о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Ошибка Солоухина

21.07.2011 14:20 Рубрика: Общество


В Юрьев-Польском я не смог удержаться, чтобы не постоять у всемирно известного белокаменного шедевра - храма, названного в честь святого Георгия. Он, если вдуматься, - полномочный представитель наших далеких предков…

Первый раз об этом соборе я в юном возрасте прочитал у Владимира Солоухина, в его «Владимирских проселках»: «Строгость линий, отсутствие каких бы то ни было завитушек и финтифлюшек, создающих ложную красоту, и, наконец, тонкая каменная резьба по наружным стенам говорили о неиспорченных вкусах зодчих XII века».

Писатель полвека назад первым публично ратовал за сохранение этого дошедшего до наших дней творенья зодчих Руси:

«Мнения многих ученых сходятся на том, что этот собор если и не заключать под стеклянный колпак, то все же стоило бы сохранить: ведь второго Юрий Долгорукий уже не построит!».

Далее Владимир Алексеевич сообщал нам, читателям, в каком плачевном состоянии находится Георгиевский собор...

К сожалению, наш выдающийся писатель-земляк, перед литературным и гражданским подвигом которого я преклоняюсь, был несколько неточен, рассказывая во «Владимирских проселках» об одиннадцатом дне своего путешествия и делясь впечатлениями о встрече с этим неповторимым памятником отечества.

Солоухин ошибся. Он стоял не у собора, построенного «мастерами Юрия Долгорукого» в двенадцатом столетии, а у храма, который воздвиг внук Юрия Долгорукого, первый Юрьевский удельный князь Святослав в XIII веке, а еще точнее - в 1234 году. Долгоруковская же каменная церковь, простояв до 1230 года, стала разрушаться. Она, скорее всего, была похожа на дошедшие до наших дней творенья мастеров Юрия Долгорукого: церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском - одноглавые, четырехстопные, простые, с почти ровной поверхностью стен, без особого убранства, с узкими окнами-бойницами…

Святослав не стал по неизвестной нам причине ее восстанавливать. Вполне возможно, она ему не нравилась, а может быть, он захотел превзойти своего дядю Андрея Боголюбского, воздвигшего «Белого Лебедя» - Храм Покрова на Нерли (у него каменной резьбой украшена верхняя купольная часть) или своего отца Всеволода Большое Гнездо, чей Дмитриевский собор был расписан резьбой «по пояс»…

Я точно сказать не берусь. Но смею утверждать, что Святослав Всеволодович не случайно продолжил развитие русского зодчества в свое время таким вот великолепным образом. Фасад Георгиевского собора, вся его поверхность были украшены резьбой, как говорится, с головы до пят. Наверняка упомянутые выше владимирские соборы, среди которых прошли его детские годы, оказали свое влияние на это решение…

Смею утверждать, много лет изучая тот период, что ни одна зодческая школа Древней Руси, а точнее XII-XIII веков, не может равняться с Владимиро-Суздальским и Юрьевским белокаменным великолепием по художественной раскованности, образного разнообразия, воплощения духовного в камне.

В целом же общая русская культура того времени опережала в своем развитии многие европейские страны. И если бы не последовавшее вскоре опустошительное нашествие монголо-татар, при котором наша культура была разрушена и приостановила свое дальнейшее уникальное развитие, то неизвестно еще, каким бы путем шла европейская история и цивилизация…

Впрочем, давайте вернемся к встрече писателя Владимира Солоухина с Георгиевским собором. Здесь я также должен заметить, что и этот храм, который воздвигли приглашенные князем Святославом белокаменных дел мастера во главе с зодчим Бакуном, Владимир Алексеевич увидел лишь частично, ибо собор разрушился в XV веке. Вот что говорится в летописи за 1471 год:

«Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святой Георгий… а резана на камени вси, и развалилася вси до земли, повелением князя великого, Василий Дмитреев ту церкви собрал вся изнова и поставил, как и прежде».

Речь идет о великом московском князе Иване III и дьяке Василии Дмитриевиче Ермолине. Последнего, узнав о случившимся в Юрьеве-Польском, князь послал восстановить храм. Василий сын Дмитриев уже до этого отличился работами в Московском Кремле и во Владимире, где восстанавливал Золотые ворота и церковь Воздвиженья на Торгу.

Конечно, «как прежде» Василию Ермолину храм в Юрьеве восстановить не удалось, о чем свидетельствуют многочисленные резные камни разных размеров с изображениями ликов, животных и растений… Они сиротливо стоят в сегодняшнем Георгиевском соборе, и мы можем около них при желании постоять и оценить во всей полноте великое рукотворное искусство древних каменосечцев.

Этим искусным камням Ермолин и его подручные мастера места при восстановлении церковных стен не нашли…

Мудрость замысла, духовная фантазия, искусство древних мастеров были так высоки, что у ермолинцев голова пошла кругом, они не смогли разгадать смысл всего задуманного предшественниками и сделали, что сумели, по своему разумению. Собор где-то на треть стал меньше ростом…

Надо заметить, что в те времена большую роль играл язык символов, который оказался недоступным Ермолину, но легко читался простым прихожанином, жившим в XIII веке. Свой символический смысл читался в сюжете, композиции, цвете и т. д. Существует версия, что стены Георгиевского собора были покрыты не только резьбой, но и раскрашены…

Такая символика позволяла творцу выразить и настроение своей эпохи, и чувства своих современников, и даже злободневность. Все то, что изображалось в произведениях, не было произвольным или случайным. Древнерусское искусство было тесно связано с православной церковью, ее духовным учением.

Но главное Ермолин все-таки осуществил. Собранный им храм святого Георгия простоял до наших дней.

В минувшем XX веке тайна замысла князя Святослава Всеволодовича и зодчего Бакуна была разгадана учеными и архитекторами. Среди них Г. К. Вагнер, Н.Н.Воронин, А. В. Столетов. Последние двое - наши земляки, владимирцы. Они сумели прочесть каменную книгу. Ее древние каменосечцы предназначали всем пришедшим к соборным стенам.

Среди, казалось бы, произвольного резного покрытия наши ученые мужи нашли композиции «Троица», «Вознесение Александра Македонского», «Распятие», «Преображение» и другие библейские сюжеты.

776 лет уже проплывают над обветшалым его куполом ветром гонимые облака… Год назад начались реставрационные работы этого всемирно известного памятника отечества. Правда, выделено немного средств, около четырех миллионов рублей. Но будем надеяться, что это только начало восстановления храма…

В Георгиевском соборе пока еще не идет постоянная служба. Но, стоя у этой своеобразной большой белокаменной иконы, почему-то невольно хочется покаяться, задуматься, попытаться вспомнить что-то из истории страны, те далекие события и времена, когда Юрьевское княжество играло заметную роль в образовании Русского государства.

Достаточно вспомнить прошедшее на его территории сражение на реке Колокше в 1177 году. Тогда Всеволод Большое Гнездо отстоял Владимирскую землю от совместного вторжения войск новгородского князя Мстислава, рязанского князя Глеба и приглашенных ими поганых половцев. Трагедией для всего народа стало Липицкое побоище в 1216 году между его сыновьями Константином Всеволодовичем и Юрием Всеволодовичем, не поделившими между собой власть.

Эти битвы оказали впоследствии огромное влияние на дальнейший ход русской истории…
Фото автора.Автор: Николай ЛАЛАКИН

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости