Цены на бензин продолжают расти
17.05.2011 11:40 Рубрика: Общество
Дефицит топлива, возникший в ряде регионов страны, по всей видимости, пришел и во Владимирскую область. По крайней мере, об этом говорит ситуация, сложившаяся на многих заправках в южных районах региона-33, где бензин марки АИ-92 и АИ-95 исчез еще на прошлой неделе.
Дело в том, что «розничники» Гусь-Хрустального, Меленковского, Муромского и Селивановского районов в большинстве своем приобретали топливо на Рязанском НПЗ, который после поломки установки крекинга (см. «М» №49 от 29.04.2011 г.) полностью сосредоточился на внутреннем потребителе. Это привело к тому, что независимые АЗС фактически оказались в вакууме.
Данная ситуация наиболее выгодна крупным нефтяным компаниям полного цикла, считает президент Владимирской областной топливной ассоциации Рустам Вишняков. Те же «Лукойл» и «ТНК», сосредоточившись на «своих» АЗС, попросту перестали отпускать топливо другим розничным компаниям, не имеющим возможности производить и перерабатывать нефть. Получается, что дефицит бензина искусственно создан еще и крупными нефтяниками на фоне общего дефицита, чтобы вытеснить конкурентов и тем самым установить монополию на топливном рынке.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области не разделяет эту версию. По мнению заместителя руководителя управления Алексея Потанина, подобные ситуации должны сопровождаться соответствующими жалобами в антимонопольный орган. А таковых пока не поступало - хотя еще в конце апреля антимонопольщики на организованной по их инициативе встрече с региональными представителями топливных компаний акцентировали на этом особое внимание.
Алексей Потанин подчеркнул, что факт дефицита наблюдается на тех АЗС, которые были связаны контрактом с одним поставщиком - Рязанским нефтеперерабатывающим заводом. А заключение новых контрактов с другими поставщиками - дело долговременное. Более крупные компании с дефицитом не столкнулись, потому что не ограничиваются поставками с одного НПЗ. Причем география поставщиков бензина не ограничивается соседними областями, расширяя горизонты до Сибири (Омская область) и Севера (Сургут).
Но нехватка бензина - это одна сторона проблемы, затронувшая лишь часть населения области. Подавляющее большинство автолюбителей больше волнует вопрос цен на топливо. А они продолжают расти.
Согласно данным мониторинга, проведенного региональным управлением ФАС, к 8 мая розничная стоимость литра АИ-92 по сравнению с 1 февраля в среднем выросла на 1 рубль 83 копейки, то есть на 7,65%. 95-й подорожал на 1 рубль 71 копейку (6,69%).
Скачок цен на топливо в регионе обусловлен тем, что поднялись цены отпускной продукции с НПЗ, где с начала февраля стоимость литра 92-го выросла на 1,5 рубля (7,26%), 95-го - на 1 рубль 35 копеек (6,05%). Так что цифры, которые мы видим на АЗС региона исходя из результатов проверки, инициированной региональным управлением ФАС, вполне объективны в условиях розничного рынка. Получается, что нарушений действующего законодательства на уровне розницы не выявлено. Виновных следует искать среди оптовиков, которые находятся за пределами области, а, следовательно, и полномочий владимирских антимонопольщиков.
Сам ажиотаж вокруг так называемого бензинового кризиса, по мнению А. Потанина, раздут - в том числе при посильном участии СМИ. Ситуация, сложившаяся на топливном рынке нашей области, есть не что иное, как совокупность ряда факторов - прежде всего федерального уровня. Резкое увеличение доли экспорта топлива произошло одновременно с закрытием ряда НПЗ на текущую профилактику и существенным повышением спроса на бензин в связи с началом дачного сезона. Плюс «местные» технические неполадки, как в случае с Рязанским НПЗ.
Впрочем, по словам Алексея Потанина, со временем проблема должна разрешиться сама собой. Этому будет способствовать ограничение экспорта продукции, введенное властями в качестве стабилизирующих мер. Потеряв внешнего потребителя, нефтяникам так или иначе придется все усилия сосредоточить на потребителе внутреннем. И цены «поползут» вниз сами собой.
Правда, произойдет ли так на самом деле - большой вопрос. Ведь именно благие намерения «верхов» в феврале текущего года, обязавшие нефтяников снизить цены на бензин, подтолкнули последних в поисках прибыли в разы увеличить экспорт. Что, собственно, и привело к печальным событиям конца апреля текущего года.
Как бы то ни было, а проблема остается. Раздута она или нет - это уже другой вопрос. Рядового автолюбителя не интересует, что привело к топливному кризису и кто в этом виноват. Ему необходима возможность наполнить бак без очередей и за умеренную плату - а вот с этим, увы, пока проблемы.Автор: Валерий БАЙБУСИНОВ. Фото: Владимир ФИЛИМОНОВ
Дело в том, что «розничники» Гусь-Хрустального, Меленковского, Муромского и Селивановского районов в большинстве своем приобретали топливо на Рязанском НПЗ, который после поломки установки крекинга (см. «М» №49 от 29.04.2011 г.) полностью сосредоточился на внутреннем потребителе. Это привело к тому, что независимые АЗС фактически оказались в вакууме.
Данная ситуация наиболее выгодна крупным нефтяным компаниям полного цикла, считает президент Владимирской областной топливной ассоциации Рустам Вишняков. Те же «Лукойл» и «ТНК», сосредоточившись на «своих» АЗС, попросту перестали отпускать топливо другим розничным компаниям, не имеющим возможности производить и перерабатывать нефть. Получается, что дефицит бензина искусственно создан еще и крупными нефтяниками на фоне общего дефицита, чтобы вытеснить конкурентов и тем самым установить монополию на топливном рынке.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области не разделяет эту версию. По мнению заместителя руководителя управления Алексея Потанина, подобные ситуации должны сопровождаться соответствующими жалобами в антимонопольный орган. А таковых пока не поступало - хотя еще в конце апреля антимонопольщики на организованной по их инициативе встрече с региональными представителями топливных компаний акцентировали на этом особое внимание.
Алексей Потанин подчеркнул, что факт дефицита наблюдается на тех АЗС, которые были связаны контрактом с одним поставщиком - Рязанским нефтеперерабатывающим заводом. А заключение новых контрактов с другими поставщиками - дело долговременное. Более крупные компании с дефицитом не столкнулись, потому что не ограничиваются поставками с одного НПЗ. Причем география поставщиков бензина не ограничивается соседними областями, расширяя горизонты до Сибири (Омская область) и Севера (Сургут).
Но нехватка бензина - это одна сторона проблемы, затронувшая лишь часть населения области. Подавляющее большинство автолюбителей больше волнует вопрос цен на топливо. А они продолжают расти.
Согласно данным мониторинга, проведенного региональным управлением ФАС, к 8 мая розничная стоимость литра АИ-92 по сравнению с 1 февраля в среднем выросла на 1 рубль 83 копейки, то есть на 7,65%. 95-й подорожал на 1 рубль 71 копейку (6,69%).
Скачок цен на топливо в регионе обусловлен тем, что поднялись цены отпускной продукции с НПЗ, где с начала февраля стоимость литра 92-го выросла на 1,5 рубля (7,26%), 95-го - на 1 рубль 35 копеек (6,05%). Так что цифры, которые мы видим на АЗС региона исходя из результатов проверки, инициированной региональным управлением ФАС, вполне объективны в условиях розничного рынка. Получается, что нарушений действующего законодательства на уровне розницы не выявлено. Виновных следует искать среди оптовиков, которые находятся за пределами области, а, следовательно, и полномочий владимирских антимонопольщиков.
Сам ажиотаж вокруг так называемого бензинового кризиса, по мнению А. Потанина, раздут - в том числе при посильном участии СМИ. Ситуация, сложившаяся на топливном рынке нашей области, есть не что иное, как совокупность ряда факторов - прежде всего федерального уровня. Резкое увеличение доли экспорта топлива произошло одновременно с закрытием ряда НПЗ на текущую профилактику и существенным повышением спроса на бензин в связи с началом дачного сезона. Плюс «местные» технические неполадки, как в случае с Рязанским НПЗ.
Впрочем, по словам Алексея Потанина, со временем проблема должна разрешиться сама собой. Этому будет способствовать ограничение экспорта продукции, введенное властями в качестве стабилизирующих мер. Потеряв внешнего потребителя, нефтяникам так или иначе придется все усилия сосредоточить на потребителе внутреннем. И цены «поползут» вниз сами собой.
Правда, произойдет ли так на самом деле - большой вопрос. Ведь именно благие намерения «верхов» в феврале текущего года, обязавшие нефтяников снизить цены на бензин, подтолкнули последних в поисках прибыли в разы увеличить экспорт. Что, собственно, и привело к печальным событиям конца апреля текущего года.
Как бы то ни было, а проблема остается. Раздута она или нет - это уже другой вопрос. Рядового автолюбителя не интересует, что привело к топливному кризису и кто в этом виноват. Ему необходима возможность наполнить бак без очередей и за умеренную плату - а вот с этим, увы, пока проблемы.Автор: Валерий БАЙБУСИНОВ. Фото: Владимир ФИЛИМОНОВ
Источник публикации: Молва. Общество
www.vladimironline.ru