Мирские нравы, бездумно привнесенные в церковную жизнь, заканчиваются трагедией
28.06.2011 19:10 Рубрика: Общество
В рядах русского духовенства очередная потеря. На этот раз священник не сгорел заживо вместе с семьей, ему не вонзили в сердце нож, не проломили голову и не застрелили прямо в храме. Но эта жертва более страшная, точнее, самая страшная. В предыдущих случаях была мученическая кончина. Теперь суицид - как известно, самый тяжкий грех.
Если верить СМИ, бывший настоятель Успенского собора Трифоновского монастыря (Кировская область) о.Петр Шак был обнаружен повешенным в своем доме. В апреле новый управляющий епархией архиепископ Марк отправил отца Петра вместе с другими уважаемыми батюшками в заштат, потому что у него, архиерея, должна быть новая «своя команда». Одним словом, как у мэров, губернаторов и президентов, меняют «команды», выгоняя на улицу помощников их предшественника. Мирское, так сказать, влияние с более тяжелыми последствиями. Что такое «заштат» поясню. Это совсем не то, что у госчиновника - например, мэра, который еще год после отставки будет получать жалование и потом не останется без пенсии. По новым правилам, заштатный священник остается без куска хлеба, поскольку не имеет права служить. Пенсии тоже нет: у многих отсутствует трудовая книжка, у кого есть - выпадают годы восстановления храмов из руин, поскольку никакой бухгалтерии там не велось. В остальных приходах если и есть официальная зарплата, то минимальная, с соответствующими выплатами в пенсионный фонд. Матушки часто не работают, но не от хорошей жизни: кому нужна работница, кочующая за мужем с прихода на приход. И никаких компенсаций - как, например, у военных!
Далее несчастный кировский батюшка попадает с инфарктом в больницу. Оклемавшись, пытается встретиться с владыкой Марком - тот его игнорирует. Наконец семью священника, оба сына которого служат в армии, выгоняют из церковного дома, который должны занять «свои». Мольбы священника не хотят слышать, ему и матушке угрожают тюрьмой. И - страшный финал этого тупика, выход из которого о. Петр увидел только в петле.
Прошу прокомментировать случившееся священников из Владимирской епархии. Однако следует отказ, что, мол, церковному начальству это может не понравиться. Пояснения дает знакомая матушка. «Любого могут загнать в угол, как несчастного отца Петра, за которого не знаем как и молиться, - поведала она. - Сведения из СМИ противоречивы. Уже говорят, что в заштат о. Петра никто не отправлял, просто, оставив в соборе, сняли с должности настоятеля, в которой он пробыл почти 20 лет, что в этой истории замешаны огромные деньги… Однако о. Всеволод Чаплин говорит, что владыка Марк, его однокашник, человек жесткий. И все высказывают мысли, озвученные «протодиаконом всея Руси» Андреем Кураевым: «…Самое неприятное и узнаваемое - это отказ епископа от встречи с устраняемым священником. Епископ, призванный быть слугой всем, зная, что ломает судьбу человека, даже и не встречается с ним, не пробует выслушать, понять, в чем-то добром поддержать… Так ВЕЗДЕ…». То, что делают новоназначенные архиереи, - обычное явление и ни для кого не секрет. Гонят заслуженных протоиереев, тащат «свою команду» на ключевые должности - хорошо, если не «голубых». Что бы ты ни сделал, как бы тебя ни любил народ, сколько храмов бы ни восстановил - не посмотрят, вышвырнут, как негодный хозяин старого пса. Есть еще пикантная особенность некоторых владык. Они прямо-таки болезненно ненавидят женатых, семейных священников. Понятно, почему - из зависти: сами они ради карьеры отказались от создания семьи. Могут иметь «отношения» - только тайно. Кроме того, всегда есть опасность, что это может стать объектом шантажа на пути карьерного роста. А что уж говорить о тех же «голубых»!
Мы все молимся за владыку Евлогия, чтобы он подольше оставался на кафедре. Не потому, что он самый лучший, а из-за того, что более-менее знаем, чего ожидать от него и его окружения и как к этому готовиться. Но, скорее всего, патриарх Кирилл не простит ему ни Боголюбовского монастыря, ни Виталия Рысева (священника, приютившего беглянок из монастыря - ред.). А вообще, священник для архиерея - обычный крепостной раб, из которого можно выжать все соки и выбросить, как мусор. Бедный отец Петр, вероятно, насколько это возможно в «системе», был честным священником, если не имел даже своего жилья. Более «практичные» батюшки жилищный вопрос пытаются «решить» в первую очередь. Ищут спонсоров, в том числе и для того, чтобы откупаться от архиереев. Не могут найти - взвинчивают цены на требы. Священник не имеет никаких правовых способов защитить себя и свою семью. Я знаю нескольких своих «коллег»-матушек, которые вынуждены были бросаться «на амбразуру». Даже один ну очень высокопоставленный священник когда-то не посчитал для себя зазорным использовать свою супругу в качестве «тарана».В результате добился всего, чего хотел.
Наш архипастырь отгородился высокими стенами, и его покой в цитадели охраняет щит из секретарей. А уж если совсем не будет выхода при каком-нибудь больно «крутом» владыке - остается пригласить ТВ, облить себя бензином и держать зажигалку, пока владыка не отменит самодурный указ в отношении батюшки», - с горечью сказала матушка. А также задала риторический вопрос руководителям государства: как они могли допустить создание в стране параллельной структуры власти в виде епископата РПЦ, которая никем не контролируется и никому не подчиняется, игнорирует любые государственные законы, начиная с Конституции, лишает священников и даже мирян - граждан России - их основных прав и свобод: на труд, отдых, обращение за защитой в госструктуры, медицинское и пенсионное обслуживание и т.д. И, наконец, она пожелала мирянам: «Защищайте своих пастырей, большинство которых честно исполняют свои обязанности, молясь и с вами, и за вас, разделяя с вами радости и горести. Обращайтесь в СМИ по всем известным вам случаям архиерейского произвола, если высокое церковное руководство не хочет вас и нас слышать…».
А еще добавила, что некоторые батюшки начинают подумывать о работе «на гражданке» - на всякий случай. Как во времена гонений на Церковь вынуждены были делать их собратья. Фото с сайта copypast.ru.Автор: Мария Павлова
Если верить СМИ, бывший настоятель Успенского собора Трифоновского монастыря (Кировская область) о.Петр Шак был обнаружен повешенным в своем доме. В апреле новый управляющий епархией архиепископ Марк отправил отца Петра вместе с другими уважаемыми батюшками в заштат, потому что у него, архиерея, должна быть новая «своя команда». Одним словом, как у мэров, губернаторов и президентов, меняют «команды», выгоняя на улицу помощников их предшественника. Мирское, так сказать, влияние с более тяжелыми последствиями. Что такое «заштат» поясню. Это совсем не то, что у госчиновника - например, мэра, который еще год после отставки будет получать жалование и потом не останется без пенсии. По новым правилам, заштатный священник остается без куска хлеба, поскольку не имеет права служить. Пенсии тоже нет: у многих отсутствует трудовая книжка, у кого есть - выпадают годы восстановления храмов из руин, поскольку никакой бухгалтерии там не велось. В остальных приходах если и есть официальная зарплата, то минимальная, с соответствующими выплатами в пенсионный фонд. Матушки часто не работают, но не от хорошей жизни: кому нужна работница, кочующая за мужем с прихода на приход. И никаких компенсаций - как, например, у военных!
Далее несчастный кировский батюшка попадает с инфарктом в больницу. Оклемавшись, пытается встретиться с владыкой Марком - тот его игнорирует. Наконец семью священника, оба сына которого служат в армии, выгоняют из церковного дома, который должны занять «свои». Мольбы священника не хотят слышать, ему и матушке угрожают тюрьмой. И - страшный финал этого тупика, выход из которого о. Петр увидел только в петле.
Прошу прокомментировать случившееся священников из Владимирской епархии. Однако следует отказ, что, мол, церковному начальству это может не понравиться. Пояснения дает знакомая матушка. «Любого могут загнать в угол, как несчастного отца Петра, за которого не знаем как и молиться, - поведала она. - Сведения из СМИ противоречивы. Уже говорят, что в заштат о. Петра никто не отправлял, просто, оставив в соборе, сняли с должности настоятеля, в которой он пробыл почти 20 лет, что в этой истории замешаны огромные деньги… Однако о. Всеволод Чаплин говорит, что владыка Марк, его однокашник, человек жесткий. И все высказывают мысли, озвученные «протодиаконом всея Руси» Андреем Кураевым: «…Самое неприятное и узнаваемое - это отказ епископа от встречи с устраняемым священником. Епископ, призванный быть слугой всем, зная, что ломает судьбу человека, даже и не встречается с ним, не пробует выслушать, понять, в чем-то добром поддержать… Так ВЕЗДЕ…». То, что делают новоназначенные архиереи, - обычное явление и ни для кого не секрет. Гонят заслуженных протоиереев, тащат «свою команду» на ключевые должности - хорошо, если не «голубых». Что бы ты ни сделал, как бы тебя ни любил народ, сколько храмов бы ни восстановил - не посмотрят, вышвырнут, как негодный хозяин старого пса. Есть еще пикантная особенность некоторых владык. Они прямо-таки болезненно ненавидят женатых, семейных священников. Понятно, почему - из зависти: сами они ради карьеры отказались от создания семьи. Могут иметь «отношения» - только тайно. Кроме того, всегда есть опасность, что это может стать объектом шантажа на пути карьерного роста. А что уж говорить о тех же «голубых»!
Мы все молимся за владыку Евлогия, чтобы он подольше оставался на кафедре. Не потому, что он самый лучший, а из-за того, что более-менее знаем, чего ожидать от него и его окружения и как к этому готовиться. Но, скорее всего, патриарх Кирилл не простит ему ни Боголюбовского монастыря, ни Виталия Рысева (священника, приютившего беглянок из монастыря - ред.). А вообще, священник для архиерея - обычный крепостной раб, из которого можно выжать все соки и выбросить, как мусор. Бедный отец Петр, вероятно, насколько это возможно в «системе», был честным священником, если не имел даже своего жилья. Более «практичные» батюшки жилищный вопрос пытаются «решить» в первую очередь. Ищут спонсоров, в том числе и для того, чтобы откупаться от архиереев. Не могут найти - взвинчивают цены на требы. Священник не имеет никаких правовых способов защитить себя и свою семью. Я знаю нескольких своих «коллег»-матушек, которые вынуждены были бросаться «на амбразуру». Даже один ну очень высокопоставленный священник когда-то не посчитал для себя зазорным использовать свою супругу в качестве «тарана».В результате добился всего, чего хотел.
Наш архипастырь отгородился высокими стенами, и его покой в цитадели охраняет щит из секретарей. А уж если совсем не будет выхода при каком-нибудь больно «крутом» владыке - остается пригласить ТВ, облить себя бензином и держать зажигалку, пока владыка не отменит самодурный указ в отношении батюшки», - с горечью сказала матушка. А также задала риторический вопрос руководителям государства: как они могли допустить создание в стране параллельной структуры власти в виде епископата РПЦ, которая никем не контролируется и никому не подчиняется, игнорирует любые государственные законы, начиная с Конституции, лишает священников и даже мирян - граждан России - их основных прав и свобод: на труд, отдых, обращение за защитой в госструктуры, медицинское и пенсионное обслуживание и т.д. И, наконец, она пожелала мирянам: «Защищайте своих пастырей, большинство которых честно исполняют свои обязанности, молясь и с вами, и за вас, разделяя с вами радости и горести. Обращайтесь в СМИ по всем известным вам случаям архиерейского произвола, если высокое церковное руководство не хочет вас и нас слышать…».
А еще добавила, что некоторые батюшки начинают подумывать о работе «на гражданке» - на всякий случай. Как во времена гонений на Церковь вынуждены были делать их собратья. Фото с сайта copypast.ru.Автор: Мария Павлова
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru