Церковь не справляетсяСвященнослужители все больше становятся похожи на чиновников
22.09.2011 19:30 Рубрика: Общество
Мой хороший знакомый, священник, заявил мне: «Зачем вы, СМИ, и ты, в частности, лезете в церковные дела? Мы и сами разберемся». Я ему возразила: во-первых, где вы были со своими разбирательствами, когда моя близкая родственница, бывшая православная, соблазнившись поведением некоторых служителей, уходила в секту? Во-вторых, почему ваши собратья во главе с таким «зубром», как Всеволод Чаплин, на передаче НТВ спасовали перед безбожником, богохульником и желающим показаться «потрясателем основ» А. Невзоровым? Решимости и мудрости Чаплина хватило только на высказывания типа «сам дурак», а не на нормальную дискуссию и апологию Православия и Церкви перед миллионами телезрителей. И наконец, в-третьих. Что вообще значит «мы сами»? А мы-то кто? Ведь все мы, в том числе и многие мои коллеги, хотят ли этого или нет иные батюшки и владыки, тоже чада Божии и Церкви. Даже те, которым дали прозвище «захожане». И на их лепту в том числе - уж, батюшка, извините - материально существуют и храмы, и их служители вместе с золотом куполов и дорогими автомобилями. Останутся ли они захожанами, воцерковятся или покинут церковную ограду навсегда, зависит и от того, как их встретят и что они увидят в церкви. Знакомый батюшка промолчал, но вроде не обиделся - в отличие от паломников, возвращавшихся от храма Покрова на Нерли 5 июля, потрясенных трапезой высоких духовных лиц. Одна женщина тогда сказала: «Ведь совершенно не думают о собственном самосохранении». Видно жива генетическая память у народа. В списке «мироедов» сотню лет назад вслед за помещиком и капиталистом шел не кто иной, как поп (вспомните советские учебники по истории). Конечно, наш народ, ни в чем не знающий меры, под руководством комиссаров обратил свою ненависть и на всю Церковь, и на таких же, как крестьяне, тружеников - сельских священников, и на болевших душой за церковный народ образованнейших людей своего времени - епископов-миссионеров и проповедников. Но, как повелось в нашей стране, история ничему не учит. Вот-вот в списке самых нелюбимых персонажей вслед за олигархами и чиновниками народ поставит служителей Церкви. Звоночки все громче. Сначала было обращение к власти ученых мужей против клерикализации. Потом пошли заявления против введения преподавания Основ православной культуры, теперь иные генералы открыто протестуют против присутствия духовенства в армии. Наконец, атеисты создали свою организацию (пока еще не зарегистрированную) - Фонд «Здравомыслие» и пытаются взывать к правителям с требованием возвращения к нормам Конституции (заметим, кстати, что для князей церкви эти нормы - давно уже пустая абстракция). Повод для такого обращения - возмущение по поводу охраны патриарха наряду с первыми лицами силами ФСО, то есть на средства всех налогоплательщиков. Можно ожидать и следующих поводов.
Надежды на безусловную поддержку иерархии властями и в будущем, думаю, вряд ли основательны. Государство отвело Церкви и ее служителям определенную роль. В геополитическом плане высшие иерархи во главе с патриархом должны оказывать влияние на постсоветском пространстве, если не останавливая, то замедляя расползание объектов российских интересов, а также укреплять связи с диаспорой по всему миру. Деятельность Святейшего, например, на Украине (последний визит стоил патриарху расстройства здоровья) и в Ницце, где с помощью светской дипломатии пытаются отобрать у Константинопольского патриарха русский храм, хорошо вписывается в эту концепцию. А в своей стране священник как помощник государства видится таким: это борец с пороками общества, некий хранитель «русской старины», рассказчик всяких интересных и поучительных историй, где-то даже артист, причем разных жанров, психолог и психотерапевт, желательно бесплатный, и наконец, идейный вдохновитель попыток остановить вымирание нации. К сожалению, с властями во многом солидарно общество. Хотя у Церкви и ее служителей задача-то другая: спасение человека в вечности, восстановление его связи с Богом. Все остальные задачи если и наличествуют, то носят «прикладной» характер. Обратимся к Св. Писанию. Апостола Павла в Афинах эпикурейские и стоические философы приводят в ареопаг. Афиняне и иностранцы, любившие услышать что-нибудь новое, внимают апостолу, пока он в своей речи не доходит до воскресения мертвых, и тогда «одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деяния, гл. 17). Нужны ли современным «эпикурейцам» главные постулаты христианской веры? Будут ли власти заморачиваться над тем, что выходит за рамки их интересов? Вот простой пример. Несмотря на участие в рождественских службах ее представителей, власть продолжает ради зимних забав толстосумов погружать всю страну в новогодний многодневный загул и пьянство в дни строгого поста.
Однако что мы видим по части сотрудничества с государством в последнее время? В области демографии Церковь не только пытается бороться с абортами, но и часто в лице «старчиков» запрещает духовным чадам или сводит на нет и сами супружеские отношения, объявляя их «грязным делом». Проповеди с амвона при советской власти отслеживались и, если надо, «корректировались» соответствующими госорганами. Теперь батюшка, за которым не может уследить и архиерей, может говорить с амвона обо всем, что душе угодно, от идей «царебожия», до войны с китайцами. Даже попытки Патриархии вводить цензуру на распространяемую в храмах литературу не всегда имеют успех, если за автором запрещенного издания, которое немедленно превратится в библиографическую редкость, стоят, например, реальные представители силовых ведомств. И уж совсем нет никакого контроля за отношениями духовников (а ими могут быть и «младостарцы», и монархисты, и модернисты, и сталинисты) и их духовных чад (среди которых встречаются офицеры, депутаты, бизнесмены).
И во «внешней политике» проблемы. Патриархи древних Церквей все-таки создали «пентархию» без РПЦ. На днях завершился саммит, на котором затрагивался вопрос географических границ поместных Церквей. Исследователи увидели здесь прозрачный намек на Украину, которую Константинополь считает подконтрольной своей юрисдикции, о чем заявлялось еще в 1924 году с отсылкой к году 1589, когда Украинская церковь как бы и не входила в Российскую. И здесь же может встать вопрос диаспор.
А кто-то видит за действиями Константинополького Вселенского патриарха, не желающего признавать равным себе патриарха Московского, уши ЦРУ и Госдепа США, которым какое бы то ни было влияние России в мире совсем ни к чему.
Вот и представьте, вдруг кто-то из больших начальников и скажет (или подумает): «А ведь г-н Гундяев со своей задачей не справляется. Так стоит ли - исходя из всего - закрывать глаза на привольную жизнь «олигархиереев» и на действия вышедших из-под контроля церковников?». На политическом небосклоне уже появляются новые звезды. Да и нынешние президент и премьер являются отцами всей нации, а не только верующих Московской Патриархии. Медведев вон предложил олигархам поделиться с молодежью своим богатым опытом. А в передаче Сергея Доренко «Русские сказки» Михаил Леонтьев справедливо заметил, что методы накопления капиталов у этих бизнесменов совсем не согласуются с христианскими ценностями.
На этом фоне всякие открытые письма, обращения к высшим должностным лицам, публикации в СМИ против представителей РПЦ уже изрядно раздражают не только общество, но, думаю, и власть. А могут и совсем надоесть, как и растущее недовольство народа.
Я часто спрашивала: а почему у Церкви нет службы собственной безопасности. Видимо, заблуждалась. Она, возможно, и есть. Но вот нет нормальных аналитиков. Раньше хоть юродивые могли безбоязненно говорить правду (это, как нерв, свидетельствующий о болезни). Теперь все молчат, опасаясь негативных последствий. Во Владимирской епархии уже вовсю ходили видеоматериалы со свидетельскими показаниями, подкрепленные копиями документов из прокуратуры и жалоб прихожан, а их «герой» отец Р. продолжал оставаться благочинным. Журналисты - и местные, и московские - не знали, что делать с этой «бомбой» - настолько сильной и потенциально разрушительной она была. Даже А. Пиманов в «Человеке и законе» на нее только намекнул. Как нельзя кстати подвернулась очередная заварушка с Боголюбовским монастырем… Но по чувствам многих верующих был нанесен сильнейший удар. Боюсь, если кому-то понадобится, эта «бомба» еще рванет. А вдруг такая не одна?
Что же делать простым людям? Объединяться вокруг честных пастырей, каких немало. Молиться за владык - нет Церкви без епископа. И не заявлять малодушно: «Больше в таку церкву не пойду». Нельзя бросать больную мать - тем более, что в ее болезнях повинны мы все. И не молчать. Свободу слова и печати еще не запретили. Рисунок с сайта caricatura.ruАвтор: Мария Павлова
Надежды на безусловную поддержку иерархии властями и в будущем, думаю, вряд ли основательны. Государство отвело Церкви и ее служителям определенную роль. В геополитическом плане высшие иерархи во главе с патриархом должны оказывать влияние на постсоветском пространстве, если не останавливая, то замедляя расползание объектов российских интересов, а также укреплять связи с диаспорой по всему миру. Деятельность Святейшего, например, на Украине (последний визит стоил патриарху расстройства здоровья) и в Ницце, где с помощью светской дипломатии пытаются отобрать у Константинопольского патриарха русский храм, хорошо вписывается в эту концепцию. А в своей стране священник как помощник государства видится таким: это борец с пороками общества, некий хранитель «русской старины», рассказчик всяких интересных и поучительных историй, где-то даже артист, причем разных жанров, психолог и психотерапевт, желательно бесплатный, и наконец, идейный вдохновитель попыток остановить вымирание нации. К сожалению, с властями во многом солидарно общество. Хотя у Церкви и ее служителей задача-то другая: спасение человека в вечности, восстановление его связи с Богом. Все остальные задачи если и наличествуют, то носят «прикладной» характер. Обратимся к Св. Писанию. Апостола Павла в Афинах эпикурейские и стоические философы приводят в ареопаг. Афиняне и иностранцы, любившие услышать что-нибудь новое, внимают апостолу, пока он в своей речи не доходит до воскресения мертвых, и тогда «одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деяния, гл. 17). Нужны ли современным «эпикурейцам» главные постулаты христианской веры? Будут ли власти заморачиваться над тем, что выходит за рамки их интересов? Вот простой пример. Несмотря на участие в рождественских службах ее представителей, власть продолжает ради зимних забав толстосумов погружать всю страну в новогодний многодневный загул и пьянство в дни строгого поста.
Однако что мы видим по части сотрудничества с государством в последнее время? В области демографии Церковь не только пытается бороться с абортами, но и часто в лице «старчиков» запрещает духовным чадам или сводит на нет и сами супружеские отношения, объявляя их «грязным делом». Проповеди с амвона при советской власти отслеживались и, если надо, «корректировались» соответствующими госорганами. Теперь батюшка, за которым не может уследить и архиерей, может говорить с амвона обо всем, что душе угодно, от идей «царебожия», до войны с китайцами. Даже попытки Патриархии вводить цензуру на распространяемую в храмах литературу не всегда имеют успех, если за автором запрещенного издания, которое немедленно превратится в библиографическую редкость, стоят, например, реальные представители силовых ведомств. И уж совсем нет никакого контроля за отношениями духовников (а ими могут быть и «младостарцы», и монархисты, и модернисты, и сталинисты) и их духовных чад (среди которых встречаются офицеры, депутаты, бизнесмены).
И во «внешней политике» проблемы. Патриархи древних Церквей все-таки создали «пентархию» без РПЦ. На днях завершился саммит, на котором затрагивался вопрос географических границ поместных Церквей. Исследователи увидели здесь прозрачный намек на Украину, которую Константинополь считает подконтрольной своей юрисдикции, о чем заявлялось еще в 1924 году с отсылкой к году 1589, когда Украинская церковь как бы и не входила в Российскую. И здесь же может встать вопрос диаспор.
А кто-то видит за действиями Константинополького Вселенского патриарха, не желающего признавать равным себе патриарха Московского, уши ЦРУ и Госдепа США, которым какое бы то ни было влияние России в мире совсем ни к чему.
Вот и представьте, вдруг кто-то из больших начальников и скажет (или подумает): «А ведь г-н Гундяев со своей задачей не справляется. Так стоит ли - исходя из всего - закрывать глаза на привольную жизнь «олигархиереев» и на действия вышедших из-под контроля церковников?». На политическом небосклоне уже появляются новые звезды. Да и нынешние президент и премьер являются отцами всей нации, а не только верующих Московской Патриархии. Медведев вон предложил олигархам поделиться с молодежью своим богатым опытом. А в передаче Сергея Доренко «Русские сказки» Михаил Леонтьев справедливо заметил, что методы накопления капиталов у этих бизнесменов совсем не согласуются с христианскими ценностями.
На этом фоне всякие открытые письма, обращения к высшим должностным лицам, публикации в СМИ против представителей РПЦ уже изрядно раздражают не только общество, но, думаю, и власть. А могут и совсем надоесть, как и растущее недовольство народа.
Я часто спрашивала: а почему у Церкви нет службы собственной безопасности. Видимо, заблуждалась. Она, возможно, и есть. Но вот нет нормальных аналитиков. Раньше хоть юродивые могли безбоязненно говорить правду (это, как нерв, свидетельствующий о болезни). Теперь все молчат, опасаясь негативных последствий. Во Владимирской епархии уже вовсю ходили видеоматериалы со свидетельскими показаниями, подкрепленные копиями документов из прокуратуры и жалоб прихожан, а их «герой» отец Р. продолжал оставаться благочинным. Журналисты - и местные, и московские - не знали, что делать с этой «бомбой» - настолько сильной и потенциально разрушительной она была. Даже А. Пиманов в «Человеке и законе» на нее только намекнул. Как нельзя кстати подвернулась очередная заварушка с Боголюбовским монастырем… Но по чувствам многих верующих был нанесен сильнейший удар. Боюсь, если кому-то понадобится, эта «бомба» еще рванет. А вдруг такая не одна?
Что же делать простым людям? Объединяться вокруг честных пастырей, каких немало. Молиться за владык - нет Церкви без епископа. И не заявлять малодушно: «Больше в таку церкву не пойду». Нельзя бросать больную мать - тем более, что в ее болезнях повинны мы все. И не молчать. Свободу слова и печати еще не запретили. Рисунок с сайта caricatura.ruАвтор: Мария Павлова
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru