Во Владимире поэт Евтушенко увидал лица
19.07.2011 12:40 Рубрика: Общество
Во вторник 12 июля в здании Областного академического театра драмы состоялась встреча жителей Владимира и области со знаменитым русским поэтом Евгением Евтушенко. С первых же минут творческой встречи стало понятно, что поэт в России по-прежнему больше, чем поэт. Сотни владимирцев, до отказа заполнивших зрительный зал театра и балкон, бурными продолжительными аплодисментами стоя приветствовали Евгения Евтушенко. Позже, когда поэт стал читать своё знаменитое стихотворение «Идут белые снеги», все присутствовавшие в зале, словно по команде внутреннего голоса, снова встали и, затаив дыхание, слушали потрясающую оду России. Вечер большой поэзии продолжался четыре часа, и ни один человек не покинул зал, хотя со временем в нём стало довольно душно. На встречу, без преувеличения скажем, со всемирно известным русским поэтом пришли люди разных возрастов и социального положения. Было много представителей интеллигенции и, что особенно удивило, - молодых людей - как бы не треть от всех присутствовавших. Но ни в зрительном зале, ни в ложах для почётных гостей не были замечены чиновники двух ветвей областной государственной власти. С народом в этот вечер был только глава города Владимира Сергей Сахаров, оказавший большую помощь ректору Владимирского государственного гуманитарного университета, одному из ведущих российских специалистов в области русской филологии В.Малыгину в организации творческой встречи поэта с жителями и гостями города.
Впрочем, у областного чиновничества отношение к Евтушенко и его творчеству было, скажем так, непростым и в прежние времена. Евгений Александрович приезжал во Владимир в 1976 году (? - В предыдущих публикациях «М» называлась другая дата, в том числе самим поэтом. Предпринятые нами попытки документально установить точную дату, к сожалению, не дали однозначных результатов. Наиболее вероятными можно считать 1976 или 1977 год - ред.) по приглашению литературного объединения «Лукоморье», действовавшего в те годы при тракторном заводе. Пригласили его, разумеется, по согласованию с партийными и советскими органами. Возглавлял это объединение ныне известный владимирский литератор Николай Лалакин. Планировалось, что Евтушенко выступит перед тракторостроителями в Доме культуры завода и в его цехах, затем встретится со студентами политехнического института и жителями Гусь-Хрустального. Но этим планам не суждено было сбыться. Уже после выступления Евтушенко в Доме культуры Николая Лалакина отвёл в сторонку заместитель секретаря парткома тракторного завода (вероятно, по идеологической работе) и сказал, что из обкома партии поступила команда немедленно отменить остальные запланированные встречи поэта с рабочими завода, студентами и жителями области. Это же подтверждает и Ирина Григорьевна Порцевская, работавшая тогда инструктором Владимирского обкома КПСС. По её воспоминаниям, размещённым на одном из сайтов Интернета, разгорячённый секретарь обкома КПСС по идеологии Шагов лично позвонил в партком тракторного завода и в категорической форме потребовал: никаких выступлений в цехах и в институте! Везите Евтушенко в Суздаль, напоите до беспамятства и доставьте в Москву. (Застолье с неумеренным количеством горячительных напитков - один из самых грязных приёмов «нейтрализации» и компрометации неугодных личностей, которым, можно сказать, в совершенстве владели функционеры от компартии, особенно на местах - ред.). Однако с Евтушенко у главного идеолога области Шагова этот номер не прошёл, хотя его подчинённые шибко старались. Вечером поэт вернулся в гостиницу весёлым, но бодрым. Узнав, что утром его хотят спешно отправить в Москву, то есть изгнать из Владимира, поэт настоял, чтобы его тотчас доставили в обком партии. Был неурочный час, но Шагов почему-то оказался на месте. Войдя к нему в кабинет, Евтушенко якобы в сердцах бросил: «Бывал во многих странах, но изгоняли меня только Франко и вы».
Считается, что поводом для изгнания Евтушенко из Владимира стало стихотворение про советского начальника-бюрократа, по-свински относившегося к рабочим. Его поэт тоже прочёл тракторостроителям в Доме культуры. Но дело, разумеется, не только в этом произведении. Партийно-бюрократическая элита как огня боялась многих стихотворений Евгения Евтушенко. Боится она их и сейчас. Скажем, в те далёкие годы по стране ходило в списках стихотворение «Письмо к Есенину». В нём есть такие строки:
Есенин, милый, изменилась
Русь,
но сетовать, по-моему,
напрасно,
и говорить, что к лучшему,
- боюсь,
ну а сказать, что к худшему,
- опасно.
Какие стройки, спутники
в стране!
Но потеряли мы в пути
неровном
и двадцать миллионов
на войне,
и миллионы на войне
с народом.
Далее шли строчки, от которых коммунисты до сих пор впадают в бешенство и прострацию: «…И мне не хочется, поверь, задрав штаны,// бежать вослед за этим комсомолом».
С тех пор прошло почти полвека, а что нового? Разве только то, что нам пока ещё позволено говорить, что Русь сильно изменилась, и отнюдь не в лучшую сторону. И обстановка продолжает усугубляться. Только в первом квартале 2011 года, по официальным данным, число россиян, чьи доходы ниже величины прожиточного минимума (6473 рубля), увеличилось с 20,6 до 22,9 миллиона человек. Иначе говоря, в числе бедствующих - практически каждый шестой россиянин. Эксперты, однако, считают, что казённые цифры, характеризующие российскую бедность, занижены. Понятно и то, что в число 23 миллионов российских бедняков не входит жирная партийно-чиновничья и олигархическая прослойка общества, называющая себя элитой, т.е. отборной. Но ведь она живёт, да и не живёт вовсе, а только временно пребывает, в другой России, которую рассматривает как территорию свободной охоты, то есть предпринимательства и мошенничества. Такая Россия на Евтушенко не ходит. Такая Россия Евтушенко не понимает и понимать не хочет. А чего она хочет? Власти и денег, парения над законом и совестью. Но самое главное её желание в том, чтобы народ как можно дольше находился в состоянии безликой и бессловесной биомассы. Но всему есть предел. Евгений Евтушенко ещё в 1964 году в балладе «Казнь Стеньки Разина» предостерёг «отборных»:
И сквозь рыла, ряшки, хари
целовальников, менял,
словно блики среди хмари,
Стенька ЛИЦА увидал.
Были в ЛИЦАХ даль и высь,
а в глазах, угрюмо-вольных,
словно в малых тайных Волгах,
струги Стенькины неслись.
Стоит всё терпеть
бесслёзно,
Быть на дыбе, колесе,
Если рано или поздно
прорастают ЛИЦА грозно
У безликих на лице…
В настоящее время, рассказывал поэт на встрече с читателями, он с семьей живёт и работает в США. На этот счёт существует немало кривотолков. Классик русской литературы второй половины ХХ века и наступившего тысячелетия, дескать, спрятался «от тоски мятежной» в богатой Америке в то время, как сама Россия остро нуждается в его стихах, пронизанных высокой гражданственностью, в живом общении с поэтом. Но ведь слухи потому и называются кривотолками, что они толкуются криво. Передо мной прекрасно изданный сборник стихов Евтушенко «Между городом Да и городом Нет» из коллекции «Золотая серия поэзии». Он вышел в этом году, и не в Америке, а в московском издательстве «Эксмо». И речь в книжке идёт не об американских пастухах-ковбоях, а о нас с вами - о России. Так, в одном из стихотворений поэт, как и многие из нас, размышляет о том, что происходит с нашей страной, но вывод у него как всегда неординарный: «Потеряла Россия в России Россию.//Она ищет себя, как иголку в стогу…».
Далеко не все знают, что за последнее время Евгений Александрович перенёс четыре сложные операции, хотя во Владимире он упоминал только о двух, вероятно, самых поздних. Несмотря на это, поэт продолжает много и напряжённо трудиться. Пишет новые стихи, заканчивает роман под условным заголовком «Город жёлтого дьявола», по его же словам, заимствованным у Горького, готовит к изданию большую антологию произведений классиков русской литературы, новые сборники своих произведений. Всё это издаётся или будет издано в России и, прежде всего, для российского же читателя. Кроме того, Е. Евтушенко читает лекции о русской литературе в одном из американских университетов. Считает эту миссию очень важной и ответственной, поскольку ничто так не сближает народы, как литература и народная дипломатия.
Слухи о том, что Евтушенко укрылся в благополучной Америке, как одинокий парус в тихой гавани в штормовую погоду, действительно сильно преувеличены. Его новые стихи, как и прежде, регулярно печатаются в лучших российских изданиях. Беседы с ним на злободневные темы также периодически выходят на российских телеканалах, в том числе на канале «Культура». Он, как и прежде, общается со своими читателями без посредников каждый раз, когда приезжает в Россию. Приезжает не в гости, а домой. В этом году, например, приглашения на творческие встречи с читателями поэту прислали из 20 российских городов, в том числе из Москвы. Но, прилетев из США, он сразу отправился во Владимир. Поэт пояснил, что решил приехать сначала сюда, потому что этому городу было суждено сыграть большую роль в становлении Российского государства. А также потому, что Владимир долгое время был одним из главных центров и источников русской духовности. Примечательно, что следующую творческую встречу с любителями поэзии Е. Евтушенко провёл в легендарном зале Московского Политехнического музея.
Не случайно, думается, именно здесь, во Владимире, уже в самом начале общения с жителями и гостями нашего города поэт с тревогой начал говорить о пагубном влиянии так называемой попсовой культуры на всё живое в России и, прежде всего, - неокрепшие души молодых и совсем ещё юных россиян. По характерной реакции слушателей было заметно, что подавляющее большинство собравшихся полностью разделяют тревогу Е. Евтушенко. Да и как иначе. В стране на полную мощность запущена громадная индустрия по производству и распространению попсовой музыки и литературы, бульварной прессы, до пошлости примитивных, не имеющих ни малейших признаков художественной ценности киносериалов, телевизионных ток-шоу и музыкальных передач, в том числе с участием «звёзд» ресторанных подмостков и т.д., и т.п. Эксперты, выдающиеся деятели культуры, известные педагоги и представители общественности давно бьют тревогу: рейтинговые телеканалы, определённого пошиба СМИ, шоу-бизнес подсадили Россию на попсовую иглу, и надо срочно что-то делать, менять. Но власть безмолвствует, а у гражданского общества нет правовых механизмов, чтобы остановить попсовый беспредел.
Впрочем, у нас есть одно, самое надёжное средство самоочищения от всего наносного - это великая русская литература и поэзия. Об этом и история, которую рассказал на творческой встрече с владимирцами Евгений Александрович Евтушенко. Однажды, кажется, в Восточной Сибири, он услышал грустную песню о любви, которую пели женщины, полоскавшие в речке бельё. Поэт, конечно, сразу признал в ней свои стихи, но на всякий случай спросил у одной из певуний, кто автор слов этой песни? Её поют в деревне давно, пояснила она со знанием дела, но про автора слов ничего не известно, потому что песня народная. Стало быть, народ сам и сочинил её. Попса в этой деревне точно не пройдёт, потому что раньше туда пришёл Евтушенко.
Фото: Владимир Филимонов.Автор: Юрий Луговой
Впрочем, у областного чиновничества отношение к Евтушенко и его творчеству было, скажем так, непростым и в прежние времена. Евгений Александрович приезжал во Владимир в 1976 году (? - В предыдущих публикациях «М» называлась другая дата, в том числе самим поэтом. Предпринятые нами попытки документально установить точную дату, к сожалению, не дали однозначных результатов. Наиболее вероятными можно считать 1976 или 1977 год - ред.) по приглашению литературного объединения «Лукоморье», действовавшего в те годы при тракторном заводе. Пригласили его, разумеется, по согласованию с партийными и советскими органами. Возглавлял это объединение ныне известный владимирский литератор Николай Лалакин. Планировалось, что Евтушенко выступит перед тракторостроителями в Доме культуры завода и в его цехах, затем встретится со студентами политехнического института и жителями Гусь-Хрустального. Но этим планам не суждено было сбыться. Уже после выступления Евтушенко в Доме культуры Николая Лалакина отвёл в сторонку заместитель секретаря парткома тракторного завода (вероятно, по идеологической работе) и сказал, что из обкома партии поступила команда немедленно отменить остальные запланированные встречи поэта с рабочими завода, студентами и жителями области. Это же подтверждает и Ирина Григорьевна Порцевская, работавшая тогда инструктором Владимирского обкома КПСС. По её воспоминаниям, размещённым на одном из сайтов Интернета, разгорячённый секретарь обкома КПСС по идеологии Шагов лично позвонил в партком тракторного завода и в категорической форме потребовал: никаких выступлений в цехах и в институте! Везите Евтушенко в Суздаль, напоите до беспамятства и доставьте в Москву. (Застолье с неумеренным количеством горячительных напитков - один из самых грязных приёмов «нейтрализации» и компрометации неугодных личностей, которым, можно сказать, в совершенстве владели функционеры от компартии, особенно на местах - ред.). Однако с Евтушенко у главного идеолога области Шагова этот номер не прошёл, хотя его подчинённые шибко старались. Вечером поэт вернулся в гостиницу весёлым, но бодрым. Узнав, что утром его хотят спешно отправить в Москву, то есть изгнать из Владимира, поэт настоял, чтобы его тотчас доставили в обком партии. Был неурочный час, но Шагов почему-то оказался на месте. Войдя к нему в кабинет, Евтушенко якобы в сердцах бросил: «Бывал во многих странах, но изгоняли меня только Франко и вы».
Считается, что поводом для изгнания Евтушенко из Владимира стало стихотворение про советского начальника-бюрократа, по-свински относившегося к рабочим. Его поэт тоже прочёл тракторостроителям в Доме культуры. Но дело, разумеется, не только в этом произведении. Партийно-бюрократическая элита как огня боялась многих стихотворений Евгения Евтушенко. Боится она их и сейчас. Скажем, в те далёкие годы по стране ходило в списках стихотворение «Письмо к Есенину». В нём есть такие строки:
Есенин, милый, изменилась
Русь,
но сетовать, по-моему,
напрасно,
и говорить, что к лучшему,
- боюсь,
ну а сказать, что к худшему,
- опасно.
Какие стройки, спутники
в стране!
Но потеряли мы в пути
неровном
и двадцать миллионов
на войне,
и миллионы на войне
с народом.
Далее шли строчки, от которых коммунисты до сих пор впадают в бешенство и прострацию: «…И мне не хочется, поверь, задрав штаны,// бежать вослед за этим комсомолом».
С тех пор прошло почти полвека, а что нового? Разве только то, что нам пока ещё позволено говорить, что Русь сильно изменилась, и отнюдь не в лучшую сторону. И обстановка продолжает усугубляться. Только в первом квартале 2011 года, по официальным данным, число россиян, чьи доходы ниже величины прожиточного минимума (6473 рубля), увеличилось с 20,6 до 22,9 миллиона человек. Иначе говоря, в числе бедствующих - практически каждый шестой россиянин. Эксперты, однако, считают, что казённые цифры, характеризующие российскую бедность, занижены. Понятно и то, что в число 23 миллионов российских бедняков не входит жирная партийно-чиновничья и олигархическая прослойка общества, называющая себя элитой, т.е. отборной. Но ведь она живёт, да и не живёт вовсе, а только временно пребывает, в другой России, которую рассматривает как территорию свободной охоты, то есть предпринимательства и мошенничества. Такая Россия на Евтушенко не ходит. Такая Россия Евтушенко не понимает и понимать не хочет. А чего она хочет? Власти и денег, парения над законом и совестью. Но самое главное её желание в том, чтобы народ как можно дольше находился в состоянии безликой и бессловесной биомассы. Но всему есть предел. Евгений Евтушенко ещё в 1964 году в балладе «Казнь Стеньки Разина» предостерёг «отборных»:
И сквозь рыла, ряшки, хари
целовальников, менял,
словно блики среди хмари,
Стенька ЛИЦА увидал.
Были в ЛИЦАХ даль и высь,
а в глазах, угрюмо-вольных,
словно в малых тайных Волгах,
струги Стенькины неслись.
Стоит всё терпеть
бесслёзно,
Быть на дыбе, колесе,
Если рано или поздно
прорастают ЛИЦА грозно
У безликих на лице…
В настоящее время, рассказывал поэт на встрече с читателями, он с семьей живёт и работает в США. На этот счёт существует немало кривотолков. Классик русской литературы второй половины ХХ века и наступившего тысячелетия, дескать, спрятался «от тоски мятежной» в богатой Америке в то время, как сама Россия остро нуждается в его стихах, пронизанных высокой гражданственностью, в живом общении с поэтом. Но ведь слухи потому и называются кривотолками, что они толкуются криво. Передо мной прекрасно изданный сборник стихов Евтушенко «Между городом Да и городом Нет» из коллекции «Золотая серия поэзии». Он вышел в этом году, и не в Америке, а в московском издательстве «Эксмо». И речь в книжке идёт не об американских пастухах-ковбоях, а о нас с вами - о России. Так, в одном из стихотворений поэт, как и многие из нас, размышляет о том, что происходит с нашей страной, но вывод у него как всегда неординарный: «Потеряла Россия в России Россию.//Она ищет себя, как иголку в стогу…».
Далеко не все знают, что за последнее время Евгений Александрович перенёс четыре сложные операции, хотя во Владимире он упоминал только о двух, вероятно, самых поздних. Несмотря на это, поэт продолжает много и напряжённо трудиться. Пишет новые стихи, заканчивает роман под условным заголовком «Город жёлтого дьявола», по его же словам, заимствованным у Горького, готовит к изданию большую антологию произведений классиков русской литературы, новые сборники своих произведений. Всё это издаётся или будет издано в России и, прежде всего, для российского же читателя. Кроме того, Е. Евтушенко читает лекции о русской литературе в одном из американских университетов. Считает эту миссию очень важной и ответственной, поскольку ничто так не сближает народы, как литература и народная дипломатия.
Слухи о том, что Евтушенко укрылся в благополучной Америке, как одинокий парус в тихой гавани в штормовую погоду, действительно сильно преувеличены. Его новые стихи, как и прежде, регулярно печатаются в лучших российских изданиях. Беседы с ним на злободневные темы также периодически выходят на российских телеканалах, в том числе на канале «Культура». Он, как и прежде, общается со своими читателями без посредников каждый раз, когда приезжает в Россию. Приезжает не в гости, а домой. В этом году, например, приглашения на творческие встречи с читателями поэту прислали из 20 российских городов, в том числе из Москвы. Но, прилетев из США, он сразу отправился во Владимир. Поэт пояснил, что решил приехать сначала сюда, потому что этому городу было суждено сыграть большую роль в становлении Российского государства. А также потому, что Владимир долгое время был одним из главных центров и источников русской духовности. Примечательно, что следующую творческую встречу с любителями поэзии Е. Евтушенко провёл в легендарном зале Московского Политехнического музея.
Не случайно, думается, именно здесь, во Владимире, уже в самом начале общения с жителями и гостями нашего города поэт с тревогой начал говорить о пагубном влиянии так называемой попсовой культуры на всё живое в России и, прежде всего, - неокрепшие души молодых и совсем ещё юных россиян. По характерной реакции слушателей было заметно, что подавляющее большинство собравшихся полностью разделяют тревогу Е. Евтушенко. Да и как иначе. В стране на полную мощность запущена громадная индустрия по производству и распространению попсовой музыки и литературы, бульварной прессы, до пошлости примитивных, не имеющих ни малейших признаков художественной ценности киносериалов, телевизионных ток-шоу и музыкальных передач, в том числе с участием «звёзд» ресторанных подмостков и т.д., и т.п. Эксперты, выдающиеся деятели культуры, известные педагоги и представители общественности давно бьют тревогу: рейтинговые телеканалы, определённого пошиба СМИ, шоу-бизнес подсадили Россию на попсовую иглу, и надо срочно что-то делать, менять. Но власть безмолвствует, а у гражданского общества нет правовых механизмов, чтобы остановить попсовый беспредел.
Впрочем, у нас есть одно, самое надёжное средство самоочищения от всего наносного - это великая русская литература и поэзия. Об этом и история, которую рассказал на творческой встрече с владимирцами Евгений Александрович Евтушенко. Однажды, кажется, в Восточной Сибири, он услышал грустную песню о любви, которую пели женщины, полоскавшие в речке бельё. Поэт, конечно, сразу признал в ней свои стихи, но на всякий случай спросил у одной из певуний, кто автор слов этой песни? Её поют в деревне давно, пояснила она со знанием дела, но про автора слов ничего не известно, потому что песня народная. Стало быть, народ сам и сочинил её. Попса в этой деревне точно не пройдёт, потому что раньше туда пришёл Евтушенко.
Фото: Владимир Филимонов.Автор: Юрий Луговой
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru