о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Тайна наплечников Андрея Боголюбского

30.06.2011 21:40 Рубрика: Общество


Несколько лет я изучаю неизвестные страницы истории так называемых наплечников Андрея Боголюбского, один из которых сейчас является украшением Лувра, другой - Германского национального музея в Нюрнберге. А в начале прошлого века оба наплечника являлись российским культурно-историческим достоянием.

Распутывать почти детективную историю этих уникальных экспонатов мне помогают коллеги из разных музеев. Жанник Дюран из музеев Лувра - организатор и куратор выставки «Святая Русь», которая с огромным успехом прошла в 2010 г. в Париже, - предложил устроить в нашем музее мини-выставку двух наплечников. Было бы очень символично, если бы во Владимире через века вновь смогли бы встретиться эти два артефакта! Пусть совсем ненадолго, но они вернулись бы на Владимиро-Суздальскую землю, с которой долгое время была связана их история. К сожалению, руководство Германского национального музея в Нюрнберге отказалось привезти свой раритет. А наплечник из Лувра на два дня вернётся в музей, экспонатом которого он был в прошлом веке.

Зарубежные специалисты считают, что наплечники, иначе называемые нарамниками или армиллами, были изготовлены маасскими (лотарингскими) ювелирами около 1170-1180 гг. Две массивные медные позолоченные накладки с эмалевыми изображениями на евангельские сюжеты «Распятие» и «Воскресение Христово» служили парадными наплечными браслетами, регалиями германских королей или императоров Священной римской империи - может быть, самого Фридриха Барбароссы! В исторической литературе их также принято связывать с именем Андрея Боголюбского. Судьба этих уникальных экспонатов тесно связана с историей Владимиро-Суздальской Руси.

Пластина с композицией «Воскресение Христово» хранилась в ризнице Успенского собора г. Владимира и упоминается в описи 1693 г. Местные краеведы обратили внимание на раритет в середине XIX в. - В.И. Доброхотов упоминает ее в своем сочинении «Памятники древности во Владимире Кляземском». В 1890 г. «финифтяный княжеский нарамник» был представлен на археологической выставке в Москве. В 1906 г. «наплечник великокняжеского кафтана, украшенный лиможской эмалью» был главным экспонатом выставки в новом здании Владимирского музея. Потом он вернулся в ризницу собора. С 1919 г. примерно до 1933 г. этот шедевр был экспонатом Владимирского музея. Затем уникальным произведением искусства заинтересовались в столице.

В архивах сохранилась переписка между руководством Оружейной палаты Московского Кремля и Владимирского музея о передаче по просьбе москвичей наплечника в Москву, датируемая октябрем 1932 года. Во Владимир даже направили сотрудника Оружейной палаты для получения этого памятника по доверенности. Передача, кажется, не состоялась. Но недолго уникальный экспонат оставался во Владимире. Вероятно, в 1933 г. с целью получения валюты раритет был продан за границу. По сведениям французских коллег, уже в октябре 1934 г. армилла с изображением Воскресения была куплена Обществом друзей Лувра у известного парижского антиквара Н. Бримо и подарена музею. Так наплечник из Владимира стал украшением известнейшего музея мира.

Любопытна история и второго наплечника. Пластина с композицией «Распятие Христа» была найдена в 60-е годы XIX в. известным русским археологом, историком искусства Г.Д. Филимоновым в одном из монастырей Владимирской губернии. Он не указал название монастыря, из которого происходит эта замечательная находка. Но есть сведения, что наплечник с Распятием был «приобретен в одном из Переславских монастырей». Почему Филимонов скрыл место находки? Вероятно, обнаружение второго наплечника в Переславле-Залесском не очень согласовывалось с теорией Филимонова о принадлежности их Андрею Боголюбскому.

Видимо, не зная, как объяснить появление одного наплечника в Переславле - городе, который не ассоциируется с именем князя Андрея, - Филимонов о месте его находки сказал неопределенно. Примечательно, что только в публикации Георгия Дмитриевича говорится о том, что наплечник из Успенского собора сначала был при мощах князя Андрея, а потом попал в ризницу. У других авторов об этой легенде не сообщается ни слова. Пластина с Распятием экспонировалась в 1867 г. на Всемирной выставке в Париже, где комиссаром русского отдела истории труда был Г.Д. Филимонов. После выставки наплечник, вероятно, хранился в его частной коллекции.

После смерти Филимонова в 1898 г. накладка оказалась в частном собрании художника М.П. Боткина. В 1919 г. коллекцию Боткина национализировали и частично передали в Эрмитаж (но там наш наплечник не значился), частично распродали. В то время за границу с целью получения валюты были проданы многие шедевры культуры, и второй наплечник в 1930-е годы тоже оказался за границей. Долгое время он находился в частном собрании барона фон Гирша. В июне 1978 г. на аукционе Сотбис в Лондоне эмалевую пластину с Распятием приобрел Германский национальный музей в Нюрнберге.

Когда и как армиллы попали в Россию, доподлинно не известно. Вероятно, их древнейшая история так и останется тайной - до сих пор не удается разгадать загадки наплечников. Однако увидеть своими глазами один из них - шедевр из Лувра - можно 5-6 июля во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике (ул. Большая Московская, 58, Палаты, второй этаж). Не упустите редкую возможность!Автор: Мария РОДИНА, кандидат исторических наук, заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника по научной работе

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости