о проекте | реклама на сайте

разместить рекламу


RSS Владимирский Электронный Дайджест
RSS Владимирский Электронный Дайджест

Родоначальник самовластья

26.05.2011 14:10 Рубрика: Общество


Год 2011 в хронологии событий прошлого явит владимирцам неоспоримо значимую дату, которая напомнит, что 900 лет назад родился будущий правитель Владимиро-Суздальского княжества Андрей Юрьевич Боголюбский. Источники называют разные даты рождения князя, но разница несущественна. Принято считать - год 1111 от рождества Христова.

К началу XI века семейство Рюриковичей значительно приумножилось, и родовые отношения относительно престолонаследия все более усложнялись, вызывая смуты и междоусобицы. Область средней Волги на северо-восточной окраине Киевской Руси давно привлекала внимание киевских князей. В конце XI века эта область становится вотчиной князя Всеволода Ярославича и его потомков. Но вскоре за обладание этим краем начинается кровавая междоусобица, в результате которой выяснилось оборонное значение высокого берегового хребта Клязьмы, который смотрел в сторону враждебных Муромского и Рязанского княжеств. Именно на этой точке клязьменской гряды, на месте древнего угро-финского поселения в 1108 году сын Всеволода Ярославича Владимир Мономах заложил крепость, которая и стала отправной точкой будущего города с названием Владимир.

Наследник Мономаха, его сын Юрий Долгорукий, проведя большую часть жизни в борьбе за Киевский престол, к преклонным годам развернул в северо-восточной области строительство крепостей, среди которых была и Москва. Сюда князь приглашал ремесленников, торговцев, давал льготы. Вот среди этого мира, на этой новой почве вырос сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский. Тридцать с лишним лет прожил он с отцом на севере, воспитывался в иных отношениях, чем те, что существовали между князьями и городами на юге в пределах Киевской Руси. Он воспитывался в отдалении от княжеского рода, в отчуждении от их интересов и готов был выделиться из рода и порвать с ним. В зрелом возрасте, возмужавшим, когда ему досталось старшинство в целом роде, когда князья его признали великим и он появился на юге, в пределах Киевской Руси, то чуждым и враждебным показался ему юг, и он возвращается на родной север в Ростов Великий и оттуда правит делами Киева.

В своем правлении князь Андрей Боголюбский существенно нарушает сложившийся порядок. Меняет он отношение к своим младшим князьям-сородичам, которые, конечно, возмутились. «Мы признали тебя старшим, - говорили они Андрею, - а ты поступаешь с нами не как с родственниками, а как с подручниками». Вот оно слово новое, роковое: «подручники», вместо сородичи.

Ясно, что такой переворот не мог совершиться скоро. Потребовались века борьбы упорной и кровавой.

В прежние времена дружинники привыкли жить с князем не как с повелителем, но как со старшим товарищем, которому служат по любви и из охоты и покидают его при первом же неудовольствии. Андрей эти обычаи отверг и погнал из своей волости всех бояр отцовских. Ну а что бояре других волостей? Вступились они за своих товарищей? Не вступились!.. Они встали в глухую оборону против князя- самовластца… Было ясно, что борьба на этом не закончилась, пружина взаимоотношений князя со старобоярской знатью начала сжиматься.

Из боярского Ростова Андрей Боголюбский переселяется во Владимир-на-Клязьме. Это новый город, здесь нет веча, здесь власть княжеская не встретит преград. Андрей начинает заниматься обустройством города. Насыпается новый пояс валов, укрепляются старые. Город начинает прирастать населением. Среди новых горожан выходцы из Поднепровья и даже из самого Киева. Они приносят на новое место жительства названия покинутых родных мест. Речки: Лыбедь, Ирпень, Почайна… Город полнится ремесленниками, торговцами. Полнится теми людьми, которые станут одной из главных сил князя в борьбе со старобоярской знатью, кто будет способствовать княжеской политике возвышения Владимирской земли, вступающей в борьбу с феодальной раздробленностью всей русской земли.

В 1158-1164 годах во Владимире разворачивается крупное строительство. Успенский собор был главной постройкой новой столицы Андрея. Для выполнения огромного объема работ призываются мастера белокаменной техники, в том числе и иноземцы. «Бог привел мастеров со всех земель» - сообщает летопись. Андрей всеми средствами стремится закрепить значение своей новой столицы, показать ее равноправие не только с Киевом, но и с Царьградом.

Почти одновременно со столицей и ее обустройством возводится и княжеская резиденция-замок - город Боголюбов, откуда хорошо просматривается устье реки Нерли, впадающей в Клязьму. Верховья клязьменской Нерли близко сходились с верховьями Нерли волжской, образуя для северо-восточной Руси водную дорогу, пересекавшую богатый обширный край, где в старых городах Суздале, Ростове, да и по всему Залесью раскинулись владения старобоярской знати с ее своекорыстными местными интересами. Обладание выходом нерльского пути в Клязьму имело огромное значение. Именно здесь, на боголюбских холмах в виду нерльского устья, и было выбрано место для строительства княжеской резиденции. И это было крутым шагом со стороны Андрея, что, безусловно, должно было вызвать недовольство боярской знати. Если перенос Андреем столицы из Ростова Великого во Владимир угрожал политическому господству этой знати, то княжеский контроль над выходом к главным водным артериям края задевал ее имущественные интересы.

В резиденцию князя наезжали послы из соседних земель, из зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы земли Владимирской и всей русской земли.

Ныне в устье Нерли стоит одиноко белокаменный храм, известный как храм Покрова. Сегодня мы созерцаем лишь остатки когда-то пышного строения. Архитекторы-реставраторы говорят, что храм с трех сторон был окружен высокими белокаменными галереями, а верх его украшал шлемовидный золоченый купол. От предполагаемой пристани к храму вели белокаменные ступени, а весь холм вокруг храма был обложен плитами. Именно устье Нерли служило воротами Суздальской земли с выходом в Клязьму, Оку и Волгу. Здесь проходили суда из Суздаля, Ростова. Здесь встречали корабли послов и гостей с востока, Волги и Оки. Прибывавшие останавливались здесь, присутствовали в храме на богослужениях, прогуливались по галереям, откуда открывался вид на боголюбскую резиденцию князя.

Храм на Нерли стал торжественным монументом об успешном походе князя Андрея на волжских болгар. Стал этот храм и памятником сыну Андрея Изяславу, погибшему в походе.

Отвегнувший устои родового была Андрей Боголюбский сел на княжеский стол убежденным сторонником нового порядка вещей как в вопросах престолонаследия, так и в накоплении материальных сил. Все это не только вызывало зависть и противодействие со стороны старобоярской знати, но и нескрываемую враждебность. Борьба обострялась. Пружина взаимоотношений между князем и боярством все более сжималась, готовая однажды сработать. И это случилось…

Июньской ночью 1174 года заговорщики от старобоярской знати проникли в замок князя Андрея и убили его. Священник Микула, духовный наставник князя, используя данные судебного допроса заговорщиков, высказывания очевидцев и свои собственные впечатления, написал книгу, в которой подробно описал трагические события. Среди убийц князя названы родственники бояр Кучковичей - их зять Петр и родич их Аким. Был среди заговорщиков и ключник князя Ясин Анбал, который загодя и вынул меч из ножен в спальной князя. Благодаря книге священника Микулы мы имеем возможность погрузиться в глубину столетий и по деталям проследить кровавую драму, разыгравшуюся в Боголюбском замке июньской ночью 1174 года.

С высокого клязьменского берега к югу открывается взору бесконечная даль лесов. Если перевести взгляд немного вправо, туда, где железнодорожная ветка, отделившись от московской, уходит на Гусь-Хрустальный, то увидим участок леса, который до сих пор носит название Георгиевского. Когда-то он был, видимо, заповедным для княжеской охоты. В глубине этого леса есть озеро с названием Плавучее. До сих пор ходит в народе молва, что не зря озеро носит это название. Сказывают, что все убийцы князя Андрея Боголюбского были заживо замурованы в просмоленные дубовые гробы и брошены плавать в пучину этого озера. Князь Андрей Боголюбский русской православной церковью был канонизирован в 1720 году.Автор: Владимир Пекарев

Источник публикации: Молва. Общество



www.vladimironline.ru




только в разделе Общество

Последние новости

Все новости