о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

О происхождении белого камня во Владимиро-Суздальском зодчестве

19.09.2011 16:10 Рубрика: Общество


Автор этой статьи Людмила Петровна Строгова - выпускница МГУ. В 60-е годы прошлого века она работала старшим научным сотрудником Владимирской специальной научной реставрационной мастерской, а в 70-е годы была заместителем председателя Областного общества охраны памятников истории и культуры. Памятники белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII вв. составляют целую эпоху в развитии древнерусской архитектуры и являются подлинной жемчужиной нашей национальной культуры.

Памятники сложены из тесаного известняка - это мелкокристаллический камень теплых тонов, мягкий в обработке.

Применение горных пород в качестве естественного строительного материала имеет свою историю. Первые свидетельства о строительстве храмов из белого камня относятся к тому времени, когда князем Владимиро-Суздальской земли был Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха, основавшего Владимир на Клязьме. Во время его княжения возрастает политическая роль Владимиро-Суздальского княжества. При нем в 1152 году был построен белокаменный храм Бориса и Глеба в селе Кидекша под Суздалем. Его преемник Андрей Боголюбский возводит белокаменные княжеские палаты и церковь Рождества в Боголюбове (1158-1165), храм Покрова на Нерли (1165), Успенский собор (1158) и Золотые ворота (1164) во Владимире, Спасский собор в Переславле-Залесском (1152). Позднее был построен Рождественский собор в Суздале (1222-1225), Георгиевский собор в Юрьев-Польском (1234). Многие из этих храмов имеют на своих фасадах бесценные белокаменные рельефы.

Откуда же наши предки брали для строительства такой прекрасный материал, как белый камень, оказавшийся к тому же столь долговечным?

Письменные источники свидетельствуют о том, что камень привозили из болгарской земли. Один из первых исследователей владимиро-суздальского зодчества С.Строганов пишет: «В 1158 году был заложен во Владимире каменный собор во имя Успения пресвятой Богородицы весь из белого камня, привезенного водою из Болгарии». Тут же он делает ссылку на рукописное житие Андрея Боголюбского, где говорится о том, что храм Покрова на Нерли был сложен из этого же камня. Сооружая храм на месте впадения реки Нерли в Клязьму, Андрей Боголюбский создавал торговый и военный порт, откуда княжеские дружины шли в походы на волжских болгар.

Однако Николай Николаевич Воронин, наш земляк, исследователь древнерусской архитектуры, выражая сомнение по поводу утверждения древнего летописца, указывал на то, что важнейшие постройки закончены Андреем Боголюбским еще до его похода на волжских болгар в 1164 году. Происхождение «болгарской легенды», по мнению Н.Н.Воронина, вероятно, было связано с тем, что белый камень возили во Владимир из каменоломен, находившихся в низовьях Оки, у границы с волжскими болгарами. Но, по данным исторической геологии, в низовьях Оки нет выхода известняков, идентичных известнякам наших белокаменных памятников.

Современные авторы (К.А.Рейтлингер, П.В.Флоренский, М.Н.Соловьева) доказывают, что материал для наших памятников добывали в пещерных каменоломнях Подмосковья. Проведя детальные анализы камней из соборов XII-XIII веков, построенных до монгольского нашествия, они пришли к выводу, что известняки относятся к мячковскому и подольскому горизонту среднего карбона, который имеет выход не у села Мячково, а восточнее, у реки Пахры. Авторы указывают и путь подвоза: из р.Пахры в Москву-реку, затем волоком в р.Ворю в районе Мытищ и водой по реке Клязьме во Владимир, а затем вниз по Клязьме и вверх по р.Нерли в Суздаль и далее в Юрьев-Польский.

Сомнение вызывает тот факт, что совсем отбрасываются летописные свидетельства, хотя они довольно убедительны. Можно предположить, что церковь Бориса и Глеба, храм Покрова на Нерли, Золотые ворота и Успенский собор строились из камня одних каменоломен, а другие - в частности, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьев-Польском - из известняка, добытого в Подмосковье.

В пользу летописного свидетельства говорит тот факт, что древнейшие из известных в Поволжье выходы известняков расположены на южной границе волжских болгар.

Химический состав известняков из этих карьеров и анализ образцов камня, из которых в XII в. были сложены палаты Андрея Боголюбского, показал их идентичность.

Таким образом, есть все основания полагать, что часть наших белокаменных построек сложена из болгарского камня, а другая, возможно - из камня мячковских карьеров.

Возникает естественный вопрос: а нет ли древних белокаменных карьеров в нашей области? Известняк издревле разрабатывался в Гусь-Хрустальном, Меленковском, Ковровском и Вязниковском уездах. Но это был камень слоистой конструкции, желтого цвета, иногда пористый. И помимо плотного известняка в строительстве храмов применяли туфовый камень, который шел на кладку сводов, купола, в забутовку внутри стен. Так, стены Рождественского собора в Суздале в их нижней части сложены из крупных блоков пористого известняка.

Белый камень из Георгиевского карьера в Меленковском районе очень подходит по химическим и физическим свойствам к камням, из которых сложен Успенский собор во Владимире. Поэтому, когда в 80-х годах XIX в. проводили реставрационные работы Успенского собора, использовали этот камень.

Таким образом, можно заключить, что палаты Андрея Боголюбского, Золотые ворота во Владимире, первоначальный объем Успенского собора, церковь Покрова на Нерли были построены с применением белого камня, вывозимого водой из Волжской Болгарии. Другая часть белокаменных построек - из пещерных каменоломен Подмосковья. Это Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьев-Польском, Рождественский собор в Суздале.Автор: Людмила СТРОГОВА

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости