Мы в долгу перед Андреем Боголюбским
01.09.2011 16:30 Рубрика: Общество
В Синодальном отделе Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества состоялся «круглый стол» на тему: «Восстановление исторической справедливости и церковной значимости деяний святого благоверного князя Андрея Боголюбского». Участие в его работе принял представитель Владимирской епархии - руководитель комиссии по культуре и связям с музейным сообществом священник Алексий Головченко, с которым встретился корр. «М».
- Отец Алексий, очевидно, что Андрей Боголюбский стал сегодня знаковой фигурой для государства в связи с 900-летием со дня его рождения и инициативой президента Медведева возобновить в будущем году празднование Дня российской государственности, в становлении которой Андрей Боголюбский сыграл одну из ключевых ролей. Все начинают готовиться, каждый по-своему, к этому празднику. По чьей инициативе было решено провести этот «круглый стол»?
- Инициатором встречи выступили, увы, не мы, а Фонд Андрея Боголюбского, созданный больше трех месяцев назад в Москве. Так же, как, к сожалению, не владимирцы, а президент России выступил с инициативой празднования юбилея российской государственности. Меня удивляет наше отношение к владимирскому святому князю, метафорой которого стал огромный интерес народа к привезенной из Лувра армилле. Даже принадлежность ее князю точно не установлена, но наплечник привезли из Лувра, и к нему было паломничество. Между тем в ста метрах находится самая главная святыня - мощи Андрея Боголюбского, но к ним никто не идет.
- Какие еще парадоксы нам нужно преодолеть для восстановления исторической справедливости и церковной значимости деяний святого благоверного князя Андрея Боголюбского?
- Протоиерей Всеволод Чаплин так выразил состояние нашего сегодняшнего сознания: «В последние годы нам пытаются внушить, что история России - это история неудач. Обращение к подвигу, жизни, примеру князя Андрея Боголюбского - один из прекрасных способов вернуть народу национальное самоуважение. Путь князя Андрея Боголюбского - это не путь прошлого, а путь для единственно возможного будущего России, в котором бы народ чувствовал себя не только комфортно, но и достойно в смысле своей исторической миссии». Участники «круглого стола» были едины во мнении, что мы в долгу перед Андреем Боголюбским. Президент Международного фонда славянской письменности и культуры Александр Крутов отметил, что к образу этого князя обращались правители Руси-России в переломные периоды истории, от Ивана Грозного до Петра I, который был инициатором канонизации Андрея Боголюбского.
Игумен Серапион (Митько) в своем выступлении подчеркнул, что именно Андрей Боголюбский заложил основы христианской политики на Руси и потому может служить идеалом христианского политика и считаться покровителем российских политиков. В свою очередь, советник Госдумы РФ Степан Медведко заявил, что образ князя может стать путеводным - прежде всего для московских политиков, так как именно Андрей Боголюбский сделал Москву градом, а не деревней Кучковичей, за что и принял от них смерть. С. Медведко предложил обратиться к мэру Москвы с просьбой об установке памятника Андрею Боголюбскому.
- Отец Алексий, вы - не только руководитель епархиального отдела, но и директор православной гимназии. С педагогической точки зрения, каким вам видится процесс восстановления имени князя Андрея Боголюбского в истории России?
- Я говорил на «круглом столе» еще и о новом открытии этого имени, в том числе в учебниках истории для современной школы. Необходимо провести прямую линию от Андрея Боголюбского через Александра Невского, Дмитрия Донского к Александру II, инициатору учреждения в России праздника российской государственности в 1862 году, и далее - к современности, к современному понятию государственности.
- Какие тактические наработки стали итогом «круглого стола»?
- В числе конкретных шагов по популяризации фигуры Андрея Боголюбского как покровителя православной политики были обозначены установление памятника Андрею Боголюбскому во Владимире и в Москве, возведение в Москве храма Андрея Боголюбского, проведение тематических выставок и конкурсов, поддержка инициатив по созданию кино- и мультипликационных фильмов по эпизодам из жизни святого благоверного князя Андрея.
- Насколько, на ваш взгляд, настроены сами владимирцы, жители города, в котором княжил и который возвеличил Андрей Боголюбский, достойно встретить юбилей российской государственности?
- Сегодняшний ажиотаж, когда возлагается столько надежд на то, чтобы город Владимир получил статус духовной столицы России, напоминает мне ситуацию с человеком, на которого неожиданно свалилось наследство от далекой бабушки, которую он знать не знал и никогда не видел. Мы должны задать себе вопрос: а какое отношение мы имеем к Андрею Боголюбскому, чтобы считаться его наследниками? Мы о нем почти ничего не знаем, он нам не интересен, но мы суетимся, чтобы что-то получить от Москвы.
Почему-то я не вижу наших депутатов ни на службах в храмах, ни на «круглых столах». Инициатором празднования Дня российской государственности выступил не губернатор и не глава города. Мы готовы стать наследниками сами не знаем чего. В имени Андрея Боголюбского нас привлекает только сиюминутное - тот же наплечник из Лувра, а о духовном мы забываем. Нельзя спекулировать именем князя, при этом не приходя в храм, не совершая молитву. Почему мы не задумываемся, что наши церковные праздники связаны с государственностью? Но мы празднуем эти праздники отдельно - Церковь и государство. А ведь провозглашение на литургии «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» - это молитва за тех, кто царствует. Возвращение имени Андрея Боголюбского надо начинать с нашего возвращения в храм.Автор: Римма АНДРЕЕВА
- Отец Алексий, очевидно, что Андрей Боголюбский стал сегодня знаковой фигурой для государства в связи с 900-летием со дня его рождения и инициативой президента Медведева возобновить в будущем году празднование Дня российской государственности, в становлении которой Андрей Боголюбский сыграл одну из ключевых ролей. Все начинают готовиться, каждый по-своему, к этому празднику. По чьей инициативе было решено провести этот «круглый стол»?
- Инициатором встречи выступили, увы, не мы, а Фонд Андрея Боголюбского, созданный больше трех месяцев назад в Москве. Так же, как, к сожалению, не владимирцы, а президент России выступил с инициативой празднования юбилея российской государственности. Меня удивляет наше отношение к владимирскому святому князю, метафорой которого стал огромный интерес народа к привезенной из Лувра армилле. Даже принадлежность ее князю точно не установлена, но наплечник привезли из Лувра, и к нему было паломничество. Между тем в ста метрах находится самая главная святыня - мощи Андрея Боголюбского, но к ним никто не идет.
- Какие еще парадоксы нам нужно преодолеть для восстановления исторической справедливости и церковной значимости деяний святого благоверного князя Андрея Боголюбского?
- Протоиерей Всеволод Чаплин так выразил состояние нашего сегодняшнего сознания: «В последние годы нам пытаются внушить, что история России - это история неудач. Обращение к подвигу, жизни, примеру князя Андрея Боголюбского - один из прекрасных способов вернуть народу национальное самоуважение. Путь князя Андрея Боголюбского - это не путь прошлого, а путь для единственно возможного будущего России, в котором бы народ чувствовал себя не только комфортно, но и достойно в смысле своей исторической миссии». Участники «круглого стола» были едины во мнении, что мы в долгу перед Андреем Боголюбским. Президент Международного фонда славянской письменности и культуры Александр Крутов отметил, что к образу этого князя обращались правители Руси-России в переломные периоды истории, от Ивана Грозного до Петра I, который был инициатором канонизации Андрея Боголюбского.
Игумен Серапион (Митько) в своем выступлении подчеркнул, что именно Андрей Боголюбский заложил основы христианской политики на Руси и потому может служить идеалом христианского политика и считаться покровителем российских политиков. В свою очередь, советник Госдумы РФ Степан Медведко заявил, что образ князя может стать путеводным - прежде всего для московских политиков, так как именно Андрей Боголюбский сделал Москву градом, а не деревней Кучковичей, за что и принял от них смерть. С. Медведко предложил обратиться к мэру Москвы с просьбой об установке памятника Андрею Боголюбскому.
- Отец Алексий, вы - не только руководитель епархиального отдела, но и директор православной гимназии. С педагогической точки зрения, каким вам видится процесс восстановления имени князя Андрея Боголюбского в истории России?
- Я говорил на «круглом столе» еще и о новом открытии этого имени, в том числе в учебниках истории для современной школы. Необходимо провести прямую линию от Андрея Боголюбского через Александра Невского, Дмитрия Донского к Александру II, инициатору учреждения в России праздника российской государственности в 1862 году, и далее - к современности, к современному понятию государственности.
- Какие тактические наработки стали итогом «круглого стола»?
- В числе конкретных шагов по популяризации фигуры Андрея Боголюбского как покровителя православной политики были обозначены установление памятника Андрею Боголюбскому во Владимире и в Москве, возведение в Москве храма Андрея Боголюбского, проведение тематических выставок и конкурсов, поддержка инициатив по созданию кино- и мультипликационных фильмов по эпизодам из жизни святого благоверного князя Андрея.
- Насколько, на ваш взгляд, настроены сами владимирцы, жители города, в котором княжил и который возвеличил Андрей Боголюбский, достойно встретить юбилей российской государственности?
- Сегодняшний ажиотаж, когда возлагается столько надежд на то, чтобы город Владимир получил статус духовной столицы России, напоминает мне ситуацию с человеком, на которого неожиданно свалилось наследство от далекой бабушки, которую он знать не знал и никогда не видел. Мы должны задать себе вопрос: а какое отношение мы имеем к Андрею Боголюбскому, чтобы считаться его наследниками? Мы о нем почти ничего не знаем, он нам не интересен, но мы суетимся, чтобы что-то получить от Москвы.
Почему-то я не вижу наших депутатов ни на службах в храмах, ни на «круглых столах». Инициатором празднования Дня российской государственности выступил не губернатор и не глава города. Мы готовы стать наследниками сами не знаем чего. В имени Андрея Боголюбского нас привлекает только сиюминутное - тот же наплечник из Лувра, а о духовном мы забываем. Нельзя спекулировать именем князя, при этом не приходя в храм, не совершая молитву. Почему мы не задумываемся, что наши церковные праздники связаны с государственностью? Но мы празднуем эти праздники отдельно - Церковь и государство. А ведь провозглашение на литургии «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» - это молитва за тех, кто царствует. Возвращение имени Андрея Боголюбского надо начинать с нашего возвращения в храм.Автор: Римма АНДРЕЕВА
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru