о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Такая неизвестная Церковь

17.06.2011 20:20 Рубрика: Общество


До того, как Горбачев с партократами вынуждены были даровать Церкви свободу, почерпнуть информацию о ней, скажем так, было проблематично. Сейчас это трудно представить, но книги Св. Писания тогда приравнивались к антисоветской литературе - за исключением официально изданных Патриархией, которых явно было недостаточно. Так же, как молитвословов и другой необходимой литературы. Что же говорить о периодике! Было одно официальное издание - «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП). С большим опозданием среди официоза, «борьбы за мир», «экуменического движения» все-таки ищущий мог кое-что найти. Даром что в церковном народе журналу дали обидное прозвище «Жалкие Мысли Питирима». Не стреляйте в пианиста… Владыка Питирим, председатель Издательского отдела, выдающийся церковный и общественный деятель, видимо, делал что мог. Потом на волне демократии его заклеймили как агента КГБ по кличке «Аббат». Помнится, была дуэль в эфире на НТВ между Татьяной Митковой и Никитой Михалковым, другом Питирима…

Ныне другое государство, Питирим уже давно в мире ином, другие люди возглавляют Церковь и строят ее информационную политику. Появилось немало православных СМИ. Однако что-то слишком дорого, что-то непонятно, да и тиражи небольшие. А главное - все то же господство официоза, невозможность нормально поставить, обсудить острые вопросы, подумать над их решением. Парадоксально, но до революции, когда Православная Церковь была государственной и существовала официальная цензура, многие проблемы открыто обсуждались в церковной печати. Увы, как и «в миру», в информационном пространстве все больше Интернет вытесняет СМИ, но не всем он доступен, да и как отделить «зерна от плевел»?

Итак, сделаем попытку узнать из доступных источников, что происходило в Церкви и вокруг нее в последнее время.

Подобно кругам по воде, все шире расходится обсуждение демарша 27 марта троих ижевских священников - протоиереев Сергия Кондакова и Михаила Корнеева и иерея Александра Малых. Отнюдь не «маргиналы» (как сейчас любят клеймить оппозиционеров), здесь и духовный опыт, и руководство отделом по связям с Вооруженными силами, и даже членство в Общественной палате Ижевска. А главное - отсутствие компромата на них. Священники отказались поминать за богослужением Патриарха Кирилла, обвинив его в экуменизме и чрезмерном сближении с властью. Упоминали и пропасть между богатыми и бедными в церковной среде, и девальвацию церковных наград и многое другое, о чем шепчутся повсюду, а несколько лет назад громко сказал мятежный Диомид - но в форме, позволившей лишить его сана. Впрочем, как и ожидалось, ижевские батюшки тоже были отосланы в заштат и подвергнуты обструкции. Однако отношение к ним уже другое. Почти все выступившие заявили о своей поддержке. Это группа священников из Новосибирской и Алтайской епархий, клирик Тульской епархии иеромонах Евстратий (Филиппов), другие священники и миряне. Было такое высказывание: «Большая часть мыслей троих ижевских священников - это крик измученной души, желание сказать вслух то, о чем молчать стало уже невозможно». Известный правозащитник, костромской священник о. Георгий Эдельштейн указал «мятежникам» на их ошибки. Представители Патриархии тоже как бы отнеслись с сочувствием (даже протоиерей Всеволод Чаплин, тут же призывавший, естественно, покаяться и вернуться в лоно РПЦ) и высказались в духе того, что, мол, зачем же сразу «не поминать», есть ведь у нас такой орган, как Межсоборное присутствие… А представитель «неприсоединившейся» Зарубежной Церкви сказал, что трое батюшек, которым он сочувствует, загнали себя в тупик. Удивил многих известный московский священник отец Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, ведущий «Православной Энциклопедии» на ТВ. Сначала была статья в Сети, потом беседа «за круглым столом» с журналистами в рамках Рождественских чтений, где протоиерей Алексий осмелился критиковать иерархию, патриарха (даже пожурить его за поздравление Лукашенко с избранием). Он даже привел высказывание «честнейшего человека» А. И. Герцена, который когда-то пенял Церкви за ее нежелание быть с народом, обличать помещиков и власть имущих и т. д. Аналогия с нашим временем была столь очевидна, что кто-то с виноватой улыбкой сказал: «Отец Алексий, вы уж к революции-то хоть не призывайте». Затем в теледискуссии с о. Вс. Чаплиным (который, по его словам, тоже обличает кого надо - правда, не называя имен) о. Алексий вновь подчеркнул: «Наши объятия с властью слишком горячи, а рукопожатия слишком крепки», а политкорректное молчание Церкви пора разрушать». Неужели лед тронулся?

А официальная жизнь РПЦ шла, между тем, своим чередом. Торжественные пасхальные службы, награждения достойных. Правда, и здесь случился конфуз (власть имущими и элитой незамеченный). Патриарх Кирилл наградил министра здравоохранения Т. Голикову, не только ставшую объектом публичной критики честного доктора Рошаля, но и, как говорят, оказавшуюся в центре коррупционного скандала.

Была поездка Святейшего на Украину, которой сопутствовали странные истории: то выясняется, что на службы якобы «сгоняли» трудящихся, то будто бы был использован «фотошоп», чтобы создать картинку переполненной народом площади Харькова, самой большой в Европе. Вряд ли это все сильно подпортило первосвятительский визит в братскую Украину. Кстати, об Украине, где немало талантов, в том числе и среди иерархов. Так, митрополит Днепропетровский Ириней (Середний), обладатель прекрасного тенора, солировал в постановке, посвященной Дню Победы. А всесторонние таланты наместника Киево-Печерской лавры митрополита Вышгородского Павла (Лебедя) были оценены во время празднования его 50-летнего юбилея в фешенебельном ресторане Киева с участием поп-звезд (не тех, что в рясах!) и дорогущими подарками, такими, как эксклюзивный «Мерседес». Именно с Украины, из Почаевской лавры, от братии во главе с наместником владыкой Владимиром еще зимой, впервые раздались тревожные голоса, выраженные в обращении к Архиерейскому собору по поводу электронных карт. Позже, на Страстной неделе, против «электронного рабства» выступили православные миряне Москвы на Пушкинской площади. А в начале мая Священный Кинот св. горы Афон заявил о реальной опасности для граждан, которую несут «электронное правительство» и «электронный» паспорт, и обратился к греческому правительству с просьбой не приступать к выпуску электронной карты, а христианам рекомендовал использовать обычные средства идентификации.

Ну и, наконец, по всей РПЦ, в том числе во Владимирской епархии обсуждается вопрос «обязательной катехизации» желающих креститься, венчаться, стать крестными с прохождением курсов и выдачей удостоверения. Особое мнение высказал епископ Саратовский Лонгин: нельзя, мол, уподобляясь светской бюрократии, все формализовать, нужно использовать индивидуальный подход. Мне, и не только, тоже многое непонятно. Кто будет выдавать «корочку» о катехизации, как, кем и где будет осуществляться «подготовка», если в епархии более 300 приходов, в связи с этим - кто будет осуществлять совершение Таинств?

Среди новостей мирового православия: конфликт в Американской Православной Церкви, в котором якобы просматривалась «рука Москвы», завершился восстановлением предстоятеля митрополита Ионы
(Паффхаузена). Предпринимаются попытки Константинополя восстановить «пентархию» древних греко-православных Церквей, без участия Русской (на ее пятое место в «диптихе» претендует Кипрская). Наконец, сложная ситуация вокруг Абхазской церкви. Здесь заинтересованные стороны: Московская Патриархия, Грузинская Церковь, наконец, тот же Константинополь - в случае образования отдельной митрополии.

Из курьезного: под Нижним Новгородом появилась секта почитателей Путина, которого некая матушка Фотинья провозгласила «реинкарнацией апостола Павла».

Таковы некоторые явления православной жизни за последнее время.Автор: Мария Павлова

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости