одно перечисление праздников: день апостола и евангелиста Иоанна Богослова, память препод.Сергия Радонежского…Последний осенний праздник, начинающий зимние, - Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). В народе рифмуют: «Введенье разбивает леденье». Народ одомашнил, по сути, этот высокий праздник. Божия Матерь, будучи еще маленькой девочкой, поднимается по лестнице - так ее вхождение в храм изображают на иконе. Вот и мы вслед за ней тщимся подняться над своей суетностью и греховностью мира, и вхождение это дается нам непросто, но Матерь Божия своими чистотой и терпением учит нас подлинному восхождению.
Все перечисленные праздники связаны с именем Божией Матери. Во всем видна красота Покрова, соединенного с золотым покровом деревьев, атласно-синим небосводом. И даже первые изморозные дождинки на ветках названы «слезами Богородицы». Весь мир объят любовью Матери Жизни, Ее предстательством перед Богом. «Радуйся, Радосте наша. Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», - поют предстоящие в храме.Автор: Вячеслав УЛИТИН, поэт, член Союза писателей России
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru