Передел епархийВладык становится больше. Лучше ли от этого церковному народу?
16.08.2011 13:00 Рубрика: Общество
Православные нескольких крупных епархий РПЦ не могут отойти от последних решений патриарха Кирилла, принятых в Киеве на Синоде в жестком административном стиле.
Еще несколько епархий поделены на части, перемещены на другие кафедры архиереи, кто-то отправлен в отставку. В патриархию пошли петиции, которые скорее всего останутся без ответа. В Омске сожалеют о владыке Феодосии - почисленном на покой, но, несмотря на преклонный возраст, как пишут, полном энергии. Его харьковский коллега, митрополит Никодим, старше на шесть лет – и ничего, управляет епархией. Митрополит Владимир, пробыв в Ташкенте 21 год, переведен в Омск. По этому поводу кто-то даже иронизирует: это ему припомнили рукоположение в священный сан Иоанна Охлобыстина, который аккурат в эти дни празднует 45-летний юбилей, будучи в запрете в священнослужении по собственной просьбе.
Архиепископ Екатеринбургский Викентий (владимирцы могли видеть его в качестве почетного гостя, возглавлявшего торжества на Боголюбивую) в течение 12 лет возрождал на Урале святыни, в первую очередь связанные с почитанием царя-мученика Николая Второго: Храм-на-Крови, Ганину яму. Его стараниями епархия приобрела фарфоровый завод и создала практически единственный вещающий на всю страну православный телеканал «Союз». Кстати, неизвестно, как сложится теперь судьба этого канала после того, как епархию сократили на две трети. Также беспокоит теперь будущее духовных школ, гимназий и обителей в самых экономически развитых северных округах - Тюменской и Тобольской епархиях. Владыка Викентий о своем назначении в Ташкент, по его словам, ничего не знал до Синода и о далеком Туркестанском крае получает представление из книг, которые срочно изучает. Кроме того, о таком серьезном шаге, как дробление Уральской епархии, с ним как лучше всех знающим обстановку специалистом никто не посоветовался. Даже «рупор Кирилла» протодиакон Андрей Кураев выражает свое недоумение - несмотря на то, что всегда поддерживал политику патрона и за него даже готов был словесно «порвать» «оппозиционных» архиереев – таких, к примеру, как братья Капалины – бывший управделами Климент и тюменский владыка Димитрий.
Кураев рассуждает, что дробление епархий серьезно понизит статус архиереев в глазах светских руководителей - например, губернаторов. Со свойственной ему прямотой он полагает, что мышление светского аппаратчика по отношению к владыкам будет таким: «Вас много, а я один, посему, в очередь, сукины дети, в очередь».
Вроде и неплохо было бы, если бы епископы приблизились к народу. Но при нежелании архиереев менять образ жизни (неограниченная власть и неподконтрольность никому, возможность иметь все удовольствия жизни) вряд ли что изменится к лучшему. Как бы не стало хуже: увеличится, как и в государстве, количество чиновников, любой уездный епископ захочет жить как митрополит: служить в дорогих облачениях, иметь резиденции с обслугой, хорошие епархиальные управления, автопарк - если не как у губернатора, то не хуже, чем у мэра, и т.д., и т.п. по списку - согласно доктрине поборника богатства церкви и роскоши ее высших служителей о. Всеволода Чаплина. Все это ляжет дополнительным бременем на нищих и полунищих прихожан. Если при наличии, к примеру, трехсот приходов владыка мог навестить каждый раз в год или реже, то теперь это будет гораздо чаще со всеми вытекающими последствиями – организация архиерейской службы, прием, обустройство, конвертики владыке и его свите и т. д. А также новые налоги, усиленный контроль за настоятелями. Еще появятся проблемы взаимоотношений с мэрами, которые не всегда дружат с губернаторами. О таких перспективах говорят не только исследователи, но и рядовые священники и миряне. А отношение к последним со стороны «князей церкви» еще раз проиллюстрировал случай, который обсуждается благодаря СМИ и Интернету уже за пределами нашей области (пока еще не поделенной на несколько епархий). 5 июля после службы в Боголюбовском монастыре прихожане и паломники поспешили на молебен вслед за сановитыми гостями, уехавшими на подобающих их положению автомобилях по заповедному лугу, но вместо молебна у храма Покрова на Нерли стали свидетелями трапезы в шатрах. Ставших ненужными мирян, в т.ч. детей, отгоняли и не пускали с солнцепека даже к озеру и в туалет.
Радушными (для избранных) хозяевами были архимандрит Иннокентий, ныне назначенный епископом в новую Нижнетагильскую епархию, и архимандрит Нил - как пишут, соискатель «хлебного места».
А пока православные в ожидании: какая епархия следующая? И вновь ни народ, ни священство, ни даже епархиальных архиереев никто не спросит. Ведь и тогда, на Синоде и Архиерейском соборе, как пишет Кураев, «никто не пискнул… Такое молчание при наличии отрицательного консенсуса епископов означает, что с культурой диалога и объяснения в нашей Церкви все еще очень сложно». И как бы спохватившись, что далеко зашел, главный миссионер Руси оговаривается: «Я заранее готов признать, что мое мнение об этом проекте некомпетентно. Дробящая реформа только началась. А дуракам, как известно, наполовину сделанную работу не показывают…». То есть, несмотря на напущенный туман, можно сделать вывод: то ли еще будет! Считают ли при этом дураками Кураева и всех прочих, мнение которых сходно с кураевским (а таких немало) – или нет? А архиерей, он и в Азии архиерей. Произведенный в митрополиты новый Ташкентский владыка Викентий уже говорит, что разделение Екатеринбург-ской епархии – обдуманный и взвешенный ход Священного синода и вообще, что благодаря разделению епархий нравственная обстановка в России улучшится.
Фото с сайта www.diapazon.kzАвтор: Мария Павлова
Еще несколько епархий поделены на части, перемещены на другие кафедры архиереи, кто-то отправлен в отставку. В патриархию пошли петиции, которые скорее всего останутся без ответа. В Омске сожалеют о владыке Феодосии - почисленном на покой, но, несмотря на преклонный возраст, как пишут, полном энергии. Его харьковский коллега, митрополит Никодим, старше на шесть лет – и ничего, управляет епархией. Митрополит Владимир, пробыв в Ташкенте 21 год, переведен в Омск. По этому поводу кто-то даже иронизирует: это ему припомнили рукоположение в священный сан Иоанна Охлобыстина, который аккурат в эти дни празднует 45-летний юбилей, будучи в запрете в священнослужении по собственной просьбе.
Архиепископ Екатеринбургский Викентий (владимирцы могли видеть его в качестве почетного гостя, возглавлявшего торжества на Боголюбивую) в течение 12 лет возрождал на Урале святыни, в первую очередь связанные с почитанием царя-мученика Николая Второго: Храм-на-Крови, Ганину яму. Его стараниями епархия приобрела фарфоровый завод и создала практически единственный вещающий на всю страну православный телеканал «Союз». Кстати, неизвестно, как сложится теперь судьба этого канала после того, как епархию сократили на две трети. Также беспокоит теперь будущее духовных школ, гимназий и обителей в самых экономически развитых северных округах - Тюменской и Тобольской епархиях. Владыка Викентий о своем назначении в Ташкент, по его словам, ничего не знал до Синода и о далеком Туркестанском крае получает представление из книг, которые срочно изучает. Кроме того, о таком серьезном шаге, как дробление Уральской епархии, с ним как лучше всех знающим обстановку специалистом никто не посоветовался. Даже «рупор Кирилла» протодиакон Андрей Кураев выражает свое недоумение - несмотря на то, что всегда поддерживал политику патрона и за него даже готов был словесно «порвать» «оппозиционных» архиереев – таких, к примеру, как братья Капалины – бывший управделами Климент и тюменский владыка Димитрий.
Кураев рассуждает, что дробление епархий серьезно понизит статус архиереев в глазах светских руководителей - например, губернаторов. Со свойственной ему прямотой он полагает, что мышление светского аппаратчика по отношению к владыкам будет таким: «Вас много, а я один, посему, в очередь, сукины дети, в очередь».
Вроде и неплохо было бы, если бы епископы приблизились к народу. Но при нежелании архиереев менять образ жизни (неограниченная власть и неподконтрольность никому, возможность иметь все удовольствия жизни) вряд ли что изменится к лучшему. Как бы не стало хуже: увеличится, как и в государстве, количество чиновников, любой уездный епископ захочет жить как митрополит: служить в дорогих облачениях, иметь резиденции с обслугой, хорошие епархиальные управления, автопарк - если не как у губернатора, то не хуже, чем у мэра, и т.д., и т.п. по списку - согласно доктрине поборника богатства церкви и роскоши ее высших служителей о. Всеволода Чаплина. Все это ляжет дополнительным бременем на нищих и полунищих прихожан. Если при наличии, к примеру, трехсот приходов владыка мог навестить каждый раз в год или реже, то теперь это будет гораздо чаще со всеми вытекающими последствиями – организация архиерейской службы, прием, обустройство, конвертики владыке и его свите и т. д. А также новые налоги, усиленный контроль за настоятелями. Еще появятся проблемы взаимоотношений с мэрами, которые не всегда дружат с губернаторами. О таких перспективах говорят не только исследователи, но и рядовые священники и миряне. А отношение к последним со стороны «князей церкви» еще раз проиллюстрировал случай, который обсуждается благодаря СМИ и Интернету уже за пределами нашей области (пока еще не поделенной на несколько епархий). 5 июля после службы в Боголюбовском монастыре прихожане и паломники поспешили на молебен вслед за сановитыми гостями, уехавшими на подобающих их положению автомобилях по заповедному лугу, но вместо молебна у храма Покрова на Нерли стали свидетелями трапезы в шатрах. Ставших ненужными мирян, в т.ч. детей, отгоняли и не пускали с солнцепека даже к озеру и в туалет.
Радушными (для избранных) хозяевами были архимандрит Иннокентий, ныне назначенный епископом в новую Нижнетагильскую епархию, и архимандрит Нил - как пишут, соискатель «хлебного места».
А пока православные в ожидании: какая епархия следующая? И вновь ни народ, ни священство, ни даже епархиальных архиереев никто не спросит. Ведь и тогда, на Синоде и Архиерейском соборе, как пишет Кураев, «никто не пискнул… Такое молчание при наличии отрицательного консенсуса епископов означает, что с культурой диалога и объяснения в нашей Церкви все еще очень сложно». И как бы спохватившись, что далеко зашел, главный миссионер Руси оговаривается: «Я заранее готов признать, что мое мнение об этом проекте некомпетентно. Дробящая реформа только началась. А дуракам, как известно, наполовину сделанную работу не показывают…». То есть, несмотря на напущенный туман, можно сделать вывод: то ли еще будет! Считают ли при этом дураками Кураева и всех прочих, мнение которых сходно с кураевским (а таких немало) – или нет? А архиерей, он и в Азии архиерей. Произведенный в митрополиты новый Ташкентский владыка Викентий уже говорит, что разделение Екатеринбург-ской епархии – обдуманный и взвешенный ход Священного синода и вообще, что благодаря разделению епархий нравственная обстановка в России улучшится.
Фото с сайта www.diapazon.kzАвтор: Мария Павлова
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru