«Сбились мы. Что делать нам!»
21.06.2011 18:00 Рубрика: Общество
31 августа 1830 года Пушкин покидал Москву с тяжёлым сердцем. Совсем недавно была его помолвка с Натальей Гончаровой. Оба семейства уже готовились к свадьбе. И вдруг крупная неприятность: будущая тёща Александра Сергеевича устроила поэту скандал. Пушкин понял: если кто-то и сможет расстроить его женитьбу, то только она. Тем не менее, он не стал ждать, когда улягутся страсти, хотя в сложившейся ситуации это было крайне необходимо, а засобирался в Болдино, где планировал поработать не более одного месяца. На его решение уехать в глухой Лукояновский уезд Нижегородской губернии, в состав которого тогда входило село Болдино, не повлияли даже разговоры о том, что в центральной России началась холера. Добравшись до Владимира по тракту, по которому увозили на каторгу в Сибирь декабристов, он не поехал по столбовой дороге в Нижний, а свернул на Судогду и Муром. Эта дорога до Арзамаса, а затем - Лукояновского уезда была значительно короче, чем нижегородская. Забегая вперёд, заметим, что из-за карантина, объявленного в связи с эпидемией холеры, Пушкин задержался в Болдине не на один месяц, как планировал, а на целых три. Но какие это были месяцы! За это время он написал две последние главы романа «Евгений Онегин» - восьмую и девятую, маленькие трагедии «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан», пять повестей, «Сказку о попе и работнике его Балде», неоконченные «Сказку о медведихе» и «Историю села Горюхино», несколько критических статей и около 30 стихов. Первым же в этом ряду стоит одно из самых загадочных стихотворений поэта «Бесы», написанное 7 сентября 1830 года в Болдине. На нем я и хочу остановиться, поскольку этому произведению суждено было стать историческим не только по литературным достоинствам. Именно о нем вспомнил Достоевский, взяв цитату в качестве эпиграфа к роману «Бесы», который в советские годы причисляли к «антинигилистическим», «антиреволюционным» произведениям. Между тем, и стихотворение Пушкина, и роман Достоевского, и другие произведения русских классиков на эту тему были провидческими. Так случается, что писателям иногда удается заглянуть в будущее с поразительной точностью, чего, казалось бы, можно ожидать только от историков, скрупулезно изучающих законы исторического развития.
В советские времена исследователи творческого наследия А.С. Пушкина не очень-то акцентировали внимание на этом произведении, по крайней мере для широкой публики. Возможно, потому, что в противном случае им пришлось бы искать ответы на очень трудные, а главное - опасные вопросы. Почему гений Русской земли обратился к теме бесов спустя пять лет после разгрома декабристского движения? О чём он хотел предупредить Россию, когда писал:
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Пушкин ещё не утверждает, что именно Антихрист сбивает путников с пути, он только предчувствует его появление в некогда чистом русском поле, предполагает, что это Он. Но на душе уже тревожно. Читаешь эти строчки и кажется, что они написаны не 180 лет назад, а только вчера. Разве мы не чувствуем и не понимаем, что нынешняя Россия, захваченная и поделённая на сферы влияния новыми бесами, сгруппировавшимися в чиновничье-олигархическое сословие, как пушкинский путник, давно сбилась с пути. Мы находимся посредине чистого поля и не знаем, что делать, куда ехать, на что надеяться и что нас ждёт там, за горизонтом. Нравственные ориентиры давно потеряны, национальной идеи нет, внятная государственная идеология тоже отсутствует. Мы не знаем, какая общественно-экономическая формация на дворе, куда движемся, и движемся ли вообще. Везде, куда ни посмотришь «с холодным вниманьем вокруг», следы пошлости, разложения и упадка, всюду рабское поклонение «золотому тельцу» и «начальству», девальвация таких священных понятий, как вера, долг, любовь, доблесть и человеческое достоинство. Идеальная почва для воцарения Антихриста. Использование церковной лексики не должно смущать вдумчивого читателя. Просто другими словами передать ощущения, возникающие по прочтении этого произведения невозможно.
Дальше ещё страшнее. Пушкин уже не сомневается, что бесы появились, они где-то рядом, и их очень много. Он даже различает их в ночном сумраке.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Почему в ноябре, а не в октябре, на который в средней полосе обычно приходится листопад, закружились, как листья, разные бестии? Ведь слово «октябрь» тоже прекрасно рифмуется с «игрой». Может, ноябрь случайно попал в окончательный вариант стихотворения? Ничего подобного. У Пушкина нет случайных слов ни в одном произведении. В «Бесах» тем более. Скажем, оставшейся в тексте строчке «Кто их знает? Пень иль волк?» предшествовали пять других вариантов, которые поэт отмёл. Это хорошо видно по черновикам Пушкина, сохранившимся до наших дней. Что же увидел гений земли Русской в промозглом ноябре? Не вакханалию ли бесов, захвативших власть в России 26 октября 1917 года по старому стилю и 7 ноября - по новому? Возможно, это просто совпадение. Но провидческое… Как бы там ни было, сразу после революции религия была объявлена опиумом для народа. Повсеместно началось глумление над православием, как, впрочем, и другими верами. Народ, понукаемый бесами с партийными билетами РСДРП в кармане и маузером на бедре, забыв о завете Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде», дружно отправился крушить святые храмы, тысячи священнослужителей оказались узниками совести и подверглись жесточайшему насилию. Когда с верой было покончено, по России потекли реки крови. Потом начались годы большого террора, в ходе которого миллионы ни в чём не повинных людей оказались жертвами и заложниками бесовского тоталитарного режима. Он рухнул в 1991 году. Но легче не стало. В России, как это всегда бывало после многих лет тирании, началась смута, конца которой не видно по сей день. Притихшие было бесы вновь зашевелились. Одни снова ходят с портретами тирана Сталина по нашим городам и весям, другие уже в открытую продолжают грабить и растаскивать по клановым сусекам ещё оставшееся каким-то чудом национальное достояние. А нынешние власти делают вид, что страна успешно развивается, богатеет на нефтедолларах. Богатеют в основном чиновники и приближенные к власти олигархи. Детки министров неожиданно становятся топ-менеджерами банков и крупных госкорпораций, членами советов директоров компаний. Невесть откуда у них появляются громадные состояния… А кругом разоренные спивающиеся деревни, безработные моногорода, звереющая преступность; мздоимство становится нормой жизни, голосов праведников почти не слышно. На этом фоне риторика допущенных в телеящики глашатаев о великой державе выглядит нелепо и подло.
«Сбились мы. Что делать нам!» - задаемся мы пушкинским вопросом, не подозревая о том, что ответ на него, как завещание, поэт скрыл в глубине всё того же стихотворения «Бесы». Прочтём эту часть ещё раз.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их!
Куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж отдают?
Похороним домового, в нашем общем доме станет спокойнее. Выдадим ведьму замуж, в обществе прекратятся склоки и ссоры. Бесам останется только жалобно выть и искать прибежище в другом месте - подальше от России.Автор: Юрий Луговой
В советские времена исследователи творческого наследия А.С. Пушкина не очень-то акцентировали внимание на этом произведении, по крайней мере для широкой публики. Возможно, потому, что в противном случае им пришлось бы искать ответы на очень трудные, а главное - опасные вопросы. Почему гений Русской земли обратился к теме бесов спустя пять лет после разгрома декабристского движения? О чём он хотел предупредить Россию, когда писал:
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Пушкин ещё не утверждает, что именно Антихрист сбивает путников с пути, он только предчувствует его появление в некогда чистом русском поле, предполагает, что это Он. Но на душе уже тревожно. Читаешь эти строчки и кажется, что они написаны не 180 лет назад, а только вчера. Разве мы не чувствуем и не понимаем, что нынешняя Россия, захваченная и поделённая на сферы влияния новыми бесами, сгруппировавшимися в чиновничье-олигархическое сословие, как пушкинский путник, давно сбилась с пути. Мы находимся посредине чистого поля и не знаем, что делать, куда ехать, на что надеяться и что нас ждёт там, за горизонтом. Нравственные ориентиры давно потеряны, национальной идеи нет, внятная государственная идеология тоже отсутствует. Мы не знаем, какая общественно-экономическая формация на дворе, куда движемся, и движемся ли вообще. Везде, куда ни посмотришь «с холодным вниманьем вокруг», следы пошлости, разложения и упадка, всюду рабское поклонение «золотому тельцу» и «начальству», девальвация таких священных понятий, как вера, долг, любовь, доблесть и человеческое достоинство. Идеальная почва для воцарения Антихриста. Использование церковной лексики не должно смущать вдумчивого читателя. Просто другими словами передать ощущения, возникающие по прочтении этого произведения невозможно.
Дальше ещё страшнее. Пушкин уже не сомневается, что бесы появились, они где-то рядом, и их очень много. Он даже различает их в ночном сумраке.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Почему в ноябре, а не в октябре, на который в средней полосе обычно приходится листопад, закружились, как листья, разные бестии? Ведь слово «октябрь» тоже прекрасно рифмуется с «игрой». Может, ноябрь случайно попал в окончательный вариант стихотворения? Ничего подобного. У Пушкина нет случайных слов ни в одном произведении. В «Бесах» тем более. Скажем, оставшейся в тексте строчке «Кто их знает? Пень иль волк?» предшествовали пять других вариантов, которые поэт отмёл. Это хорошо видно по черновикам Пушкина, сохранившимся до наших дней. Что же увидел гений земли Русской в промозглом ноябре? Не вакханалию ли бесов, захвативших власть в России 26 октября 1917 года по старому стилю и 7 ноября - по новому? Возможно, это просто совпадение. Но провидческое… Как бы там ни было, сразу после революции религия была объявлена опиумом для народа. Повсеместно началось глумление над православием, как, впрочем, и другими верами. Народ, понукаемый бесами с партийными билетами РСДРП в кармане и маузером на бедре, забыв о завете Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде», дружно отправился крушить святые храмы, тысячи священнослужителей оказались узниками совести и подверглись жесточайшему насилию. Когда с верой было покончено, по России потекли реки крови. Потом начались годы большого террора, в ходе которого миллионы ни в чём не повинных людей оказались жертвами и заложниками бесовского тоталитарного режима. Он рухнул в 1991 году. Но легче не стало. В России, как это всегда бывало после многих лет тирании, началась смута, конца которой не видно по сей день. Притихшие было бесы вновь зашевелились. Одни снова ходят с портретами тирана Сталина по нашим городам и весям, другие уже в открытую продолжают грабить и растаскивать по клановым сусекам ещё оставшееся каким-то чудом национальное достояние. А нынешние власти делают вид, что страна успешно развивается, богатеет на нефтедолларах. Богатеют в основном чиновники и приближенные к власти олигархи. Детки министров неожиданно становятся топ-менеджерами банков и крупных госкорпораций, членами советов директоров компаний. Невесть откуда у них появляются громадные состояния… А кругом разоренные спивающиеся деревни, безработные моногорода, звереющая преступность; мздоимство становится нормой жизни, голосов праведников почти не слышно. На этом фоне риторика допущенных в телеящики глашатаев о великой державе выглядит нелепо и подло.
«Сбились мы. Что делать нам!» - задаемся мы пушкинским вопросом, не подозревая о том, что ответ на него, как завещание, поэт скрыл в глубине всё того же стихотворения «Бесы». Прочтём эту часть ещё раз.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их!
Куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж отдают?
Похороним домового, в нашем общем доме станет спокойнее. Выдадим ведьму замуж, в обществе прекратятся склоки и ссоры. Бесам останется только жалобно выть и искать прибежище в другом месте - подальше от России.Автор: Юрий Луговой
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru